Пост про Хассаку и кое-какие комментарии к нему напомнили мне фильму "Мемуары гейши", по книжке Артура Голдена.
Книгу не читала и после просмотра фильмы желания прочитать не возникло.
А вот кино в очередной раз посмотрела на днях и порадовалась жизни.
Сейчас у меня роскошное настроение и потому поводы для радости, обнаруженные в фильме, собираюсь сложить тут. Пусть лежат, буду изредка приобщаться к богатству человеческой фантазии.
А кому гейши уже осточертели, под кат не ходите. Их там мого будет.
Тут будет не все, только самое интересное для меня лично.
Так уж получилось, что последнее время увлеклась я местными прическами. Книжка у меня организовалась с картинками, которые я периодически выкладываю под тэгом "Нихонгами-но сэкаи". Ну, и с натуры тоже наблюдать удобно.
Стало быть, мы имеем жизнь гейши от самого начала, с уровня прислуги, и до самых вершин - наследницы дома гейш.
Пока девочка просто прислуга, она ничем особенным от остальных служанок в домах состоятельных господ не отличается. Незачем ей отличатся.
Начальная ступень обучения "на гейшу" мало отличается от сути от той же прислуги. Шикоми - так называют тех, кто только начал свой путь к вершинам.
Справа - шикоми.
В наше время шикоми может носить обычное кимоно или одежду западного типа, хоть юбку, хоть джинсы. Прическа - соответствующая. Если это западная одежда, то без особой разницы, лишь бы не мешалось. Ну, а с кимоно волосы обычно завязывают в простенький пучок.
Шикоми слева.
Помимо прислуживания старшим сестрам. шикоми должна посещать уроки, как и сами майко. Танцы, муз.инструмнты, пение, икэбана, каллиграфия, чайная церемония - все, что положено знать.
Если девушка выдержала все поучения и наставления старших сестер в процессе первоначального обучения (которое в наше время может длиться от полугода до двух лет, но в среднем - около года), и чему-то научилась, то ей предстоит сдать первый экзамен по обязательным танцевальным элементам в Нёкоба - школе гейш. "Майко" - "танцующее дитя, не забыли?
Экзамен принимают учителя традиционного танца. Если с первого раза девушка экзамен завалила (мало ли, элементы танца перепутала), ей дается еще две попытки через полгода каждая. После третьего несданного экзамена девушка навсегда теряет возможность стать гейшей. В наше время неудачница может вернуться домой под родительскую опеку и попробовать себя в чем-то еще.. В начале прошлого века вариантов было значительно меньше: либо прислуга в том же доме гейш до конца своих дней, либо девушку могли перепродать в публичный дом.
В "Мемуарах гейши" какие-либо экзамены и вообще проверка способностей Саюри воспроизвести танцы полностью оставлена за кадром. Чему она там за полгода научилась - знают только создатели фильмы.
Если экзамен благополучно сдан, девушка начинает готовиться к своему дебюту - мисэдаши. Дело это не быстрое, потому как надо заказать наряды для новой майко. Обычно подготовка к дебюту занимает несколько месяцев.
За месяц до дебюта девушка получает статус "минараи". Той, что учится, наблюдая за старшими сестрами.
Она уже носит "варешинобу" - прическу майко, полный макияж начинающей майко, но концы пояса оби короче, чем у майко, ровно в половину. Потому и называется "хандара-оби".
Минараи должна посещать пьянки с клиентами. Это часть ее обучения, причем, очень важная. Поскольку в здешних краях знакомства определяют очень многое. Старшие сестры, которые уже некоторое время "в бизнесе", обучают минараи тонкостям этикета и общению с клиентами.
В течение периода "минараи" обычно девушка получает свое новое имя, под которым она и будет выступать как майко, а потом - и гейко.
У Саюри стадия "минараи" явно отсутствовала начисто.
Всю науку обольщения клиентов ей преподавала старшая сестра, по фильме - опытная гейша Мамея.
Саюри в процессе обучения. Соблазняет, значить.
А теперь сравните прическу Саюри с тем, каким должен быть стиль "варешинобу", положенный ей по статусу на данном этапе.
"Варешинобу" начинающая майко носит до церемонии "мизуагэ". Кто три года, кто - меньше. Но младшая майко прическу не меняет!
Особенно меня умиляет красненький бантик, повязанный неизвестно как на маковке у Саюри.
То есть, аффтары прически явно знали, что бантик должен быть где-то сверху. Вот он и есть.
После месяца интенсивного обучения как минараи, девушка проходит церемонию "мисэдаши" - дебюта.
Дебют Саюри:
Звиняйте, фильма была с титрами.
Вид с тылу во время танца:
А так должна выглядеть реальная майко во время мисэдаши:
Заметьте, опять-таки красненький лоскуток на пучке у Саюри имеется. И брошка сверху. Все, как положено.
Лоскуток, правда, непонятно за каким бесом присобачен и непонятно на чем держится (на гвоздике?), но раз надо - пусть будет.
Про то, что в день мисэдаши майко положено надевать черное формальное кимоно с гербами, можно даже не упоминать. Главное - какая гирляндочка классная слева болтается!
А вот для сравнения дебют - мисэдаши - другой героини фильмы, Тыковки:
Виды с тыпу и с фасаду.
Здесь хоть отдаленно напоминает то, что должно быть. Цвет кимоно - ладно, хрен уж с ним. Чего придираться-то?
Дабы преодолеть козни, что строит зловредная и ревнивая Хатсумомо, Саюри принимает участие в Мияко-одори. Праздник такой, ежегодный весенний фестиваль танца.
Так оно выглядит в фильме:
Усе такое розавинькое!
И прически, да! Совсем как у Саюри!
Реальный Мияко-одори:
Ну, цветовая гамма не совпадает. Ну, подумаешь, какие мелочи!
А вот цветочков в прическах аффтары фильмы явно пожалели. На настоящих-то больше!
После триумфального выступления (извините, фоток не будет, на эту тему уже кто только не топтался), Саюри выходит к гостям и почитателям в офигительной прическе:
Если учесть, что традиционным японским прическам ассиметрия вообще не свойственна, то перед нами явный прорыв в моде 30х годов. Ленточку только вот забыли сверху привязать, красненькую-то! А ведь положено!
Дальше у нас фильма развивается своим чередом и красотку Саюри, самую известную майко Киото, приглашает к себе в имение Барон. Сакурой любоваться.
Саюри едет. В таком вот прикиде:
Надо полагать, на голове у нас тоже вариация на тему "варешинобу". Бантик видите? Значит, оно и есть!
И сзади тоже лоскуток имеется! Не придеретесь!
И даже две полосочки нарисованы, вот!
Барон подло издевается над хрупкой девушкой. После чего девушке приходится доказывать, что она "не дешевка", чтобы подороже продать свою девственность. Типа, церемония "мизуаге".
Ну, тонкостей этой церемонии я касаться не буду, тема сложная и долгая.
Факт тот,что в наше время для майко церемония становится переходом на следующую ступень иерархии. Майко становится майко-онеесан (старшей сестрой) и уже сама имеет право учить уму-разуму младших майко.
У майко-онеесан прическа меняется на "офуку". Причем, в некоторых специальных случаях майко-онеесан должна носить особую прическу (во время Хассаку, Нового Года, Гион Матсури) .
Прическа "офуку". На заднем плане - младшая майко с прической "варешинобу". Когда вместе, легко заметить разницу.
Заметили?
Старшей майко девушка может оставаться еще несколько лет. Постепенно поднимаясь по ступеням внутренней иерархии. Внешне это видно по изменению некоторых деталей макияжа, прически и платья.
Если в целом и коротко - красного цвета в костюме становится меньше. И рисунок кимоно становится более сдержанным.
В фильме никаких офуку нету. Или они теряются на общем фоне вариаций на тему варешинобу.
Мало того, после операции по лишению девственности, проведенной Доктором Крабом, Саюри принимает поздравления, что стала настоящей гейшей!
А как же "эрикаэ"???
У каждой майко проходит церемония "эрикаэ" - дословно "смена цвета воротника". И внешность теперь уже гейко отличается от внешности майко очень сильно. Так, как должна отличаться взрослая, уверенная в своем искусстве женщина, от неопытной девочки.
И церемонии этой предшествует длительная подготовка. Не говорю уже о том, что девушка должна к этому времени закончить свое обучение по всем дисциплинам и сдать экзамены.
Только прическа меняется пару раз перед "сменой цвета воротника"!
В фильме этого нет вообще.
То есть, для того, чтобы стать "настоящей гейшей", надо разок станцевать, а потом отдаться за деньги кому-нибудь. И вот как только тебя трахнут (извините!), так ты сразу - гейша.
Короче, мы тут все гейши, а вы и не знали!
Новоиспеченная гейко во время "эрикаэ".
Видите, воротник изнутри белый? Вот потому "сменой цвета" и называется.
Прически "настоящих гейш" в фильме, так же как и их костюмы, вызывают массу положительных эмоций. Становится просто по-человечески радостно за креативность аффторов.
Фиолетовый халатик - просто прелесть!
Кукиш с палочкой мне очень нравится.
Реальные гейши примерно того же времени, что и Саюри - предвоенная Япония.
Натаскала с сайта
http://www.immortalgeisha.com/index.html Какие из этого будут выводы? Знали ли аффтары, как должна выглядеть реальная майко или гейко?
Несомненно, знали. Иначе не присобачивали бы красненькие лоскутки куда придется.
А почему не стали делать "как положено"?
Наверное, креативность свою показывали. А то, что для гейши платье-прическа-макияж - как мундир для солдата, дело десятое.
Фотки реальных майко и гейко вырезаны с
Фликра.