Это продолжение заметки про сессию аспирантов. Ранее я уже писал про
английский язык, зачеты и аттестацию . В этот раз расскажу об экзамене по истории и философии науки.
Как и по иностранному языку, по истории и философии науки проводятся занятия в течении года. Для допуска к экзамену требуется тоже выполнить небольшой квест - написать реферат по теме своей диссертации в рамках истории и философии науки. К реферату довольно жесткие требования, писать теоретическую часть диплома было гораздо легче. Подобрать тему тоже нелегко, так как в рамках истории и философии науки раскрыть что-то узкоспециализированное банально невозможно. Посоветовавшись с научруком, я в реферате вышел на больший уровень абстракции. Если кому-то интересна история эргономики в развитии взглядов на соответствие предмета параметрам человека, то можете почитать
мой реферат. Реферат после написания необходимо подписать у научного руководителя, и отнести на проверку на кафедру общей психологии, где его просмотрят, проверят на антиплагиат, его подпишет Виктор Михайлович Аллахвердов, после чего его можно забрать (и не забыть принести на экзамен).
Сам экзамен. В моем случае он проходил 13 июня с 10 утра (почему экзамены ставят так рано?), и продлился до половины двенадцатого. От вступительного экзамена по философии он существенно отличается: 1) людей меньше, уже нет такого, чтобы за столом сидело по три человека; 2) желающим списать придется сильно постараться, отслеживание списывания идет уже не для галочки, а преподаватели факультета философии постоянно следят за аспирантами; 3) сам экзамен проходит в той же аудитории, где готовишься к ответу на билет. На экзамене нужно ответить на два вопроса, третьим считается реферат, который на оценку не влияет. Начало экзамена принудительное: зовут отвечать, даже если до конца не готов. Сначала экзамен принимали два человека, но постепенно количество членов комиссии увеличилось до шести или семи, каждый принимал самостоятельно. Учитывая, что аспирантов на экзамене было всего полтора десятка, экзамен прошел очень быстро. Оценивание тоже не заняло много времени: оно происходит следующим образом, за каждый вопрос ставится оценка, в случае спорной оценки учитывается мнение преподавателя, который читал курс, поэтому может быть как в сторону более высокой, так и более низкой. Была по крайне мере одна тройка, двоек не было. Я получил за ответы на оба вопроса оценку хорошо, так что окончательная оценка была очевидна.
На этом пока все. Продолжение эпопеи в октябре.