Недалеко от Млынова, в котором находится бывшее имение Ходкевичей, о котором я начала рассказывать в
предыдущем посту, есть село Пекалив. В конце 18 века в этом селе, которое сейчас даже не обозначается на географических картах Украины, находились: картинная галерея, богатейшая библиотека, насчитывающая тысячи книг, небольшой театр с собственным оркестром, проводились физические опыты и занимались астрономией.
Там жил и писал для пекалевской галереи копии картин Рафаэля малоизвестный, но очень интересный художник
Иосиф Иванович Олешкевич, которого пригласил к себе хозяин Пекалева Александр Ходкевич, он же и оплачивал обучение художника в Дрездене.
Картина Олешкевича "Прощание Ходкевича с женой перед Хотинским сражением (1808) была написана художником специально для своего мецената.
В галерее были картины Брюллова, итальянских и польских мастеров.
Одна из чудом сохранившихся картин польского художника
Франциска Смуглевича "Смерть Якова Кароля Ходкевича под Хотином", также была в этой коллекции.
Повторяю: это было в селе, которого сейчас даже нет на карте по причине малочисленности его жителей. Да и о его бывшем хозяине, думаю, сейчас никто и не знает. А ведь это был прогрессивный военный, политический и общественный деятель своего времени.
Потому очень хочется восполнить этот пробел, так как Александр Ходкевич, по моему мнению, достоин хотя бы небольшой памяти.
Ходкевич Александр Францишек, граф (1776-1838), генерал-лейтенант, писатель, химик и технолог, покровитель науки, культуры и искусства - сын Людовики и Яна Ходкевичей. Жил в Варшаве, периодически навещая своё имение в Пекалеве. После того, как его мать, Людовика, скоропалительно выехала из Млынова , стал заниматься достройкой Млыновского имения, а затем перевез сюда из Пекалева свою библиотеку - самую большую библиотеку Волыни, драгоценные картины и родительский архив с ценными документами.
Что же было построено под его руководством?
Нужно отдать должное фантазии отставного генерала. Все сохранившиеся дома в усадьбе имеют очень оригинальное строение. Особенно это касается "Философского дома", в котором Александр Ходкевич проводил всё своё свободное время - он увлекался химическими и фиическими опытами .
Представьте себе, в этом "Философском доме", в пристроенной лаборатории, Александр Ходкевич пытался взвесить свет!.. (Ах, как же я любила и люблю неординарных людей).
И не только пытался, но опубликовал научную статью и считал, что открыл "вес света", что любил демонстрировать своим гостям. В том числе и Ю.И.Крашевскому (известного польскому писателю-этнографу), который навестил генерала. Вот бы найти эту статью!
Так выглядел "Философский дом" в конце 19 века.
Откуда же у отставного генерала появилось такое увлечение?
В 1816 году польский писатель и историк
Юлиан Немцевич отправился в путешествие по Волыни с целью сбора материала о старинных реликвиях. Зная о коллекции в млыновском дворце, он заехал в имение, где в то время находился Александр Ходкевич. Коллекция картин его поразила. Но особенно путешественник впечатлился картиной
Франческо Казановы (1727-1802) (младший брат всем известного любвеобильного Джакомо Казановы). Пожалуй, больше всего его поразили размеры картины - она занимала всю стену в дворцовой гостинной. А возможно, его впечатлил сюжет - нападение разбойников. Исход действа вроде бы ясен. Хотя свет, проникающий через грозовые облака даёт надежду, что благополучный исход всё-таки возможен.(ИМХО).
И вот именно этот свет сквозь тучи натолкнул нашего генерала-экспериментатора на то, что луч света имеет вес. Он, якобы, увидел на картине, что луч света отталкивает нападающих разбойников. Так вспоминал Юлиан Немцевич. И хотя он в теорию, высказанную Александром Ходкевичем, и в его эксперименты не поверил, - всё-таки внимательно слушал, а затем описал этот визит в своих мемуарах.
Интересы Александра Ходкевича были весьма разносторонни. Например, он разработал новые методы получения поташа и соды, усовершенствовал технологию варки пива, пытался довести до совершенства производство керамики. А еще был страстным коллекционером. Кроме старинных манускриптов у него была коллекция старинного оружия. Ценным экспонатом была сабля, которая принадлежала Яну Собесскому. На сабле был герб Собесского "Янина" и девиз: "Бойся фальшивых друзей, чтобы я могла спасти тебя от врагов". Не менее ценной была и шляпа Наполеона, которую Александр Ходкевич привёз в 1812 году, будучи участником Отечественной войны. Очень дорожил плащом Тадеуша Костюшко, который он оставил, когда его под конвоем в 1794 году через Млынов везли в Петербург. Здесь, в имении, он провёл несколько дней.
В честь этого события был насыпан курган. Согласно легенде, его насыпали местные крестьяне, перенося землю в шапках по велению эксцентричной владелицы имения - Людовики.
Так курган Костюшко выглядит сейчас.
На вершине кургана стоит крест. Его поставили поляки в 2000 году, когда приезжали в Млынов почтить память своего национального героя. Они знали, что здесь, на берегу реки Иквы возвышается его бюст. Но увы...Памятник Тадеушу Костюшко они не обнаружили, - оказалось, что его смыло в реку в одно из наводнений. ( Что не делает чести жителям Млынова.) И чтобы как-то возместить потерю и отметить памятное для них место, поляки возвели этот крест.
Жизнь генерала была полна неординарных событий. С 1809 года он принимал участие в деятельности тайных польских сообществ на Волыни. На свои средства сформировал пехотный полк, вместе с ним защищал польскую крепость Модлин, был окружён и попал в плен. Затем: начальник штаба гвардии Королевства польского, сенатор Королевства Польского, депутат сейма. Неоднократно встречался с руководителями Декабрьского восстания Бесстужевым-Рюминым и Муравьёвым-Апостолом. В 1926 году за связь с декабристами и за участие в ложе масонов был арестован и отправлен в Петербург. Но его причастность к тайным обществам подтвердить не удалось, поэтому был освобожден и отправлен под надзор полиции в Житомир, откуда вернулся в своё имение в Млынове.
О неординарности отставного генерала говорит также здание, возведенное при его участии. Он назвал его "Темплум". Почему так? Возможно, в честь ордена тамплиеров.
Здание весьма оригинальной формы и хорошо сохранилось.
Сейчас его реставрируют, о чем свидетельствуют эти леса. Правда, на мой взгляд, настенные копии красавиц Альфонса Мухи никак не вписываются в общую атмосферу усадьбы, но так распорядилось руководство сельскохозяйственного техникума, который сейчас располагается в усадьбе.
При Ходкевичах здание использовалось как летний павильон для гостей.
Очень оригинальна полукруглая ротонда, примыкающая к прямоугольному зданию.
Сейчас в ротонде происходят заседания и научные конференции.
А во времена Александра Ходкевича здесь была летняя музыкальная столовая. Внизу размещался оркестр, и через какие-то остроумные приспособления звуки передавались в зал, чтобы гости поглощая хозяйские яства, наслаждались прекрасной музыкой , которая наполняла этот круглый зал.
Очевидно реставрация бывшей столовой велась с учётом 19 века. Потому что трудно себе представить, как эти картины в 21 веке могут способствовать учебному процессу.
Мне рассказывали, что вся потолочная лепнина была в сохранном состоянии. Конечно, её отреставрировали, позолотили, но то,что мы видим ,говорит о прекрасном вкусе заказчика, которым был наш генерал.
Но отставной генерал занимался постройками не только в своём имении. На его средства и по его проекту в Млынове была построена винокурня. Обратите внимание, как красива архитектура этого здания. Интересно, какие вина там созревали?
Мне не удалось узнать, существует ли это здание в настоящее время. Думаю, что вскоре восполню этот пробел.
А пока полюбуемся этим зданием-замком.
Завершая рассказ об Александре Ходкевиче, хочу добавить к его многогранной натуре - литературный талант. Польская энциклопедия приводит список его многочисленных литературных произведений, которыми в своё время зачитывалась вся польская аристократия. Но кроме этого он еще разработал "Руководство по химии" в семи томах!
Умер Александр Францишек Ходкевич 24 января 1838 года в Млынове. И было ему всего 61 год.
Похоронен был в фамильной крипте Млыновского костёла, который был построен в 1786 году по проекту всё того же Э.Шрегера, проектировавшего Дворец в усадьбе. Здесь же, в костёле, хоронили всех Ходкевичей. Костёл являлся Памятником архитектуры, т.е. охранялся законом. Его и "охраняли". Долгое время здесь был зерносклад. А в 60-х годах костёл разрушили, чтобы на его месте возвели кинотеатр "Жовтневый".
Интересно, каково было зрителям смотреть кинофильмы, зная, что внизу покоятся останки многочисленного семейства. Не являлись ли призраки Ходкевичей в кинозал, напуганные громкими звуками? И может, поэтому давным-давно кинозал пустует, а приют здесь нашли "насіння, добрива та голландські корма"...
А когда-то на этом месте стоял 35-метровый костёл, в котором до середины 20-го века играл орган...
Но кое-что всё-таки уцелело. Удалось спасти уникальный крест с Распятием, выполненный учениками Пинзеля (!). Около сорока лет крест служил прихожанам млыновского православного храма, который, кстати, был выстроен на средства Александра Ходкевича. А затем, по просьбе общины Дубненского католического костёла Святого Яна Непомука старинный крест с распятием был передан в эту парафию.
Наверное, у вас возникнет вопрос - куда же делась коллекция картин и прочих раритетов, которые всю жизнь собирал генерал?
Как это ни печально, но коллекция почти вся канула в Лету. Думаю, достаточно сказать, что в мае 1919 года в имении "хозяйничали" красноармейцы, которые сделали старинные картины во Дворце и скульптуры в парке мишенями для своих упражнений в меткости стрельбы и умении владеть саблями.
В следующий раз будет рассказ о наследниках Александра Ходкевича, о подземельях усадьбы и о том, как в имение приезжали экстрасенсы, и что из этого вышло.
Внимательно читала "Млинів: минуле і сучасність,сторінки 500-літнього літопису" и не менее внимательно слушала рассказ экскурсовода.
В начале поста - картина Наполеона Орды.
Следующий пост
http://zalgalina.livejournal.com/91974.html