6-7 ноября на базе ВЦ "Пермская ярмарка" прошёл первый Пермский инженерно-промышленный форум. На повестке дня стояли вопросы сегодняшнего состояния и перспективы нашей промышленности, её модернизация, какова должна быть инновационная и кадровая политика, а также каким должен быть инженер будущего. Мы, как промблог № 1 в ЖЖ, просто не могли сюда не заглянуть. Любое такое мероприятие для нас - это хорошая возможность достучаться до первых лиц компаний на прямую без посредников и донести нашу позицию, что надо информационно открываться, в том числе и в блогосфере. А разговаривать было с кем. На площадке форума собрались региональные флагманы: Предприятия группы «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае, да что говорить, сам Президент компании Вагит Алекперов приехал сюда, предприятия пермского двигателестроения (ОАО «Пермский моторный завод» (кстати, уже хороший друг нашего блога), ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Протон-ПМ»), ОАО НПО «Искра», ОАО «Мотовилихинские заводы», химики (ОАО «Метафракс», ОАО «Уралкалий») и т.д. Кроме больших и важных заявились и молодые перспективные компании, так сказать, из отраслей новой экономики. Также на форуме были представлены ведущие вузы Перми, такие как Пермский государственный национальный исследовательский университет и Пермский национальный исследовательский политехнический университет. Приехали и федеральные гости - заместитель Председателя Правительства России Ольга Голодец, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, Министр энергетики России Александр Новак. В общем, всё было по-взрослому, тема актуальная, гости важные, а теперь и мы с докладом как всё прошло:
2.
3. Организаторы выставки сразу при входе дали нам возможность окунуться в прошлое и ознакомиться с историей развития промышленности Перми и Пермского края
4. Макет парахода Пожвинского завода. Пожвинские мастера явились пионерами в различных областях техники. Так здесь были освоены и применены паровые двигатели для пароходов и паровозов. Сооружение паровых судов в Пожве началось одновременно с петербургским заводом Берда в 1815 году. В 1817 году два парохода в 36 и 6 номинальных сил совершили плавание от Пожвы до Казани, а в 1821 году пароход «Всеволод» по Каме и Волге дошел до Рыбинска. Лишь неприспособленность гидросооружений Мариинской водной системы для пропуска крупных судов не позволила осуществить до конца первоначальный замысел - довести пароход до Петербурга. А вот ещё один пример, что наш край всегда был на передовой инженерной мысли. В отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа в Петербурге экспонируется модель паровоза, сделанного тоже на Пожвинском заводе, а под ней надпись: «Модель первого русского паровоза…
5. А это уже век 20-ый
6. Двигателестроение, ВПК, Нефть и Удобрения - это то, чем сейчас сильна экономика края
7. Сергей Попов, Управляющий директор ОАО «Пермский Моторный Завод», и Александр Иноземцев, Управляющий директор - Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», и здесь обсуждают основные тренды в авиационном двигателестроении.
8. Все начала форума ждали по-разному, Кирилл Алтухов, позировал на фоне своего банка, Виктор Баранов, Президент ОАО «Соликамскбумпром», примерял на себе новые технологии, а кто-то просто обменивался контактами.
9. Первым делом гости форума посетили выставочные экспозиции
10. Группа "ЛУКОЙЛ", как всегда, в авангарде, показала себя от души
11.
12.
13.
14. Кроме бизнеса свой стенд представил городской департамент образования. Да, у нас уже со школьной скамьи есть, чем гордиться, всякие проекты в области робототехники
Не секрет, что хороший работник на вес золота, и проблема с квалифицированными кадрами сейчас для страны очень актуальна. По подсчётам нашего губернатора, только промышленность Пермского края будет ощущать нехватку более 1 000 инженеров ежегодно.
…«Мы наблюдаем падение технологической культуры и дисциплины, инертность мышления, снижение влияния технической интеллигенции на общественные процессы и отставание научно-технологического производства. Мы точно знаем, что в 2014-2020 годах предприятиям края понадобятся 7 785 инженеров новой формации: например, 2 120 для машиностроительного комплекса, 2 150 - для химического, 1 170 - для нефтехимического» - отметил Виктор Басаргин.
15.
Говорить о понятном конечно мало, поэтому Виктор Басаргин, предлагает и пути решения проблемы:
- Алгоритм шагов в целом ясен. Есть технологический прогноз развития страны до 2030 года. Он позволяет провести оценку спроса на инженерно-технических работников и сформировать заказ системе образования, создать систему адаптации молодых кадров к работе в реальных условиях, увязать карьерный рост и уровень оплаты труда специалиста с его готовностью внедрять перспективные разработки. В итоге мы должны поднять статус звания «инженер», - отметил Виктор Басаргин.
Кроме этого, он предложил организовать всероссийский конкурс «Инженер России», как ещё один стимулирующий мотив разрешения этой проблемы.
16.
17.
18.
19.
20. Вагит Алекперов - Президент ОАО «ЛУКОЙЛ»
21.
22. Помните, мы уже писали об этих ребятах - Как делают роботов в Перми:
http://zavodfoto.livejournal.com/2208629.html, так у них всё хорошо...
23. Вот, пожалуйста, тот самый робот-снегоуборщик, когда я был у них в гостях видел его только на картинке, а сейчас Олег Кивокурцев, один из создателей, позирует с ним. Кстати, по секрету, они меня познакомили ещё с одним амбициозным коллективом, так что может скоро на наших страницах мы Вам расскажем о новых бизнесновациях.
24. Макет жидкостного ракетного двигателя РД-214 для баллистической ракеты средней дальности Р-12
Федералы тоже понимают проблему, как сказал Михаил Бабич:
…«Нам необходимо создавать условия для того, чтобы приоритетом отечественной образовательной политики стал «его величество инженер». Это крайне важно в современной экономической ситуации»…
…Санкции оказали неоценимую помощь, подготовка инженеров актуальна как никогда. Главное - выработать предложения, которые повысят актуальность инженерного образования»…
«В этой связи мы совместно с государственными органами власти и представителями бизнеса более целенаправленно будем проводить работу по подготовке инженеров высокой квалификации», - подчеркнул Михаил Бабич.
Кроме этого, он добавил, что проведение подобного форума в Перми очень актуально, так как Пермский край всегда был одним из лидеров промышленного развития и всегда много уделял вопросу подготовки инженерных кадров.
25. Михаил Бабич - полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
26.
27. Макет нового российского двигателя пятого покеления ПД-14 для самолётов МС-21, разработан ОАО "Авиадвигатель" (Пермь) и будет производиться у нас же в Перми на ОАО "Пермский Моторный Завод"
Ольга Голодец также добавила в общую копилку
«Важно, что одна из главных тем встречи - подготовка нового поколения ученых и представителей рабочих профессий. Внушает оптимизм то, что страна поворачивается в сторону отечественной промышленности. Особенно нужны усилия в части подготовки кадров. Производство готово развиваться, но есть существенное ограничение - дефицит кадров по России составляет 2 млн человек, при этом сейчас в отрасли трудятся порядка 3,5 миллиона инженеров. Это серьезный вызов нашему будущему и нашей молодежи».
28.
29.
30. Виктор Басаргин - Губернатор Пермского края
31. Жидкостный ракетный двигатель РД-275, используется в качестве двигательной установки первой ступени ракет-носителей "Протон-К" и "Протон-М". Изготавливается на пермском заводе ОАО "Протон-ПМ"
32. С этими ребятами мы тоже вроде нашли обший язык, но знакомство пойдёт постепенно, так как предприятие стратегическое и важное, секретов много, поэтому мы договорились, что устроим поход в их музей для наших "Почемучек". Кто их ещё не знает:
ПРОЕКТ: «Как это работает с Почемучками!», срочно ИСПРАВЛЯЙТЕСЬ и приглашайте в гости!
33.
34. Александр Новак - Министр энергетики России
35. Макет ГТУ-ТЭЦ (в масштабе 1:100) парагазового цикла мощностью 44 МВт в г. Знаменск Астраханской области, Генеральный подрядчик строительства "под ключ" - наша пермское ЗАО "Искра-Энергетика"
36. Ага, вот и ЛУКОЙЛовское руководство засветилось у нас в блоге - Вагит Алекперов и Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», а то мы уже давно к этим ребятам напрашиваемся в гости, а они стесняются, может теперь что-то сдвинется :)
Ольга Голодец, также пожелала, чтоб этот форум стал постоянным и принёс серьезную пользу развитию инженерного образования и инженерной мысли в нашей стране.
Да, это уникальный шанс для региона и губернатора лично, застолбить новый и актуальный тренд и определить импульс нашего развития, после сворачивания программы по преобразованию Перми в Культурную столицу Европы, проводимую прежним губернатором Олегом Чиркуновым.
37.
38.
39.
40.
41. Нефть, машиностроение мы уже посмотрели, переходим к химикам. Армен Гарслян, Председатель Совета директоров ОАО "Метафракс" нам лично пообещал организовать посещение завода.
42. Дмитрий Осипов, Генеральный директор ОАО «Уралкалий», делится с гостями своими победами. А между прочим, это наше предприятие занимает 20 % мирового производства калийных удобрений.
43.
44. В рамках форума произошло подписание соглашения об экономическом и социальном сотрудничестве между Пермским краем и компанией ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2015 год.
На секции «Развитие межкластерного взаимодействия» говорили нужны ли они, а если да, то с чем их «едят»? Геннадий Тушнолобов, Председатель правительства Пермского края, подтвердил, что региону они нужны, правда, пока у нас есть небольшой опыт в этом вопросе.
Но, тем не менее, результаты уже есть. Можно отметить начало создания кластера «Новый Звездный», который уже финансируется. Кроме того, мы подготовили документы на еще один кластер «Фотоника» - сказал Геннадий Тушнолобов.
А в завершении стало известно, что Пермский край получил по программе инновационных кластеров 118 млн рублей на развитие проекта того самого «Технополис «Новый Звездный», координатором которого является ОАО «Протон-ПМ». Средства планируются направить на обеспечение деятельности этого кластера, а также создание и обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга, создание многофункционального образовательного центра прикладных квалификаций аэрокосмических отраслей на базе авиационного техникума им. Швецова и приобретение уникального оборудования для техношколы в микрорайоне Новые Ляды.
При этом это только первый транш, в период с 2012 по 2016 годы ещё планируется направить порядка 4,7 млрд руб. Средства пойдут, как из федерального и регионального бюджетов, так и со стороны инвесторов. Итогом этой программы к 2020 году будет создан полноценный комплекс федерального значения в области отечественного двигателестроения.
45.
О своём опыте говорил и бизнес. Без кооперации с учебными заведениями прогресса не будет.
Так, Заместитель генерального конструктора ОАО «Мотовилихинские заводы» Игорь Домбровский отметил, что благодаря тесному сотрудничеству с различными вузами, предприятие, где он трудится, стало артиллерийским заводом №1 в России. При этом большинство идей, которые после их реализации помогли улучшить работу, пришли на завод именно из высших учебных заведений.
Кстати, и я хочу отметить это предприятие. Ведь ОАО «Мотовилихинские заводы» одними из первых, кто принял участие в нашем проекте
ПРОЕКT: «Пермский край - Нам есть чем гордиться!», а тогда ещё у нас не было такого портфолио.
46.
47.
Что касается, каким должен быть инженер будущего? Он не должен пытаться найти свою нишу в существующих рынках, а он должен создавать свой уникальный продукт, тем самым создавать новые рынки. Понятно, что это дело требует больших затрат, поэтому необходима синергия участия как науки, так и бизнеса, ну и, конечно, государства.
48.
Что в итоге. Да, встретились, да, поговорили, поделились опытом. Гостей высоких к себе пригласили для важности. Но здравая мысль, конечно, в этом форуме безусловно есть, учитывая сегодняшние потребности общества и вызов, который нам навязывает Запад, тем самым мотивируя нас на подвиги. Культурной столицы Европы, судя по всему из Перми не получилось, может Инженерной станем. Вроде всё для этого у нас есть. А то про Пермь уже забывать стали, с приходом нового губернатора. Ну а мы, надеюсь, получив новые контакты, скоро порадуем Вас очередными промрепортажами. Ведь общее дело делаем, мы как-никак тоже вносим свой вклад в популяризацию нашей промышленности и инженерного дела!
49.
P.S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
ПРОЕКТ: ZAVODFOTO - Шагает по стране! и
ПРОЕКТ: «Пермский край - Нам есть чем гордиться!»