Кто бы что ни говорил, а нефть для России - дар божий! Конечно, благодаря ей, мы ленимся творить, искать свой путь в мировой бизнес специализации и всё такое... Кризис, санкции, падение цены на нефть и новые разговоры, что надо слезать с нефтяной иглы, тем не менее про нефть мы говорить стали только чаще. В этих новых реалиях большая роль будет отводиться нашим отечественным производителям оборудования для нефтегазовой отрасли, которые должны будут обеспечить качественным, современным и экономичным продуктом наш ТЭК. Об одном из таких лидеров нефтяного машинострояния и пойдёт речь. Итак, сегодня в нашем проекте
«Пермский край - Нам есть чем гордиться!» - «Пермская компания нефтяного машиностроения», и мы переносимся в город Краснокамск, где расположены производственные мощности этой компании.
Свою историю «Пермская компания нефтяного машиностроения» введёт с 1993 года, когда группа единомышленников создала предприятие по производству насосов для нефтяников. Сегодня же есть три основных направления деятельности - производство оборудования для добычи нефти, бурения скважин и ремонт (или сервис) бурового оборудования. На предприятии выпускаются утяжеленные (УБТ), ведущие (ВБТ) и толстостенные (ТБТ) бурильные трубы, переводники, а также скважинные штанговые насосы. Среди потребителей ведущие нефтяные и нефтесервисные компании из России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Литвы и Болгарии.
2.
Сейчас в группу компаний «ПКНМ» входит ООО «ПКНМ-Урал», которое непосредственно занимается производством оборудования для бурения скважин и нефтедобычи, за реализацию отвечает ООО «ПКНМ», кроме этого есть несколько сервисных подразделений, занимающихся ремонтом бурового оборудования - в Перми и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра - «ПКНМ-Сингапай» и сервисный центр в поселке Пойковский.
3. В этом цехе располагается производство труб и насосов
Раньше весь цикл производства занимал 6 месяцев, но из них примерно 2-3 месяца уходило на поставку заготовки, плюс была не своя термообработка и лаборатория контроля. Всё меняется, и сейчас он намного меньше. Конечно, время ожидания заготовки осталось, а все остальные производственные процессы длятся уже не больше двух недель. Производственные мощности на данный момент загружены заявками, которые были сформированы ещё летом по март.
4.
Давайте вкратце остановимся на цикле производства труб и переводников. Сначала труба, ещё в виде заготовки, проходит правку на прессах усилием до 450 тонн, которые обеспечивают как погонную, так и общую непрямолинейность заготовки будущей трубы.
5. Вот так выглядит заготовка
Далее идет процесс сверления проката, то есть делается сквозное отверстие на станках усилием до 20 тонн, длиной до 16 м, стоит отметить, что это не мало, в России мало заводов, способных повторить этот результат.
6.
После сверления, заготовка проходит процедуру термообработки в установке ИНТ, в которой происходит индукционный нагрев до 920°С и охлаждение водо-воздушной смесью. На «ПКНМ» есть оборудование как для заготовок длинной 6 м и выше, так и для небольших заготовок, например, переводников, длина которых, как правило, составляет до 1 м. Бурильные переводники помещают в печи объемной термообработки (производства компании «Накал»), которая отличается более высокой глубиной прокаливания. Такая обработка позволяет упрочнять поверхность и повышать износостойкость продукции.
7.
8.
9.
Следующий этап - механическая обработка. Когда заготовку просверлили, провели термообработку, ее отправляют на токарные станки для механической обработки, например, с целью уменьшения диаметра, а также изготовления необходимых выступов.
10.
11.
12.
13. Говорят, что хороший станочник-токарь может по стружке определить состояние инструмента и насколько правильно идет процесс...
14.
15.
После механической обработки труба отправляется на нарезание резьбы. Для упрочнения проводится фосфатирование или азотирование. Далее продукция проходит этап покраски.
16.
17.
18. Газопламенное напыление наружной поверхности. В результате этой операции значительно увеличивается прочность соединения, так как возникают металлургические связи между частицами порошка и между нанесенным покрытием и основной деталью. Покрытие становится также более плотным.
Установки ионно-вакуумного азотирования с такими свойствами и возможными объемами обработки, пожалуй, нет нигде в мире, кроме как на этом производстве. К слову, это отечественная разработка. Внутрь помещаются трубы, переводники или детали для насосов и при определенной температуре поверхность насыщается ионами азота, за счет чего создается упрочняющий слой. При этом слой тонкий, но очень прочный. Условный предел коррозионной выносливости азотированной стали по сравнению с неазотированной сталью, увеличивается в 6 раз.
Здесь также используется технология горячего фосфатирования, благодаря которой улучшаются антизадирные свойства продукции, а значит, в целом, повышается износостойкость продукции.
При этом имеется установка, с помощью которой можно фосфатировать продукцию целиком, погружая в ванну. Кроме того, есть установка душевого мобильного фосфатирования производства шотландской компании Insitu, которая предназначена для обработки отдельных частей, например, резьбовых соединений.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Буровая колонна может достигать, например, 5 км - это около 500 труб, причем они могут быть разного размера и назначения. Для того, чтобы состыковать трубы между собой, как раз и используются переводники.
25. Если резьбы разные - это переходный переводник, если одинаковые - либо муфтовый, либо ниппельный. Если есть ступенька по диаметрам, соответственно, переводник ступенчатый или промывочный и т.д.
26.
27.
28.
По количеству, конечно, переводников производится больше, но всё же основная продукция - это трубы:
УБТ предназначены для создания осевой нагрузки на долото и увеличения жесткости бурильных колонн.
ВБТ предназначены для передачи крутящего момента ротора на колонну при бурении скважин. ВБТ изготавливаются, как правило, квадратного или шестигранного сечения.
ТБТ используются для создания осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент и передачи момента вращения от ротора при бурении сложных горизонтальных скважин. Так как сейчас ведется в основном кустовое бурение, большим спросом пользуются ТБТ.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35. На последнем этапе окончательный контроль, упаковка в ящики и отгрузка. Для защиты резьбы при транспортировке используют защитные колпаки.
36. Чтоб всё чинно-важно было, тут же своя лаборатория имеется. Если ещё год назад, для получения соответствия стандартам API - Американского института нефти (American Petroleum Institute) - приходилось отправлять образцы в Свердловскую область, то теперь этот посредник устранён. Сейчас она первая и единственная в Пермском крае такого мирового уровня лаборатория механических испытаний разрушающих методов контроля. А ещё в Перми есть и своё конструкторское бюро, да десятки патентов на различные разработки впридачу. Так что если клиенту надо оборудовани с определенными характеристиками, например, чтобы можно было качать нефть из месторождений с высоким содержанием различных примесей, скажем, песка - легко(!), на то они лидеры в свой нише!
37.
38.
39. А это уже цех, где производят ремонт оборудования. Конечно, нефть - это чёрное золото, но нефтяники тоже считать умеют и заваливают и такими заказами.
Привезенная сюда труба вначале поступает на дробемет (дробеметную установку), здесь она проходит очистку, становясь чистенькой и славненькой. После этого она поступает на стол слесарям, где умельцы проводят визуально измерительный контроль, то есть производятся геометрические замеры диаметров, длин и т.д. На этом этапе принимается решение, куда дальше труба поступает. Либо она после всех этих замеров, если она подлежит правке, гнутая труба поступает на пресс и здесь правится. Если труба не гнутая, прямая, поступает на участок дефектоскопии, где производится ультразвуковой контроль (УЗК) тела полностью по поперечным дефектам, по толщинометрии, проверяются зоны сварных швов. Кроме этого есть оборудование для электромагнитного контроля компании «Ньютек» (штат Техас), которое также позволяет выявлять различные виды дефектов. С этим оборудованием можно работать и на выезде, так сказать в полевых условиях. После этого, если замки изношенные, их восстанавливают до нужных диаметров, согласовывая с заказчиками. Это делается на линии наплавки. После наплавки труба 100% подлежит перенарезке резьб и потом она опять поступает на участок сдачи и производится обкатка впадин резьб для упрочнения трубы. Потом она поступает на горячее душевое мобильное фосфатирование. Не все резьбы режутся, но все фосфатируюся. После фосфатирования наносится консервация и упаковка протекторами.
40. И вот из этого ребята из «ПКНМ», делают "конфетки"
41. И это не удивительно, что тут всё получается, ведь здесь даже Брюс Уиллис шабашит между съёмками :)
42.
Большое спасибо Алёне Лукиной из коммуникационного агентства SP Media за организацию этой поездки, Григорию Конивцу, маркетологу «ПКНМ», за экскурсию по производству и конечно, большой респект «Пермская компания нефтяного машиностроения» за открытость!
P.S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
ПРОЕКТ: ZAVODFOTO - Шагает по стране! и
ПРОЕКТ: «Пермский край - Нам есть чем гордиться!»