Чебоксарская ГЭС

Jun 14, 2015 20:06

Сегодня я Вам покажу самую молодую станцию на Волге. Чебоксарская ГЭС находится в окрестностях города Новочебоксарска, что в Чувашской Республике и является пятой ступенью Волжского гидроэнергетического каскада. Её установленная мощность 1 404 МВт (правда, задействованы сегодня не более 60 %) по этому показателю она входит в 10 крупнейших российских ГЭС, занимая почетное 8 место. В среднем в год станция вырабатывает - 2,2 млрд. кВт*ч электроэнергии. Из себя она представляет обычную низконапорную гидроэлектростанцию руслового типа.






В 1931 году была выдвинута идея создания каскада гидроузлов на Волге и Каме (так называемый проект «Большая Волга», согласно которому предполагалось проложить глубоководный путь, соединяющий Каспийское, Черное, Балтийское и Белое моря, и возвести на его протяжении десять гидроузлов, вот одним из них должен был стать Чебоксарский. В рамках работы над проектом менялось количество необходимых ГЭС, их расположение, да и война внесла свои коррективы. В итоге только 22 января 1967 года проектное задание было утверждено Советом Министров СССР, этот день и считается началом строительства станции. А дальше всё по накатанной схеме, стройку объявляют Всесоюзной, ставится задача к 1 января 1981 года Чебоксарскую ГЭС запустить. В 1968 году начинаются подготовительные работы по сооружению гидроузла, в 1973 году были начаты бетонные работы. В начале ноября 1980 года завершается перекрытие Волги. Оно продолжалось 6 суток и 17 часов. Около сотни машин двигались по дамбе навстречу друг другу и сбрасывали в воду тонны песка, гравия, бетона.

Через полтора месяца после затопления котлована, 31 декабря 1980 года, под самую новогоднюю ночь был всё-таки пущен первый гидроагрегат Чебоксарской ГЭС, установленной мощностью 78 МВ, который уже 3 января 1981-го выдал в единую энергосистему страны первые киловатт-часы электроэнергии. И вот уже 15 января 1981 года на основании Приказа Министерства энергетики и электрификации СССР Чебоксарская ГЭС вошла в число действующих предприятий Советского Союза. Вроде бы всё отлично, но есть одно серьезное НО! Да, в 1981 году были запущены в эксплуатацию ещё 2 гидроагрегата, в 1982-84 гг. вводились уже по четыре агрегата ежегодно, в 1985 году - два и в 1986 году ещё один гидроагрегат…

2.



А дело в том, что пуск первого гидроагрегата Чебоксарской ГЭС был осуществлен при пониженной отметке Чебоксарского водохранилища (61,0 м). Да, в целях обеспечения навигации весной 1981 года уровень был повышен до 63 м, но до запланированной отметки 68 м и сегодня доведён не был (по плану было запланировано на 1987 год). А от этого и головная боль. Уже почти 35 лет станция работает на промежуточной отметке водохранилища - 63 м. В связи с этим станция официально не принята в эксплуатацию и её строительство считается незавершённым. Вот такой долгострой...

Вот и получается на выходе, что окончательно не решен вопрос с полноценной судоходной системой, энергосистема работает не на полную катушку (цена вопроса - 600 МВт дополнительной мощности и более 1,5 млрд. кВт.ч электроэнергии), да и качество воды от этого страдает. Я уже не говорю, что оборудованию приходиться работать в особом режиме, благо сейчас идёт его модернизация. Кто виноват и как быть? Об этом можно говорить много, в это раз пост не об этом. Очень уж много заинтересованных сторон, 39 регионов РФ в теме. Но радует, что есть понимание проблемы на самом высоком уровне.

3.



В состав Чебоксарского гидроузла входят: сама ГЭС, совмещенная с водосбросами, водосливная плотина, земляная плотина, двухниточный одноступенчатый шлюз с нижним подходным каналом и ограждающей дамбой (не входит в состав «РусГидро»), ограждающая дамба аванпорта, ОРУ 500 и 220 кВ.

Напорные сооружения ГЭС разделяются небольшим островом на две части, правобережную и левобережную (общая длина напорного фронта - 4 480 м). В левобережной части расположена земляная плотина общей длиной 3 375 м. Плотина разделяется на русловую и пойменную части. Русловая плотина, намытая из песчаных грунтов, имеет длину 980 м и наибольшую высоту 42 м, пойменная плотина имеет длину 2 375 м и наибольшую высоту 20 м. В правобережной части последовательно размещаются водосбросная плотина, здание ГЭС, ограждающие дамбы аванпорта и судоходный шлюз. Водосбросная плотина бетонная, длиной 144,5 м. Плотина имеет 6 пролётов и рассчитана на максимальный пропуск воды в объёме 14 000 м³/с.

4. Каждая ГЭС уникальна по-своему, вот и здесь своя фишка, вот эти опоры воздушных переходов ГЭС-ОРУ. Всего их пять.



5. Машинный зал Чебоксарской ГЭС



6. В здании ГЭС установлено 18 гидроагрегатов с поворотно-лопастными турбинами, диаметром рабочего колеса 10 м,  каждый из которых по проекту должен развивать при расчётном напоре 12,4 м мощность 78 МВт (последний гидроагрегат официально замаркирован на мощность 44 МВт). Но на практике, так как проектная отметка водохранилища к настоящему времени не достигнута, в результате чего гидроагрегаты станции работают на пониженном в среднем, 10 м напоре при отметке водохранилища 63 м, вот и получается, что их средняя по году рабочая мощность составляет 500 МВт.



7.



Программа комплексной модернизации (ПКМ) «РусГидро» и здесь в полном разгаре, идёт модернизация гидротурбин. Новое оборудование позволит менять угол поворота лопастей в зависимости от нагрузки и напора, что очень актуально для функционирования станции. Уже 7 из 18 гидротурбин переведены в поворотно-лопастной режим работы, ещё на двух реконструкция будет завершена в 2015 году. Полностью же все турбины станции обновят к 2025 году. Помимо этого процедуру модернизации проходит и другое оборудование станции.

8.



9. Уже по доброй традиции спускаемся в шахту турбины



10.



11.



12.



13.



14.



15. Центральный пульт управления



16. Здание ГЭС со стороны нижнего бьефа.



17. И вот такие крабы здесь обитают:)



18.



19.



20. А ещё мы посетили музей при станции. Конечно, меня уже трудно удивить, после Угличского музея гидроэнергетики (скоро будет пост), но много чего интересного и здесь найти можно.



21. До чего же техника, дошла. Подносишь таблички, и вот тебе и викторина и пазл и т.д. Если бы в наше время так учили...



22. Ещё, чем отличается эта станция от других, которых я видел, так тем, что судоходный шлюз находится совсем рядом со станцией. Жаль, что в этот раз попасть на него нам не получилось. Чебоксарский шлюз однокамерный двухниточный, его особенность в том, что он оборудован распределительной системой наполнения камер, исключающей образование волн в процессе шлюзования и раскачивание судов.



23. А ещё с кровлей машинного зала Чебоксарской ГЭС совмещен мост, по которому проходит автомобильная дорога федерального значения «Вятка». Переезд имеет две полосы движения в каждом направлении, плюс пешеходные переходы, а длина моста составляет 1 319 м.



Большое спасибо Беликовой Ирине и всей пресс-службе «РусГидро» за попадание на столь интересный объект.

P. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

ПРОЕКТ: ZAVODFOTO - Шагает по стране! и ПРОЕКТ: «Пермский край - Нам есть чем гордиться!»

ЭНЕРГЕТИКА, Чебоксарская ГЭС, ZAVODFOTO - Шагает по стране!, Новочебоксарск, ГЭС, Чувашская Республика

Previous post Next post
Up