9 декабря 2016 года в городе Волхов Ленинградской области был большой праздник, дело в том, что одна из старейших действующих ГЭС России, более того, первенец плана ГОЭЛРО, отмечала свой большой юбилей. Ей стукнуло - 90! С чем её и поздравляю! Первый раз эту ГЭС я увидел в сериале «Ленинград-46», рассказывающий про послевоенную жизнь города, там даже хотели её взорвать. С тех пор я мечтал туда попасть. И вот летом того года мне повезло. Тогда она меня ещё раз поразила своей уникальностью и красотой, ведь недаром она официально считается историческим памятником науки и техники. И вот я опять здесь.
Сильно повторяться не буду, про саму станцию я подробно описал в прошлый раз
http://zavodfoto.livejournal.com/3726616.html, но основные исторические моменты всё-таки предлагаю сейчас вспомнить. С древнейших времен люди думали, как обуздать реку Волхов, ведь она была важным звеном великого водного пути «из варяг в греки». А ещё потом пришла мысль, что энергию воды, можно превратить в электрическую. И вот уже в 1897 году начались первые исследования возможностей использования энергии Волхова. В 1912 году к этой проблеме подключился инженер от бога Генрих Осипович Графтио, который предложил комплексное использование реки, как для судоходства, так и для энергетики.
2. Строительство Волховской ГЭС. 1925 год.
В 1914 году Генрих Графтио разработал проект силовой станции с турбинами по 10 000 л. с. каждая. Но счастье наступило не сразу, вмешались капиталисты, владельцы паровых станций. Дешёвая энергия, поступаемая в Петербург из Волхова, могла просто убить их бизнес. Шли годы…
3.
4. Общий вид на строительство со стороны левого берега реки Волхов (1924 г.)
А причём тут Ленин? Да, он красавчик, может где-то и натворил делов, а вот для энергетики сделал точно немало. В январе 1918 года Владимир Ильич Ленин заинтересовался строительством Волховской ГЭС и дал поручение инженеру-электрику Петру Гермогеновичу Смидовичу, работавшему начальником электроотдела Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), связаться с Графтио, чтоб тот поднял свой проект, предоставил смету и всё такое. Через неделю Владимир Ильич хотел поставить вопрос о Волховстрое на заседании Совнаркома. Графтио всего за одну ночь всё восстановил. Ленину идея очень понравилась, и он дал зелёный свет. Тем более Петроград переживал сильный топливный кризис, англичане прекратили поставку угля на станции, плюс к этому были трудности с транспортировкой донецкого угля и бакинской нефти.
5.
6. Первая турбина Волховстроя (1923 г.)
При обсуждении вопроса 22 апреля 1918 года на заседании Совнаркома о строительстве ряда гидроэлектростанций Ленин предложил Волховскую ГЭС «строить в 2-3 строительных сезона». Постановлением от 13 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил строительную организацию, известную под названием Волховского строительства, или Волховстроя, и выделил более 18 млн рублей на выполнение первоочередных работ. Графтио писал: «Будем строить Волховскую ГЭС!». И уже в январе 1919 года начались первые строительные работы по её сооружению.
7.
8. Машинный зал Волховской ГЭС (1926 г.)
9.
10. Монтаж (1925 г.)
Скажу сразу, было нелегко, с экономикой всё было не просто, да и гражданская война вносила свои коррективы. Но, несмотря на это, в 1920 году по заданию Ленина начата работа по составлению знаменитого плана ГОЭЛРО, где сооружение Волховской ГЭС стало краеугольным камнем программы нового электростроительства. Поэтому 16 сентября 1921 года Совет труда и обороны под председательством В.И. Ленина вынес дополнительное постановление о признании Волховского строительства внеочередным ввиду исключительной государственной важности работ по электрификации Петрограда.
11. Машинный зал имеет длину 140,5 м, ширину 17,0 м и высоту 17,1 м
12. Монтаж гидрогенератора на Волховской ГЭС
13. В компании Алексея Барвинка, Генерального директора ПАО «ТГК-1», и других важных гостей, мы ещё раз познакомились со станцией.
14. Монтаж ротора Волховской ГЭС (1926 г.)
На эту стройку стала работать вся страна. К берегам Волхова в поисках работы ехали ярославские и костромские плотники, череповецкие землекопы, тверские каменщики, калужские кессонщики, ехали целыми артелями со своими инструментами: топорами, пилами, лопатами. Из Петрограда прибывали слесари, механики, электромонтеры. На Волховстрой съехались студенты и выпускники петроградских институтов. Волховстрой стал первой школой советского гидроэнергостроительства. Здесь впервые решались сложные инженерные и технические проблемы проектирования и строительства плотины, здания станции, линии электропередачи, электроподстанций, а также монтажа и наладки оборудования. Численность работающих доходила до 15 тысяч человек.
15.
16. Статор гидрогенератора Волховской ГЭС (1926 г.)
17.
18.
19.
Ещё один важный момент. До этого всё основное оборудование покупали за границей. Однако, как оказалось, мы и сами с усами. Петроградский завод «Электросила» обратился с просьбой к Волховстрою передать им изготовление части оборудования. Вначале это восприняли, как дерзость. Но Завод «Электросила» совместно с другими заводами Петрограда-Ленинграда блестяще справился с поставленной задачей. В этот раз из восьми гидроагрегатов четыре (по 7,5 МВт) были изготовлены на ленинградском заводе «Электросила». Это важное событие стало толчком зарождения отечественного энергомашиностроения. И по сей день Группа компаний «Силовые машины», куда в частности и входит и этот завод, являются номером один в России по производству энергетического оборудования, да и весь мир не стесняется у них заказывать. А ещё они очень хорошие друзья нашего блога. Четыре других генератора, высоковольтные трансформаторы, выключатели, электрооборудование для собственных нужд поставила шведская фирма «ASEA».
20. Первый генератор завода «Электросила» (1927 г.)
5 декабря 1926 года Волховская ГЭС дала первый ток ленинградским предприятиям 6 400 кВт. Электроэнергию получили фабрика «Советская звезда», «Северная верфь», завод «Электросила», вагоностроительный завод им. Егорова, «Скороход». А 19 декабря состоялось её торжественное открытие. Были пущены 3 первых гидроагрегата фирмы ASEA. Ток, выработанный первенцем ленинского плана ГОЭЛРО, стал на регулярной основе поступать в город по линиям 110 кВ. Между прочим, эта дата взята не с потолка. Графтио старался приурочить открытие всех своих ГЭС к 19 декабря - к дате бракосочетания, как знак своей любви и преданности к Антонине Адамовне.
21. В машинном зале установлено 10 радиально-осевых гидроагрегатов, работающих при расчётном напоре 11 м: 4 гидроагрегата мощностью по 12 МВт производства «Силовые машины», 4 гидроагрегата шведского производства, ещё тех времен (1926 года), мощностью по 9 МВт, 2 гидроагрегата мощностью по 1 МВт, которые используются для собственных нужд станции.
В 1927 году были пущены и остальные гидроагрегаты (5 мая 1927 года на Волховской ГЭС прошёл пуск первого советского генератора). Таким образом установленная мощность Волховской ГЭС составила 58 МВт и до начала Второй мировой войны она была крупнейшей ГЭС в Европе. Позже мощность ещё возросла до 66 МВт. А ещё 28 июля 1926 года, благодаря построенным шлюзам, было официально открыто сквозное судоходство по Волхову.
22.
23. Вот эти 2 гидроагрегата мощностью по 1 МВт каждый, используются для собственных нужд станции.
24. В чём прелесть подобных ГЭС, что здесь ещё можно встретить ретро оборудование, причём действующее. Вот, например, шведы трудятся до сих пор на наше благо.
25. Это шведский концерн ASEA (Asea Brown Boveri Ltd.), основанный в 1988 году, путём слияния шведской компании ASEA и швейцарской Brown, Boveri & Cie. Сейчас они называются по другому - ABB, а тогда у них был вот такой логотип.
Сегодня Волховская ГЭС входит в Каскад Ладожских ГЭС (вместе с Нижне- и Верхне-Свирской ГЭС, пущенными в 1933 и 1952 годах соответственно), её установленная мощность составляет 86 МВт, а в год она вырабатывает порядка 382,5 млн кВтч. электроэнергии.
26. Это новые гидроагрегаты мощностью 12 МВт.
27. Первые испытания ЛЭП 110 кВ (1926 г.)
28. Отсюда осуществляется всё управление станцией
29. Волховстроевцы (1925 г.)
30. А ещё на берегу реки Волхов был открыт вот такой Монумент в честь строителей и энергетиков Волховской ГЭС. Именно это оборудование в декабре 1926 года дало стране первое электричество.
31.
32. К юбилею станции также был открыт музей истории Волховской ГЭС
33. После чего были подарки
34. А достойных нашла особая награда!
Ещё ряд интересных фактов. Во-первых, Волховская ГЭС построена под углом к плотине, это обусловлено тем, что автор проекта хотел разместить больше гидроагрегатов и другого оборудования в рамках здания станции. Между прочим, строительство происходило без электросварки, которая еще не была изобретена. А архитектурная история и красота. Большая площадь остекления была сделана специально, что позволило по максимуму использовать дневной свет.
35.
36. Постройка верховой перемычки у левого берега. Загрузка ряжей
37. Плотина Волховской ГЭС и ёё водосброс
После окончания строительства Волховской ГЭС Графтио продолжил воплощать свои идеи уже при строительстве Нижне-Свирской ГЭС
http://zavodfoto.livejournal.com/3737523.html, но это уже совсем другая история…
38.
39. Но настоящий праздник был ближе к вечеру. Весь Волхов устремился на набережную, чтобы посмотреть салют.
40.
41.
42.
Было ОЧЕНЬ красиво, что я даже устал снимать, а просто взял и записал видео :). Смотрем ВСЕМ!
Click to view
43. Ещё раз поздравляю с этим важным событием, и пусть на станции всегда будет всё на отлично! Большое спасибо всей пресс-службе
ОАО «ТГК-1» за организацию такой интересной поездки.
Вся наша ПАО «ТГК-1» история (13 из 54):
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:
http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html «Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:
http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
Создал группу в ОК, прошу всех в гости:
http://ok.ru/zavodfoto , а ещё и в фейсбуке - "Энергетика России":
https://www.facebook.com/rusenergy.ru/