Оригинал взят у
tourist0515 в
Сокские штольни.Самарская область. Сокские штольни в горе Тип-Тяв у устья реки Сок.
Карьеры в сокольих горах появились ещё в конце 19 века. После очередного пожара в Самаре губернское начальство издаёт указ о строительстве в старом городе только кирпичных домов. Это и стимулировало добычу камня и известняка в Сокольих горах, а также на другой стороне Волги, в районе Ширяевского оврага.
Особенно интенсивно стали разрабатываться сокские штольни в конце 30-х годов прошлого века, в связи с привлечением труда заключённых и решением о строительстве Куйбышевского гидроузла. Камень добывали буровзрывным способом. По ночам взрывотехники взрывали породу, а днем заключенные дробили камни и грузили их в вагонетки. Наполненная породой вагонетка вручную выкатывалась из забоя в откаточный штрек, где собирался состав из 3-5 вагонеток, вывозимый мотовозом из штолен.
В 1958 году заключённых заменили вольнонаёмные рабочие, а в 1960 штольни были законсервированы, так как Сокское карьероуправление стало вести добычу открытым способом. К тому времени объем изъятой породы составлял около 1 млн. кубометров, протяжённость галерей - более 50 километров, а площадь выработки - 50 гектар.
При разработке карьера часть штолен была срыта, а часть оставшихся галерей обрушилась и разделилась на несколько частей.
01. На новогодние праздники друзья попросили показать им сокские штольни. Мы решили посетить самую крупную часть штолен - Сокская 1, общая длина галерей которой достигает 27 километров. За два часа обошли всего небольшую часть галерей, но друзьям, которые были в первый раз, и этой прогулки хватило.
02. Снег шёл ранним утром, а значит машины стоят около штолен со вчерашнего дня. Уже на обратном пути встретили ребят, складывающих свои вещи и рюкзаки в машины. Среди них был и известный самарский спелеолог Пётр Якубсон
![](http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=144)
yacubson . Всегда приятно встретить человека, с которым уже знаком по сети. Пётр рассказал, что они проводили разведку дальних галерей и действительно ночевали в штольнях.
03. Переходим заброшенную ж/д, ведущую в Сокский карьер.
04. Снаружи гора выглядит неприступно.
05. А вот и основной вход - "Централка"
06. Летом место "заброски" в штольню выглядит веселее.
07. Мы истинные джентльмены, поэтому дам везде пропускаем первыми.
08. В любое время года температура в штольнях +6,5... +7,5 градусов. Теплый воздух растапливает снег перед входом. Чтобы не наступать в грязь, какие-то заботливые туристы положили на спуске старые крепи, соединив их между собой железными скобами.
09. Недалеко от входа на камне лежит журнал, куда надо записать время захода, количество человек и время выхода. Небольшая, но жизненно необходимая формальность.
10. Основной размер штреков 5х5, 7х7 метров. Но встречаются и маленькие, вероятно, самые первые штреки размером 2х2 метра.
11. Старая, одиночная крепь, удерживающая часть верхнего свода. Бревенчатые крепи устанавливали в местах, которые могли обрушиться.
12. Пятиметровая гора обломков перед нами и такая же брешь в потолке.
А как здорово почувствовать себя Королевой подземелья, забравшись на вершину обвала.
13. Заваленные обвалом обломки вагонетки.
14. Вот такой ПБЛ (подземный базовый лагерь). Здесь мы и решили попить кофе.
15. Удобный топчанчик, на котором можно не только посидеть, но и переночевать.
16. Даже косметический столик. Можно побриться или подвести брови. Хотя в темноте ни того, ни другого не видно.
17. Немного подальше ещё одна чеканка на эротическую тему.
18. Из дневника Генерал-майора Военно-строительных войск СССР, начальника Куйбышевгидростроя (1950-1959гг.) И.В.Комзина:
"Здесь все носит отпечаток грандиозных масштабов стройки. Высоко над головой повисли многопудовые каменные глыбы, внизу у подножья горками камни помельче. Подрывники ушли, весело теперь раздаются удары рабочих по мерзлому известняку.
Это он, добытый на жгучем февральском ветру, ляжет на дно реки, образуя барьер, замедляя ее величавое могучее течение."
Не хотелось бы мне такого веселья, да ещё и " на жгучем февральском ветру".
19. Ещё один обвал, и ещё одна Королева.
20. Наряду с обвалами, пожары в штольнях - основная опасность. Старые крепи легко загораются, создавая в закрытом непроветриваемом пространстве сильное задымление. Один из таких пожаров в 1999 году унес жизни четверых студентов и троих спасателей. Спустившись на первомайские праздники в штольни, студенты развели костёр и отравились угарным газом. Огонь перекинулся на деревянные крепи, возник пожар.
Со слов товарища одного из погибших спасателей: "Погибшая смена спасателей на момент начала поиска пропавших туристов вообще закончила дежурство и могла бы спокойно идти по домам. Но пошли эти ребята в штольни, потому что кроме них никого там не оказалось, а милиция обратилась почему-то не в МЧС, а в службу "911". Существенно и то, что первоначально правоохранительные органы официального розыска пропавших не объявили, поскольку не были уверены, что искать надо именно в штольнях. Спасатели ушли под землю, действительно, как сообщалось, не имея специального оборудования. Но они не знали и не могли знать, что в штольнях - пожар. Они нашли мертвое тело одного из пропавших туристов, и только тогда милиция формально объявила розыск, убедившись, что люди - там. Всезнающие журналисты потом решили: вот в этот момент спасателям из службы "911" надо было прекратить работу, вызвать пожарных и спасателей МЧС с кислородными приборами и предоставить дальше действовать им. Но эти журналисты не видели умоляющих глаз матерей трех девчонок-студенток, остававшихся в подземелье. А спасатели службы "911" - видели. И тоже надеялись на то, что в штольнях еще может быть кто-то живой. И снова ушли в черную дыру. Теперь уже - навсегда."
21. На стене снаружи, недалеко от входа, тоже прикреплены таблички с именами погибших.
22. Ещё один из выходов.
23. Потухший фонарь - это катастрофа. Здесь темнота, полная темнота.
24. Часть сохранившихся подпорных крепей. Поражает объём труда, который пришлось применить для прокладки таких громадных штолен в горе.
25. А как хорошо снова вернуться на поверхность! Об опасности таких мероприятий написано много статей.
Ольга Червяцова, самарский спелеолог, биолог: "С 1999-го по нынешний год штольни «закрывали» от туристов уже семь раз без привлечения специалистов, имеющих опыт работы с подобными объектами. Каждый раз на это тратились значительные суммы из бюджета. Своей цели организаторы незаконного консервирования не добились, зато добились нежелательных побочных эффектов. Заметно ухудшилась вентиляция полости, в которой главной опасностью является загазованность при пожаре. Теперь небольшого костра хватает, чтобы спустя несколько часов вся система превратилась в газовую камеру. Эвакуация людей из системы стала проблемой из-за ликвидации входов. Нарушение температурно-влажностного режима повлекло учащение обвалов."
26. Дневной свет и простор вокруг.
27. Решил прогуляться к берегу реки Сок.
28. Летом теплее и красивее.
29. Вернувшись с берега, вижу, что начался "разбор полётов".
30. Нет, ошибся. Это разбор закусок.
31. А вот и финальный аккорд на скрипке. (или в скрипке?)
4 января 2017 года.
Техника безопасности хождения по Сокским Штольням.
Данные правила работают при заброске в любые штольни и прочие опасные объекты, за исключением некоторых спецефичных правил именно для Сокских штолен.
1.Если Вы собираетесь на заброску в систему, обязательно сообщите близким/знакомым/друзьям координаты,где и как долго Вы будете находиться. Иначе если с Вы заблудитесь или случится ЧП, Вы можете провести в системе несколько дней или даже недель.
2.При заброске в систему обязательна запись в журнале. Запись на входе должна содержать имя или общеизвестный ник время заброски, дату и Ваше предположительное место стоянки.
3.При выброске из системы ОБЯЗАТЕЛЬНО отпишитесь в журнале, что Вы вышли и с Вами все в порядке. В случае чрезвычайных ситуаций обращайтесь к людям, контакты которых указанны в теме "Список людей, готовых выезжать на спасработы". Связь под землей не работает, так что надо знать, как дойти до выхода.
4.При заброске в одиночку необходимо иметь с собой как минимум - 2 источника света, зажигалку или спички, свечи. Убедитесь,что весь свет находится в рабочем состоянии, батарейки не севшие.
5.Если Вы новичок, избегайте одиночных забросок до тех пор, пока не начнете уверенно ориентироваться в системе. Даже если Вы идеально знаете проход до лагеря, Вы можете свернуть не туда, и потом долго блуждать по штольням.
6.Если Вы плохо знаете Систему, избегайте передвижения незнакомыми тропами в одиночку.
7. Если неуверенно ориентируетесь в системе, возьмите с собой компас (предварительно научившись им пользоваться). Посещения прикарьерных или завальных частей и Сокских-3, а также проведение раскопок и разведка труднодоступных мест в системе - крайне нежелательны.
8.Если Вы уходите с ПБЛа,то сообщите присутствующим там,КУДА Вы идете и приблизительно на сколько долго вы будете отсутствовать (т.н. контрольное время).
9. В штольнях ЗАПРЕЩЕНО пользоваться открытым огнем, разводить костры. Дым от костров очень долго выветривается из системы (до нескольких недель). Большое количество дыма может привести к отравлению угарным газом, в тяжелых случаях к летальному исходу. (Исключение - газовые горелки и ацетиленовые источники света, пока не зафиксировано вредного последствия использования, но все равно стоит осторожно пользоваться данными приборами).
10. В случае обнаружения волока в системе НЕОБХОДИМО поднять по возможности все ПБЛы на выброску. Выбрасываться лучше всем вместе. После выброски ОБЯЗАТЕЛЬНО вынести журнал и проверить,все ли вышли. Если в Системе остались люди, необходимо срочно обратиться к тем,кто указан в "Списке...".
11.При прохождении волока необходимо снять налобный фонарь и нести его в руках,так как видимость в волоке сильно падает.Идеальным в таких условиях становится использование желтого света.
12. Ни в коем случае не стоит посещать штольни, когда в них стоит задымление (т.н. Волок). В случае обнаружения задымления стоит сообщить людям, кто посещает систему или тем, кто указан в теме "Список людей, готовых выезжать на спасработы"
13.Если даже Вы выбрасываете окурок, а не несете до мусокри, пожалуйста, убедитесь, что он не приведет к возгоранию!Будьте ПРЕДЕЛЬНО осторожны в обращении с огнем в Системе,так как любой очаг может привести к пожару и задымлению системы.
14.Ни в крем случае НЕ КОВЫРЯЙТЕ/НЕ ЛОМАЙТЕ/НЕ ВАЛИТЕ крепи. Это может привести к обвалу породы. Многие крепи держатся на чесном слове и их лучше вообще не трогать.
Ни в коем случае не стоит трогать, ковырять или ломать стены и потолок.
15.Будьте аккуратны при перемещении по бревенчатым рекам. Крепи бревенчатых рек отсыревшии и скользкие,падение на них может привести к травмам.
16. СКОБЫ. На полу штолен имеется большое количество острых скоб, использовавшихся при монтаже крепежа. Имеются случаи тавмирования просетителей при наступании на них. Как правило, это происходит при беге и прыжках (весьма нежелательные способы передвижения по системе). Внимательно смотрите под ноги, носите обувь на твердой подошве.
17. При забросках, особенно при массовых, желательно оценить социально-психологическую обстановку в коллективах посетителей. Если вы видете, что назревает конфликт или имеются личности, склонные к девиантному поведению, проявите внимание и осторожность. Заранее продумайте варианты экстренной выброски, т.к. возможен поджог.
18. МЫШИ. До настоящего времени случаи заражения мышиной лихорадкой в штольнях не известны, но это не означает, что их не может быть. Мыши имеются по всей "жилой зоне", т.к. мойте руки и не оставляйте на столе продукты.
19. Берите с собой аптечку с учетом ваших потребностей. Желательно, чтобы каждый посетитель имел индивидуальную аптечку, в которой были необходимые ему лекарства. Если Вы идете в составе группы, то также желательно иметь большую аптечку.
20. В штольнях часты отравления пищевыми продуктами, а в особенности продуктами алкогольного ряда. Будьте осторожны в потреблении таких продуктов сомнительного качества.
Соблюдение этих правил не гарантирует вашу абсолютную безопасность, но поможет избежать многих простых, но неприятных случаев. Помните, что штольня являются потенциально опасным местом для посещения.Взято здесь:
http://urban3p.ru/blogs/6902/