А вы знаете, что в любом самолёте мира есть частичка России родом из Березников? Именно они производят титана больше всех в мире, даже когда американцы и их друзья думают, как ещё нас санкционировать, за скобки обязательно выносят это предприятия. А всё почему? Потому что березниковский титано-магниевый комбинат «АВИСМА» (входит в состав ПАО «ВСМПО-АВИСМА») знают опять-таки во всём мире, а их продукцию считают лучшей. И, представляете, на таком заводе мне посчастливилось побывать, да ещё в какой компании…
«АВИСМА» - это предприятие, которое производит губчатый титан, а также титановые порошки, металлический магний и сплавы на его основе. Кроме того, что в нашей стране они номер один в этой ниши, так и в мире на долю этого предприятия приходится порядка 30 % производства всей титановой губки. Вот, так вот нашему краю, опять есть чем гордиться!
2.
Как известно титан был открыт ещё в 1790 году неким английским священником и по совместительству геологом-любителем Вильямом Грегором. Но до ума его смогли довести только 50-е годы XX века. Благодаря разным опытам был получен умный и высокопрочный сплав (3% алюминия, 2,5% ванадия, 94,5% титана), который и нашёл широкое применение в производстве машин и самолётов. Как оказалось, сплавы из титана по своей прочности многим фору дали бы, а ещё их и коррозия особо брать не хочет. За эти заслуги его стали называть «космическим» металлом или «металлом будущего».
3.
4. Наше знакомство с предприятием мы начали с корпоративного музея, а здесь довольно мило.
В 1941 году на базе Верхнекамского месторождения, содержащего богатые запасы магнийсодержащей соли карналлита (KCl·MgCl2·6H2O), ускоренными темпами началось строительство Березниковского магниевого завода (БМЗ). С началом войны возрос резкий спрос на магний, который использовался в авиастроении. Всё это привело к тому, что уже 22 июня 1943 года на Березниковском заводе были получены первые слитки магния. Этот день и считается днём рождения березниковского предприятия.
5.
В 1960 году на базе привозного концентрата титановой руды березниковские металлурги создали и освоили производство губчатого титана. В связи с расширением номенклатуры в 1963 году Березниковский магниевый завод был переименован в Березниковский титано-магниевый комбинат (БТМК). Бурно набиравшая обороты ракетная отрасль и атомное судостроение требовали много титана, и к концу 1980-х гг. в СССР этого металла производилось в полтора раза больше, чем во всем остальном мире. Это были поистине золотые времена для завода.
6.
90-е годы были очень непростые для завода. Горе реформаторы довели страну до того, что спрос со стороны авиационной промышленности и оборонки стремился к нулю, а само предприятие было даже близко к банкротству. Такие же эмоции испытывали коллеги из ВСМПО (Верхняя Салда, Свердловская область). Это и подтолкнуло их друг к другу. Вначале, в 1998 году, компании принимают решение работать совместно, а в 2005 году на базе ВСМПО и АВИСМА создаётся новый гигант ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Сейчас этот холдинг является крупнейшим в мире производителем титана, слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов, а также прессованных крупногабаритных изделий из алюминия, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.
7.
8.
9. В самом центре огромный макет завода, а так завод расположен на территории порядка 4 км2. И дня не хватит, чтоб весь обойти.
Ежегодно объединенная компания производит около 30 тыс. тонн титановой продукции, которую охотно хотят за бугром. Среди постоянных клиентов более 300 компаний в 50 странах мира, в том числе такие гранды мирового авиастроения: Boeing, Airbus, Snecma, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и т.д. ВСМПО-АВИСМА обеспечивает до 40% потребностей Boeing в авиационном титане, 60% потребностей EADS (Airbus) и 100% - Embraer.
10.
11. В марте 1965 года советский космонавт Алексей Леонов первым из землян совершил выход в открытый космос. На обратном пути на Землю спускаемый аппарат «Восход-2», пилотируемый Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым, совершил нештатную посадку в тайге в Усольском районе Пермского края. По этому поводу в Усолье установлен соответствующий памятник. А вот его делали по этому эскизу.
12. Тяжёлая артиллерия ЖЖ-блогосферы в действии :)
13. Плавильный цех. Что касается самого производственного процесса, буду краток. Дело в том, что наш маршрут сильно переплетался с губернаторским и нам показали только самые яркие моменты и прежде всего плавку. Но зато я договорился о личном посещении и вот тогда всё покажу во всей красе и подробно расскажу. А пока.
Первое, что необходимо сделать, это обогатить титановую руду, т.е. избавиться от всех ненужных примесей. За это как раз и отвечает плавильный цех. Здесь в рудно-термической печи происходит «варка» ильменитового концентрата и угля-антрацита. Причём уголь добавляется совсем не случайно. Именно благодаря ему, железо «отрывается» от титана, образуя попутный металл, в результате чего вверху появляется титановый шлак. Кстати, температура титанового шлака составляет 1500 С. Далее этот расплавленный металл сливают в каскад изложниц, где и происходит окончательное разделение на нужный титановый шлак и более тяжёлый и плотный металл, близкий по составу к чугуну. Титановый шлак остывает порядка четырёх часов, далее его измельчают вместе с обычной солью (NaCl) и затем смешивают с углём. Полученную титаносодержащую шихту отправляют в химико-металлургический цех.
14.
Click to view
15. В этом цехе происходит восстановление тетрахлорида титана магнием.
16. Процесс этот сложный и трудоёмкий, ведётся при высокой температуре, при которой титан взаимодействует с большинством промышленных восстановителей (самые популярные - углерод и алюминий). Весь процесс длится около 75 часов.
17. Сейчас на предприятии работают более 5 000 человек.
18.
19. Походу дела Мише
nemihail и Олегу
demkristo здесь нравится
На следующем этапе происходит очистка титана губчатого методом вакуумной сепарации. Т.е. это разделение нужного компонента от ненужного.
20.
21. Далее полученный блок титана губчатого на таких электрокарах везут в отделение переработки.
22.
23.
24. Цех электролиза магния
25.
26.
27.
28.
29.
30. А как вам такой титановый слоник?
31.
Губчатый титан используется в качестве полуфабриката для изготовления титановой продукции более глубокой переработки, а это листы, профили, поковки, штамповки, которые применяются в производстве широкого спектра изделий для авиакосмической техники, судостроения, энергетики, химического оборудования, а также в производстве легированных сталей. Магний и его сплавы же используются в автомобиле- и судостроении, производстве корпусов мобильных телефонов и компьютеров, деталей самолетов и космических аппаратов и т.д.
32.
33.
Блок губчатого титана измельчают, сортируют и на дальнейшую переработку отправляют в Верхнюю Салду на ВСМПО.
34.
Но самое интересное и значимое для пермской блогосферы было позже. Более того, возможно именно с этого дня (2 мая 2017 года) наступит ренессанс в нашей среде. И, конечно, спасибо ребятам из Москвы за поддержку, которые своим статусом поддержали авторитет встречи. Больше часа мы в приватном режиме общались с Максимом Решетниковым, задавали самые разные вопросы. Дягилевский фестиваль, новый аэропорт, какова основная повестка и планы, у вас же один избиратель Владимир Путин и т.д.? Всё это волновало москвичей. А это и не удивительно, наш сегодняшний аэропорт они увидели по прилёту, худо-бедно про Дягилевский фестиваль информация доходит до Столицы, а проблемы с доверием глав регионов остро стоят на повестке (сколько уже регионов по счёту поменяли своих начальников), да и выборы скоро. Но из этого мы можем сделать какой вывод? Что не так много положительной и интересной информации транслируют за пределы края те, кто занимается информационной политикой в регионе, наши СМИ, да и мы, блогеры, получается тоже не дорабатываем. Надо срочно исправляться! Нас же, местных, интересовали более земные и острые темы: обманутые дольщики (Максим Геннадьевич даже поделился своим соображением, что возможно, на некоторых объектах это осознано делалось, чтоб потом реализовать там другие действия. Сейчас по всем этим темам идёт плотное общение с правоохранительными органами…), спорт в регионе и его поддержка, Илья, например, поднял вопрос, об одном спорном аукционе, по его мнению, на лесную тему. Поговорили и о делах семейных, насколько легко было сюда переезжать, как удаётся работать в таком усиленном графике и т.д.
35.
В завершении хотелось сказать большое спасибо всей команде пока ещё и.о. губернатора и лично Максиму Решетникову за понимание и отклик. Ведь он сам честно признался, что долго сопротивлялся (ха, это разве долго, он же у нас с февраля) социальным сетям. Понимая, что он сам профессионально не может этим заниматься, нужно много времени и сил, а этого сейчас точно нет. При этом, конечно, признаёт, что современные реалии таковы, что без нас, блогеров, уже никуда. Со своей стороны, лично я пообещал всяческую поддержку по освещению и пиару нашей промышленности в блогосфере. Так что, друзья, теперь точно пришло время открываться, а вот и сигнал, кто продвинутый - поймёт!
36.
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:
http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:
http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html «Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:
http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи:
http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости:
http://ok.ru/zavodfoto и
https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/