Испытала вчера чудесное дежавю: пришла в церковь, а орган еще занят, занимается другой ученик. Это же мои восемь лет в музыкальной школе: приходишь, садишься на банкетку, слушаешь и ждешь своей очереди. Только теперь я жду не в тесной каморке, а в высоченной церкви со стрельчатыми окнами.
Преподаватель дрючит меня с оттенками: паузу не додержала, артикуляция четче, забыла сделать вдох перед сильной долей. В школе это все было в меньшем объеме, там бы по нотам не мазать и темп держать. И, как я сейчас понимаю, детское ухо не очень слышит разницу в артикуляции, надрессировать можно, а действительно слушать были способны единицы. Потом я во взрослом состоянии несколько лет занималась с преподавательницей, и она уже изводила меня качеством звучания по полной программе, за что я сейчас очень благодарна.
Ученик передо мной играл как я в школе: громко и быстро. По поведению и внешне он типичный студент-айтишник - мы познакомились на прошлой неделе на общем семинаре. Репертуар у него разнообразнее: пока я все еще глупо сижу на очень простых прелюдиях и «даю отзвучать паузе», он экспрессивно лупит по клавишам, при этом ему преподаватель говорит «все отлично», а мне «аккуратнее с триолями». Я могу полчаса тренировать держать паузу ногой и потом выйти из церкви с вопросом, а что я вообще сегодня сделала? (хотя здесь я, конечно, классически хвастаюсь/жалуюсь). Но после семинара я почти перестала переживать по этому поводу: раньше боялась, что у меня всего год органа, а потом давай до свидания, а на семинаре нам рассказали, как растянуть удовольствие еще на два-три года. А раз время не поджимает, могу спокойно считать паузы.
На семинаре много рассказывали про устройство органа. У меня не укладывается в голове, как люди вообще додумались до того, что, если взять очень много трубочек разного размера, насверлить в них разных дырочек, часть трубочек упаковать в ящички, связать это веревочками, подсоединить к молоточкам и надуть туда воздуха, то получится такой космический звук. Кто в здравом уме много лет работал над этой композицией с неочевидным результатом?
В самой нутри органа стоит ящик-пока-не-знаю-как-называется, в который мотором нагнетается воздух и потом распределяется по трубам. На крышке этого ящика лежат обычные строительные кирпичи, обложенные оберточной бумагой, они создают дополнительное давление на ящик и регулируют громкость звука. При необходимости можно доложить пару кирпичей, чтобы звучание было полнее. То есть, органные мастера отлили несколько тысяч труб (до 40 тысяч бывает) с разным содержанием цинка, олова и меди, расставили трубы по порядку, подключили электрический мотор, посадили обученного человека и почувствовали, что чего-то не хватает. И бахнули сверху кирпичей. Вау.
Каждый орган имеет две стороны: до и до-диез. С одной стороны (допустим, с правой) выстроены все трубы от до с интервалом в один тон, с другой стороны (с левой) от до-диеза с интервалом в один тон. Благодаря этому звук идет симметрично с обеих сторон. Я попробовала понажимать клавиши по очереди на разных сторонах - звук фантастически перекатывается справа налево (и при таком уровне продуманности кирпичи, карл).
Некоторое время назад один современный арабский шейх пытался заказать себе орган полностью из золота. Пришлось объяснять ему, что будет, конечно, красиво, но бесполезно, звучать не будет. Зато на Филиппинах существует орган, сделанный полностью из бамбука.
А тот ученик, студент-айтишник, позвал меня вместе поиграть на органе ночью. Штош, свидание, которое я заслужила.