Ну что, бейн а-зманим кончились? :) Продолжаем...
Ле рефуа шлема
шель Нафтали бен Гила, Шимон бен Тереза, Надав бен Адасса, Рувен бен Наами, Эльханан Йосеф бен Заара, Ицхак бен Рохель-Рая, Леонид бен Рахель, Шимон бен Сара, Йеошуа Шломо Перец бен Аяла, Хая Малка Йеудит бат Хана, Менахем-Саадия бен Гила-Дина, Захар Элиор бен Бэла, Сара бат Ольга-Голда, Гитит, бат Симха, Авигаиль Сара бат Марина, Браха бат Сара, Сара-Хана бат Бейла
Ле зивуг hагун шель Даниэль бен Сара
Леилуй нишмат Мотл бен Авраам, Туба бат Зельда, Йосеф бен Авраам
Бывают ситуации, когда отказ ответить на вопрос может быть приравнен к запрету сплетничать!
Например, если нас спрашивают напрямую, виноват ли некто в данном проступке, то наше нежелание отвечать подтверждает его вину не меньше, чем утвердительный ответ. В подобном случае по законы мы должны скрыть факты и ответить «нет»!
Возникает законный вопрос, почему же лучше соврать, чем сплетничать, ведь оба эти запрета из Торы?! Рассмотрим подробнее заповедь «удаляйся от лжи» (Шмот 23,7).
Гмара подчеркивает, что сама формулировка этой мицвы звучит не как «не лги», а как приказ удалиться от «вещи, являющейся ложью» (מדבר שקר תרחק). То есть, чтобы определить, является ли некое высказывание ложью, надо проверить конечный результат, к которому оно приведет.
Например, если само по себе сказанное верно, но оно прозвучало, чтобы ввести в заблуждение, - это ложь. МААРАЛЬ объясняет, что Тора воспринимает ненависть между двумя евреями, как одну из форм лжи. Наши мудрецы подтверждают это мнение, называя подобную неприязнь שנאת חינם напрасной, то есть «ложной», ненавистью. Поэтому сплетни, которые могут привести к ссоре, приравниваются к вранью! А если мы скрываем часть фактов, сохраняя тем самым мир, то способствуем торжеству правды!
Но даже учитывая все сказанное выше, ЗАПРЕЩЕННО, приносить ложную клятву, даже чтобы сохранить мир!