ПАМЯТЬ И ЛИЧНОСТЬ

Aug 31, 2013 22:23



Продолжение.


2.

На самом деле, если думать в этом контексте о горизонтах нашего ближайшего будущего, перспектива выглядит очень и очень печально. Не случайно некоторые философы и многие аналитики, особенно с естественнонаучным образованием, уже пропели отходную по человеку. Он бесперспективен, смертен, в космосе не выживает, к тому же агрессивен, плохо обучаем и непредсказуем. Другое дело - электронные гаджеты. Пока они только игрушки, но вот-вот станут полезными узлами глобальной сети, легко заменят «в паутине» странное и неразворотливое биологическое создание, использование которого сопряжено со множеством рисков.
   Да, такая тенденция уже видна. И, если бы речь шла о некоем отчужденном от личностного выбора процессе, она казалась бы определяющей. Можно было бы с математической точностью показать, что человек уступает свое место на земле механическому порождению собственных рук и ума, автоматизированным работникам и офисным служащим с минимумом плоти и максимумом информационной начинки...
   Однако личностный выбор существует. В той или иной, пусть даже смягченной и закамуфлированной форме, он присутствует в каждой личной судьбе. Множество обстоятельств способны вырвать отдельную жизненную историю из паутины. Тут и гормональный взрыв переходного возраста, и мысль о собственной смерти, и любовь к ближнему, и потрясения, испытания, которые выпадают на долю каждого. Нужна вся сила сети, вся ее антихристова (не будем скрывать очевидного) мощь и слаженность, чтобы заболтать, залить сиропом мнимого интеллектуализма, холостого мышления на несущественные (от слова «существовать, быть»)сюжеты, разодрать на миллионы мелких интересов, желаний, страстишек и соблазнов фундаментальную человеческую проблематику. В начале XX века английский писатель Р.Олдингтон обмолвился, что в шестнадцать лет человек формулирует для себя те две-три оригинальных идеи, которые потом определяют всю его жизнь. Функция сети - заставить со временем эти идеи забыть. Задача личности - запомнить. Причем сохранить не только и не столько те или иные мысли и ориентиры, но прежде всего атмосферу горячечного поиска истины, в которой они были выработаны. Еще раньше, в XIX столетии, примерно о том же, но на языке своей эпохи, говорил замечательный русский историк В.О.Ключевский: «У каждого поколения есть идеалы. У меня они могут быть свои, у вас - свои. Но горе тем, у кого этих идеалов не существует».
3.
   Против атомарности и кругового отчуждения индивидуального безбытия есть одна-единственная, но мощнейшая прививка - историческая память. Познавая прошлое, мы умножаем свой частный опыт отдельного и отделенного человека на универсальный опыт человечества, урок предшествующих поколений. Так мы научаемся жить в присутствии истины, в присутствии ценности и смысла. Сеть, паутина желает заставить нас учитывать только настоящее и вероятное будущее. Нет ничего более разрушительного для нее, чем прошлое, особенно тогда, когда оно получает личностное переосмысление. Именно это переосмысление дает иную эсхатологическую перспективу, позволяет видеть не анти¬утопию с киборгами, а «новое небо» и «новую землю».
   Что же особенного мы находим в прошлом? Прежде всего, тщету «современных тенденций». Когда- то советская поэтесса Ирина Снегова писала в простых, немного риторических, но очень точных стихах: «История нечасто блещет верностью, у времени всегда свои любимчики, оно на редкость щедро к фаворитам, но время - день, года уже забывчивы, а век - смотри - все напрочь перешито». Сколько раз людям казалось, что та или иная ситуация - навеки, действуют непреложные законы и неодолимые правила, и идти против рожна бессмысленно. Они рыдали ночами и боялись рожать детей. А поглядишь - новый ветер, случайная музыкальная фраза, два- три определенных выбора двух-трех людей, и ситуация меняется до неузнаваемости; былые законы тают, как утренний туман. Вот они уже не тенденции даже, а чей-то блеф и произвол...
   К тому же история (хоть это на современный вкус и слишком просто) полна высоких образцов, и - среди них - рассказов о людях, судьба которых имела смысл. Это присутствие смысла, красоты, самопожертвования служит своего рода камертоном для частной и отдельной жизни, настраивает, вдохновляет, поддерживает, бередит души и не дает сосредоточиться на сиюминутном в обществе спектакля, где ни¬кто не помнит реплик, произнесенных мгновение тому назад. Таким образом, к человеку возвращается его человеческое бытие, духовная перспектива, присутствие и причастие (перед лицом смерти и бессмертия, жертвы и истины). Так причастность приходит на смену отчуждению, и вместо цифры является Слово.
   Удивительно, но современному человеку иногда достаточно просто знать, что существует извне положенная ценность, истина, ради которой можно идти на жертву, любовь, которая заставляет забыть себя, - чтобы перестать быть благонадежным для сети. Он способен тысячи раз заблуждаться, вести сомнительный образ жизни, совершать преступления и роковые ошибки, губить и гибнуть, - но это все будет происходить в бытии, в духе и в свободе, а не в системе цифровых кодов и формализованных взаимосвязей.
4.
Для современной России ориентация на историческое самосознание решает все, или почти все. Мышление в системе «настоящее- будущее», рыночное общество-технологии-права обрекает нашу страну не только на вторые или третьи роли, но прежде всего на исчезновение. И речь в данном случае не идет о распаде и демографическом коллапсе (эти страшилки уже не пугают). Но в том случае, если мы лишимся исторической памяти, утопим свое во всеобщем, нашу культуру, наш язык, наш творческий потенциал, наше государство и территорию, в конце концов нас самих и наших детей попросту растащат по корпоративным узлам глобальной сети...
5.
...Думая над кругом вопросов, которые породили этот текст, я всегда удивлялся,насколько технически сложно устроена паутина, сколько там формул, переменных, множеств, анализа, синтеза, кибернетики и биологии, и как технически прост отказ от нее. Выбор за каждым человеком,явившимся в этот мир с другими ближними ему людьми, его современниками, предками и потомками, и проходящим сквозь свое время, - по слову замечательно¬го русского философа и богослова Е.А.Авдеенко, - в одном месте с ними,
неслиянно,
но и нераздельно.
Английский писатель Р.Олдингтон однажды заметил, что в шестнадцать лет человек формулирует для себя те две- три оригинальных идеи, которые потом определяют всю его жизнь. Функция сети - заставить со временем эти идеи забыть. Задача личности - запомнить.

Журнал «Медиация и право» №2 (20) июнь 2011
Previous post Next post
Up