Читка пьесы «Против всех». Ильмира Болотян, Вячеслав Дурненков, Тимур Хакимов (Москва-Тольятти), режиссер Руслан Маликов.
Пьеса основана на реальных событиях, рассказывает о подготовке и проведении акции «Баррикада» в 1998 году. Группа художников «Внеправительственная контрольная комиссия» во главе с Анатолием Осмоловским, Авдеем Тер-Оганьяном, Дмитрием Пименовым, Дмитрием Моделем и Марией Демской 23 мая перекрыла улицу Большая Никитская специально привезенными картонными коробками. Акция была посвящена тридцатилетней годовщине студенческой революции в Париже. Звучали лозунги: «Запрещено запрещать!», «Денег нет - и не надо!», «Будьте реалистами - требуйте невозможного!». Кстати, требования протестующих были созвучны лозунгам, как то: выплачивать ежемесячный гонорар организаторам акции 1200 долларов, легализовать употребление наркотиков и обеспечить безвизовый режим по всему миру. Когда через несколько часов милиция не предприняла никаких действий по разгону баррикады, художники с лозунгом «Мы победили!» отправились к кремлю, тут-то им дорогу и преградили. Через два дня прошел суд, пяти организаторам назначили административные штрафы от 200 до 500 рублей. В ходе судебного заседания Анатолий Осмоловский назвал президента РФ пи…м и был приговорен к штрафу в 417 рублей. И вот спустя пятнадцать лет пьеса об этих событиях прочитана на 24-м фестивале новой драматургии «Любимовка».
Анастасия Павлова, театральный критик:
«На "Любимовке" любой присланный текст является пьесой. Если рассматривать структуру "Против всех", то можно увидеть, что она довольно близка к традиционному пониманию пьесы. В ней есть диалоги и монологи, композиция традиционной пьесы тоже сохранена. Завязка - идея о создании движения, развитие - акции объединения, кульминация - баррикады на Никитской, и развязка - финальный монолог героя.
Интерес эта пьеса представляет, прежде всего, тем, что в основе ее - документы: интервью, телепередачи, манифесты инициатора движения "Против всех" Анатолия Осмоловского. Однако назвать ее в полной мере документальной нельзя. Ильмира Болотян и Тимур Хакимов не просто берут документальный текст, а перерабатывают его, дополняют, делают более игровым. Из вставных эпизодов - здесь встреча с бизнесменами и сцена с бизнесменшей на баррикадах. Сам документ тоже не остается нетронутым. Именно поэтому лидер движения Анатолий Осмоловский на обсуждении и говорил о том, что данный текст хорош как сценический, художественный, но его нельзя воспринимать как документальный. Эта история со сцены звучала очень иронично, на мой взгляд. Хотя, возможно, авторы и не стремились к этому. С позиции сегодняшнего очень политизированного времени, когда любая акция - политическая, движение 1998 года воспринимается немного наивным и несерьезным. Наверно, поэтому и возникла нотка иронии в ней. Хотя для Осмоловского и его команды оно, конечно, было серьезным и важным. Они верили в то, что делали».
О «Любимовке»
Это 24-я по счету «Любимовка» и всю эту неделю актеры читают пьесы на сцене Театра.Doc. Всего за время фестиваля состоится 32 читки пьес урожая 2013-го, подготовленные командой опытных режиссеров. Как всегда на Любимовке, после каждой читки проходит обсуждение представленного текста с участием авторов и аудитории.
Любимовка - это голоса новых авторов, стремящихся к актуальному высказыванию. Это острые пьесы о социальных проблемах и о глубоко личном. Это поиски новой формы и эстетики. Среди тем, волнующих авторов Любимовки в 2013-ом году тоталитаризм в общественном и семейном пространстве, кризис отношений общества и церкви, миссия искусства и его социальная роль, дух времени и протестные настроения, межнациональные отношения, разрыв поколений, преодоление тотального одиночества и поиски свободы и подлинности. Жанровая палитра Любимовки тоже разнообразна - от профессиональной «хорошо сделанной» пьесы до новаторских экспериментов с формой. География фестиваля охватывает авторов из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Минска, Киева и других городов.
Шорт-лист фестиваля Любимовка - результат работы целой команды отборщиков, куда вошли театральные критики, режиссеры, драматурги и арт-менеджеры из России и других стран. За несколько месяцев через их руки прошло около 750 текстов, каждый из которых оценивался с точки зрения актуальности темы, формы и языка, оригинальности образов и характеров, а также с позиции своеобразия авторского голоса и стилистики.
Также на Любимовке состоится премьера пьес известных драматургов, начинавших когда-то свой путь в театр с фестивальных читок. В рамках внеконкурсной программы прозвучат новые тексты Ивана Вырыпаева, Максима Курочкина, Ольги Мухиной, Юрия Клавдиева, Алексея Зензинова, Ярославы Пулинович и поэта Андрея Родионова.
Фестиваль Любимовка существует с 1990 года. Его создала группа драматургов, среди которых Виктор Славкин, Владимир Гуркин, Елена Гремина, Михаил Угаров. В этом году Любимовку проводит новая команда молодых профессионалов, которая сменила на посту организаторов Елену Ковальскую и Кристину Матвиенко. Любимовку 2013 делают критик Анна Банасюкевич, драматурги Михаил Дурненков и Евгений Казачков, режиссер Юрий Муравицкий и арт-менеджеры Мария Крупник и Кристина Лобаева.
В рамках фестиваля состоится несколько спецпроектов, предложенных новой командой фестиваля. Главный редактор журнала «Современная драматургия» Родион Белецкий проведет семинар, на котором расскажет о взаимоотношениях автора и театра в условиях российской реальности, а драматург Александр Архипов напишет документальную пьесу, созданную в результате наблюдений за работой избирательного штаба Алексея Навального. В последний день Любимовки состоится читка последнего сценария Алексея Балабанова «Мой брат умер» в постановке Владимира Мирзоева.
Появилось и еще одно нововведение на Любимовке - помимо шорт-листа, пьесы которого будут представлены в виде читок на фестивале, сформирован список текстов, особо отмеченных отборщиками и организаторами. Пара десятков пьес, вместе с текстами-победителями, будет опубликована на официальном сайте фестиваля и будет распространяться в профессиональном сообществе.