Оригинал взят у
01mikki в
Ко дню знаний...***
Знать что-то мало, надо эти знания еще уметь передать кому-то.
Когда-то, давным-давно, была такая передача « Очевидное - Невероятное». Вел ее человек потрясающего ума _ Сергей Петрович Капица.
Он умел доступно рассказать о каких-то очень серьезных вещах. А потом он вдруг так тихо исчез с экранов телевизора.
"Мне предложили делать хвалебные сюжеты о лженауке - я отказался. Тогда повсюду брало верх воинствующее невежество, и мы стали его жертвами. Людей приучают к примитивным штампам, которыми мыслил Буратино. Чуть сложнее - это для эфира уже чужое. Самые высокие рейтинги - у преступности в том или ином виде ".
И его , как он сам выразился, «прогнали с телевидения». Отстранили от эфира за несговорчивость, четко и ясно высказываемую позицию касаемо ситуации в стране с образованием, с наукой, откатами и т.д.
Однако интервью с ним все же время от времени печатали. Только их как-то не особо замечали. А жаль.
_________
«..Смотрите, в Америке оружие носят все - включая школьников и людей с нездоровой психикой. Оружие стало более доступным, а мозги человеческие - менее устойчивыми. Эта неустойчивость - реакция на технический прогресс, когда наше сознание не успевает освоить созданную нами же технику. С моей точки зрения, это один из самых глубоких кризисов современного мира.
...
Поэтому ничего лучше правильного воспитания не придумаешь! Это требует большой работы, проделывать которую пока никто не рвётся. Но если мы не будем задумываться над этой проблемой серьёзно, человечество придёт к краху, первые симптомы которого уже наблюдаются в общественном сознании. Считать, что общество может дрейфовать куда угодно, - путь к самоубийству.
Ведь человек отличается от животного только наличием культуры. Хотя и у животных не всё так примитивно - у них тоже есть запреты. Звери не поедают самих себя - волки волками не питаются. В отличие от людей, которые легко «пожирают» себе подобных. Поэтому пора уже доброе и важное не только созидать, но и активно внедрять. Ведь та же заповедь «Не убий!» не требует пояснений - она требует исполнения…
...
.. много зависит от вас: пропиваете ли вы свою жизнь, перегружаете ли стрессами.
Да и мозг, к сожалению, изнашивается гораздо быстрее тела. В Америке есть старухи, которым почти под 100 лет, они доживают свой век в одиночестве, в отелях, страдая от болезней Альцгеймера или Паркинсона. Жалкое зрелище! Получается, что душа умирает раньше тела. А это неправильно: нужно умирать вместе!
... нужна ранняя диагностика. Если вовремя заметить болезнь, шансы на исцеление многократно возрастают. Но подобные процедуры требуют и много денег, и квалифицированных врачей, и техники.
Если бы приборы для ранней диагностики были доступны не только богачам, то смертность от рака снизилась бы.
В своё время - «в той жизни», как я говорю, - я занимался разработкой ускорителей. У них есть две сферы применения. Первая - безопасность корпусов ядерных реакторов. Но с их помощью можно было излечивать людей от рака.
Прибор воздействовал на поражённый орган, не задевая ничего вокруг. Перед тем как в стране всё рухнуло, у нас было сделано 6 машин: одна до сих пор работает в Институте имени Герцена, через неё прошли 20 тысяч человек. Чтобы обеспечить весь СССР, нужна была 1000 машин, и мы были готовы их производить.
Но тут, в эпоху чудовищного хаоса, к российским чиновникам пришли немцы и сказали:
«Мы дадим вам миллиардный заём, чтобы вы смогли купить наши машины». В результате мы оказались посаженными на иглу немецкой технологии. Мы писали письма, что у нас есть и клинический опыт, и что наши машины дешевле в эксплуатации, а мне отвечали: мол, чтобы изменить ситуацию, нужно дать такому-то чиновнику 20% «отката». И так - в любых областях.
...
..У нас за прошедшие 15 лет ни одного научного института не построено, а разорено почти всё, что было…
Мы сами себя разрушили.
...
На совете министров несколько лет тому назад решили выделить 12 миллионов рублей на квартиры для молодых учёных. А в это время разгорелся скандал с прокурором, который отремонтировал свою квартиру за 20 миллионов. Я за это зацепился и сказал, что, если бы вы выделили 12 миллиардов на квартиры для молодых учёных, вы могли бы поправить дело. А все полумеры бессмысленны.
И закончил словами: «Если вы и дальше будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Вам будет проще этой страной править, но будущего у такой страны нет».
Вышел скандал, и председатель сказал, что согласен с мыслями профессора Капицы, но не с его формулировками…»
( из интервью от 13 февраля 2008 г)
_________________________
А вот предыстория еще одного интервью С.П. Капицы.
В 2009 году ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) провёл исследования, и оказалось, что в некогда «самой читающей стране» 35% населения вообще не читает книг.
И этот процент стремительно растет, сейчас уже совсем не редкость встретить человека, который за всю свою жизнь не прочел ни одной книги (!). Никакой.
Более того, оказывается, очень многих людей раздражает и утомляет сам процесс чтения. Их научили различать буквы, научили читать, но не привили навык чтения.
А телевизор формирует совершенно иной процесс восприятия информации, иное мышление, иное поведение.
Мало того, что человеку по сути дается уже обработанная определенным образом информация -"пережеванная пища", так еще и сам способ подачи может на многое повлиять ( в особенности , если речь идет о детях).
Скажем, та же телевизионная реклама для ребенка не так безобидна, как кажется.
И тут дело не только в том, что там отрекламируют/внушат, тут дело еще и в перерыве подачи информации, в том, что происходит в этот момент.
Как правило, многие начинают «перелистывать каналы», могут «зависнуть» на некоторое время на каком-то из них, потом, спохватившись, вернуться назад. Линия сюжета теряется, внимание рассеивается, информация усваивается отрывочно, в итоге человек практически отвыкает вникать в суть проблемы/вопроса/ситуации, не способен собирать и анализировать информацию, и даже понимать возможные последствия тех или иных действий.
Отчасти влияет такой процесс просмотра и на взрослых, уже вполне сформировавшихся, людей . Человек постепенно теряет способность выстраивать логическую цепочку ; начинает "скакать по верхам", пассивно воспринимать информацию, не анализируя ее; "ведется" на призывы и лозунги. И именно такой человек запросто становится частью легкоуправляемой толпы...
То есть заменить чтение чем-либо иным, например - современным телевидением, нельзя. Итогом отказа от книги становится всеобщая деградация страны. О чем и сказал С. П. Капица . Вот кто бы еще его услышал.
________________________
«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов.
Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу.
И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет!
Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось…
Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга...
...Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё!
Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой.
И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.
Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт.
Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно.
Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом... А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей.
Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии!
И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес!
И с крупным искусством то же самое.
Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка…
Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире…
Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран.
...
Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире.
Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя.
В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны."
( из интервью от 09 сентября 2009 года)