Однажды Учитель гулял в сопровождении учеников и наткнулся на слепого человека, сидевшего в пыли. Услыхав шаги и голоса, слепец взмолился, прося подаяния: деньги, по его словам, он собирал для платы лекарю, врачующему глаза. Ученики замялись, и только Учитель бросил в плошку нищему самую мелкую монетку.
Спутники Учителя были смущены и обратились к нему с речами: «Мы полагали, что ты исцелишь слепого, и оттого не торопились с милостыней. Отчего же ты не вернул ему способность видеть?»
Учитель рек: «Этот человек не нуждается в лечении, ибо он не слеп. Я дал ему то, чего он в действительности желал: не зрение, но деньги».
«Неужели ты не накажешь его за обман?» - изумились ученики.
«Я не вправе наказывать другого. Человек сам наказывает себя», - сказал Учитель.
Нищий, рассерженный тем, что его тайна раскрыта, набросился на пришельцев с бранью и палкой. Ученики уклонились, и удар достался Учителю.
«Вот это я и имел в виду», - сказал Учитель, потирая ушибленную голову.
Тогда ученики скопом набросились на лже-слепого и крепко побили его.
Посмотрев на стонущего нищего, поверженного на землю, Учитель похвалил учеников: «Я вижу, что вы хорошо усвоили мой урок!».
* * *
Как-то раз Учитель и ученики попали в дом, где при смерти лежал человек. Дни умиравшего были сочтены, и он тихо угасал, находясь в рассудке, но лишенный сил.
«Можешь ли ты помочь несчастному?» - спросили ученики.
«Это нетрудно совершить», - ответил Учитель.
Услыхав такие слова, ученики и домочадцы принялись умолять Учителя, чтобы тот явил свои способности. Учитель согласился и до вечера готовил сложное лекарство.
Средство имело мерзкий запах, а вкус его был таков, что человек, которому его влили в рот, не смог сдержать тошноты. После у горемыки начались лихорадка и нутряные боли, усиливавшиеся с каждым часом. Кровь стала исходить из тела как через горло, так и через срамные пути.
Домочадцы и ученики пришли в смятение, один Учите6ль был невозмутим. Так протекло три дня. Муки человека были ужасны, постель его пропиталась выделениями. Наконец, бедолага умер.
Родные усопшего набросились на Учителя с упреками: «Ты убил его!»
Учитель возражал: «Его срок вышел; он сам должен был умереть».
«Значит, твое средство не смогло продлить ему жизнь?» - разочаровались ученики.
«Оно и не было для того предназначено, - пожал плечами Учитель. - Цель у меня была иная: я подарил человеку надежду. До самой смерти он верил в то, что поднимется с одра».
«Но неужели мучения, вынесенные им, были необходимы?»
«Всякое действенное лекарство непотребно на вкус, - изрек Учитель, - а выздоровлению непременно предшествует тяжелый кризис. Не испытай человек, которому я помог, страданий, разве поверил бы он в свое грядущее исцеление?»
* * *
Некий человек, большой любитель публичных споров и диспутов, пришел к Учителю с просьбой: «Известный краснобай вызвал меня на словесную прю. Не отправишься ли ты со мной, чтобы встать среди моих советчиков и подсказывать мне ответы, исполненные остроумия?»
Учитель согласился.
В назначенное время Учитель с учениками явились и присоединились к спорщику. Состязание началось. Противник отпустил едкую шутку, вызвавшую всеобщий смех. Любитель споров повернулся к Учителю, тот склонился к его уху и шепнул несколько слов. Глаза спорщика выпучились, губы распахнулись - человек, услыхавший подсказку, захохотал над ней и смеялся до тех пор, пока совершенно не обессилел. Продолжить состязание он не смог, ибо всякий раз, пытаясь произнести ответ, начинал неудержимо смеяться. Победа осталась за его противником.
После диспута неудачливый спорщик упрекнул Учителя: «Ты не нарушил нашего уговора, но была ли мне польза от твоей помощи?»
Учитель улыбнулся и сказал подступившим ближе ученикам: «Из всего этого можно извлечь веселый урок».
«Какой именно?» - недоумевали ученики.
Учитель открыл рот для шутливого ответа, но рассмеялся над собственной мыслью и хохотал так долго, что едва не задохнулся от судорог. Чтобы спасти Учителя, ученики были вынуждены окатить его водой и отхлестать по щекам.
«Что ж, - заметил учитель, вытирая лицо, - вот и еще добрый знак: вы не растерялись и приняли верное решение; а это значит, что мои прежние наставления не пропали впустую».