Душко Йованович работал электриком в белградском музее Николы Тесла. В обязанности Йовановича входило обслуживание проводки в особняке, занятом музеем, своевременная замена перегоревших лампочек и снятие показаний счетчика электроэнергии во вводном щитке. К экспонатам Душко не имел прямого отношения, но любил изредка побродить по малочисленным музейным залам, разглядывая диковинные изобретения сербского гения. Свободное от работы время Йованович предпочитал коротать за столиком крохотного ресторанчика, потягивая сливовицу, или дома - перед телевизором.
Однажды, перед началом незапланированного ремонта (потолок одной из комнат пересекла трещина, и кусок штукатурки обрушился, едва не повредив знаменитый трансформатор Тесла), возникла срочная необходимость освободить помещение, распределив экспонаты по другим залам. К такелажным работам были привлечены все немногие сотрудники, в том числе и Душко Йованович. На долю последнего, среди прочего, выпало перетащить деревянную тумбу с дверцей - предмет мебели, которым некогда пользовался сам Тесла. Директор музея, лично контролировавший ход работ, и прогуливавшийся для того по коротким анфиладам,
обнаружил Йовановича читающим какую-то толстую тетрадь, изрядно потрепанную. «Что это у вас?» - строго осведомился директор. «Дневник», - ответил Душко. «На вашем месте я бы занялся своим делом, а не вел записки!» - отчитал директор Йовановича. Смущенный электрик спрятал тетрадь за пазуху и взялся за тумбу. Тут директор заметил, что верхняя доска, служившая тумбе столешницей, немного отодрана - так, что под ней обнаружилось узкое пустое пространство: по всей видимости, причиной повреждения стала небрежность Йовановича. Электрик вытерпел бурю директорского негодования, стихшую лишь после того, как выяснилось, что ущерб невелик и может быть быстро устранен при помощи молотка.
Свидетельства показывают, что с того дня Душко Йованович изменился - стал более задумчивым и чаще, чем прежде, замирал перед электрическими машинами в музее. Сотрудники связывали такое преображение с былым конфликтом между директором и электриком. Известно, что Душко сделал однажды попытку реабилитироваться, попросив у директора аудиенции и рассказав на ней, что многие демонстрируемые ныне аппараты Тесла имели первоначально совершенно иные назначения, нежели им приписываются сегодня. Йованович, по его словам, готов был представить доказательства своих домыслов. Иной улыбнулся бы наивности простого электрика и обратил разговор в шутку, однако директор музея, человек норовистый, разнес подчиненного в пух и прах. Разрыв между ними усугубился, и в скором времени Йованович был вынужден оставить музей.
В период последовавшего вынужденного безделья Душко более, чем следовало бы, пристрастился к сливовице. Дело дошло до того, что его кредит в любимом ресторанчике оказался исчерпанным, и владелец отказался наливать ему в долг. Йованович был весьма рассержен и, хотя правда была не на его стороне, затеял ссору, в результате которой его вышвырнули на улицу. «Пламя небесное на ваш шалман!» - выкрикнул Душко в сторону захлопнувшихся для него дверей. Забавное совпадение: в ту же ночь над Белградом разразилась короткая гроза. Единственный разряд молнии, прошивший воздух, попал в стену того самого ресторанчика и выжег на ней след, весьма схожий с неприличным рисунком. Соседние здания, среди которых имелись и более высокие, не пострадали. Этот инцидент имел положительные последствия: народ потянулся в скандально прославившийся ресторанчик, доходы хозяина сразу выросли; нашлись и те, кто припомнил «проклятие» Йовановича - бывший электрик тоже обрел некоторую известность. Душко помирился с владельцем ресторана и даже погасил долг: отныне он развлекал посетителей тем, что демонстрировал им электрические фокусы - зажигал в руках вывинченные лампочки, пускал безобидные молнии из пальцев, останавливал и вновь запускал часы у посетителей; за все это ему была положена достаточная плата.
В быту Йованович стал экономен, что в первую очередь выразилось в уменьшении счетов за пользование электричеством. Представители электрической компании, встревоженные резким падением расхода у частного лица, несколько раз устраивали ему строгие проверки, но все было тщетно: похоже, Йованович и впрямь решил отказаться от потребления городского электричества. Сторонним наблюдателям казалось, будто свет в его окнах горит не меньше обычного, а даже дольше, но это, скорее всего, связано с предвзятостью точки зрения.
Душко Йованович, несомненно, обладал везением. Так, например, уникальный феномен - полярное сияние в небе над Белградом - пришелся аккурат на день его рождения. Справедливости ради нужно отметить, что это необычнейшее явление, наблюдавшееся жителями города, повторилось как раз после футбольного матча во время чемпионата - а уж это никак не связано с Йовановичем, пусть даже в тот раз и победила его любимая команда.
Следует напомнить, что его бывшее начальство - директор музея Тесла - напротив, словно попало в полосу неудач. Экспонаты будто бы сходили с ума - били посетителей током, сдвигались с мест, пугали людей. Апогеем стал курьез, когда у директора, открывавшего новую выставку, при стечении народа расплавились металлические детали подтяжек, в результате чего штаны на глазах у толпы соскользнули с директорских зада и ног. Эксперты объясняли это электрическими воздействиями аппаратов, хранящихся в музейных кладовых - и в этом экспертам можно верить.
Душко Йованович был чужд славе и чурался известности. Как только слухи о его выступлениях начали расползаться по белградскому району, в котором он жил, чужое внимание стало беспокоить Йовановича. Он отказался от житья в квартире и снял небольшой домишко где-то в пригороде. Занявшись сельским хозяйством, Душко совершенно исчез с городского горизонта. Словно в насмешку над ним, погода в этом уголке решительно испортилась: грозы с молниями стали тут привычным явлением, но незадачливый беглец от цивилизации не унывал - на досуге он мастерил забавные электрические приборы и продавал их в узком кругу любителей необычностей, пополняя тем самым свой денежный прибыток. Найдя на свалке автомобиль, Йованович сумел его отремонтировать до того мастерски, что возвращенная к жизни машина двигалась почти беззвучно, с едва слышным жужжанием. У Душко обнаружилась одна лишь причуда - он всерьез стал убеждать окружающих, будто налаживание связи с внеземными цивилизациями - вопрос сугубо технический, стоит лишь изготовить соответствующую антенну. Пока же вместо антенны он строил рядом с домом водонапорный резервуар, которому, в силу своей фантазии, придал необычный вид: на ажурной башенке выпучилась медная полусфера, от которой протянулись вниз трубки-металлорукава.
Конец Душко Йовановича был странен и печален. В пригороде Белграда разразилась жутчайшая гроза, предсказать которую отчего-то не смогла ни одна метеостанция. В земной атмосфере бушевала магнитная буря, в какой-то момент стрелки компасов во всем мире показали на Белград, а в самом Белграде - в сторону пригорода, где, как мы знаем сейчас, волею случая обитал Йованович. Ночью небо осветилось будто бы миллионами ламп, молнии били как вниз, так и вверх - во внешние слои атмосферы. Вместе с тем, если не считать нарушения радиосвязи, ущерб катаклизма оказался мелочным: медный водяной резервуар, старый дом и его единственный обитатель - Душко Йованович. Поутру изумленные окрестные жители обнаружили на месте построек единственную воронку со спекшимся грунтом. По иронии судьбы, бывший электрик ушел из жизни под воздействием той титанической силы, которую исследовал Тесла - гений, в чьем музее Душко работал. Метеорологи не сумели объяснить причин катастрофы. Некоторое время заметки об электрическом феномене еще публиковались на страницах газет, а потом их вытеснили другие сенсации - например, известие о гигантском железном астероиде, который внезапно изменил курс в глубинах космоса и теперь движется навстречу Земле, собираясь, по-видимому, столкнуться с нашей планетой не позднее ноября 2012 года.