The King is dead?

Jan 08, 2019 18:36

На русском вышла новая книжка Стивена Кинга: «На подъеме». Я поддался порыву, приобрел ее и даже прочёл.
Тут нужно пояснить. Когда первые книги Кинга только появились у нас, я заполнил ими целую полку, в два ряда и без щелей между томами.
Но потом мои восторги поумерились. Критики назвали Кинга живым классиком и энциклопедистом современной жизни. В России такого удостоился только Пушкин с его «Евгением Онегиным». Вдохновлённый признанием Кинг принялся раскручивать маховик творчества и вкачивать в свои произведения все больше мелочей быта, которые ассоциируются у него с названиями магазинов, марками товаров и перечнями телепередач. Я думаю, что наш Бекмамбетов просто обязан снять фильм по любому из поздних романов Кинга: у него получится. Сам же король ужасов признался, что после череды крупных форм почти разучился писать рассказы - объём маловат, развернуться фантазии негде. Возможно, мастер лукавит: плодовитый автор, выдающий произведения на-гора, просто не может себе позволить тратить сюжетную идею на произведение в несколько страниц. Этак не напасёшься!

Но вернемся к опусу «На подъеме». Всю изложенную в нем историю можно изложить одной фразой.

Главный герой по неизвестной причине начал сбрасывать вес, благодаря этому помог социализироваться в городе чете лесбиянок и в самом конце улетел на небо.

Все. То есть, действительно все. Никаких разгадок происходящему дано не будет. По хорошему, задела здесь - на короткий рассказ (философскую притчу или мистический сюр), но Кинг по привычке навалял повесть. Правда, чахлую: чтобы издать ее отдельной книжкой, томик пришлось выполнить ин-октаво, с крупным шрифтом и просторными полями. Цена? Цена кинговская, королевская.

Повествование насквозь вторично. Любой разглядит здесь попытку снова разгрызть уже обглоданную кость - сюжет добротного и динамичного «Худеющего». Кроме того, Кинг явно знаком с рассказом Уэллса «Правда о Пайкрафте». Ну, и финал ненавязчиво напоминает «Куколку» Брэдбери.

Какие штампованные персонажи имеются в повести?
Разумеется, герой, столкнувшийся с чем-то непонятным и пугающим.
Как всегда, верный друг, для которого данное слово перевешивает все прочие обязательства и здравый смысл.
Непременная сволочь, внутри которой засох эмбрион добра и дружелюбия, ближе к концу оживающий и проклевывающийся сентиментальным ростком.
Ну, и антагонист. С ним в этот раз хуже. Их двое, оба никакие. Один, кафешный скандалист, сразу слился, толком и не раскрывшись. Другой - весь город Касл-Рок, монстр-легион, но и он на поверку оказался обычной сволочью с эмбрионом.

О чем книга? Много о чем: о малом бизнесе и недовольстве политикой президента Трампа, о консерватизме малых городов и проблемах сексуальных меньшинств. Единственное: она не о чудесах, мистических или фантастических. Вся ее сказочная составляющая бессмысленная и излишняя.
Если кто возразит, что фантастика здесь лишь инструмент, позволяющий вскрыть социальные язвы общества, напомню о существовании блестящих «Долорес Клейборн» и «Способного ученика», едва ли не лучших у Кинга - и насквозь реалистичных.

Пофантазирую и я. Наверное, для каждого писателя существует предел, за которым он бронзовеет и начинает вещать. Некоторые успевают его преодолеть на горе читателям, иные - нет. Жизнь Кинга однажды чуть было безвременно не оборвалась, но король выжил телом и продолжил лепить золотые кирпичи. А если задуматься - не шутка ли это одной из муз, затеявшей нам показать, от чего пуля спасла Пушкина, автора энциклопедии русской жизни?
Previous post Next post
Up