Барбара Радзивилловна.

Dec 09, 2022 20:49

Спасибо интернету, который есть и всё более интересно наполняется. Я посмотрела старый (1936) польский ч/б фильм - из тех, которые "настоящее кино" - и это так приятно.))
Барбара - Ядвига Смосарска, Август - Витольд Захаревич (согласна с ними), королева Бона - Леокадия Панцевич (не согласна, фактуры маловато). Также Лена Желиховская, любимая фаворитка Августа до встречи с Барбарой, натянута, но в основном из-за вымученного смеха в озвучке. Искромётную живинку сыграть не получилось.
Легенда, конечно, дррраматичная, как и полагается для Настоящего Кино. Всё так чёрно-бело и упрощённо, что даже уплощённо. Только что был беззаботный прынц, и внезапно возгорается Великой Любовью, узрев девицу голой в кустах. Не могу не вспомнить книгу "В стране Ивана", читанную в детстве. Эльмар Грин очевидно по заказу советского правительства написал о красотах ссср как бы с точки зрения финна. Там есть премилый эпизод о любви в советском искусстве: герои загорались любовью, увидев лицо-глаза-идеалы, но никогда ни один герой не влюблялся нас=чиная с того, что увидел девушку голой. Может, ещё и потому меня клинит от "великой любви", начавшейся с голой девицы в лесу. В зарослях. Но, как показала жизнь, лицо-глаза-идеалы в жопу никому не нужны, особенно мужчинам, а вот увидеть голой - это для них любовь.
Впрочем, упрощённая киноверсия персонажей предполагает чёткое, как по ступенечкам, развитие и повороты в судьбе. Например, был молодой повеса, но вот встретил ту, которая поставила его на место ("Гордость и предубеждение" в чистом виде) и он захотел с нею иметь более серьёзные отношения, а когда припекло и его застали в самый острый момент, он тут-таки женился, чуть ли не сходя с места, ибо прямо в часовне Радивиллов)) А вот дальше интересно. Молодой повеса таки оказывается Королём и способен держать слово, данное на венчании, даже вопреки мнению ВСЕГО Сейма. Впрочем, Сейм он сумел переубедить, и в киноверсии - за три минуты (настроив одних послов против других, как Павел в Риме на суде, муахаха). А потом легендарные козни королевы-матери, которая отравила нежеланную невестку. Прямо на коронации Барбару хватает болячка и больше она не встаёт, её уносят, а потом она умирает, прося напоследок, чтобы король отвёз её "туда, где началась наша любовь". Все на коленях, бьют колокола, слёзы по щиколотки, вороны над Вавелем. Королева Бона уходит, потрясённо повторяя "Я потеряла сына!" Конец. Что дальше делала Август и удалось ли Боне женить его на французской принцессе, я просто не знаю.
Как не знаю и того, из-за чего весь сыр-бор, ибо история Великого княжества Литовского и взаимоотношения Литвы с Польской короной это для меня "не тема". Барбара вряд ли способствовала уходу Литвы из Короны, а их "сепаратистские устремления" мне, опять-таки, непонятны, особенно с точки зрения сегодняшних карт. Чем было плохо пребывание Межморья под одной короной, я не знаю. Я вообще в геополитике не разбираюсь. Хотя отличие литовцев от "народа бамбасса" совершенно очевидно, ибо оно таки есть. Хотели быть своим народом в своей стране - и получилось; а сейчас всем историческим героям очень смешно с той стороны бытияЮ, ибо Межморье опять формируется, такова историческая тенденция. Очевидность и необходимость. ЕС не продержался как федерация даже нормальные пол-века, дохнет на глазах. А вот когда Польша с Литвой (и, дай Боже, Балтией целой плюс Украина) создадут крепкий политический союз, по нашу сторону Европы будет проще стоять и крепче, а Барбара Радвилайте будет полностью отомщена исторически)))
Ибо любовь - это, братцы, святое. А политика - преходяща. Такие дела.


Фильмы 2022

Previous post Next post
Up