Монтессори или не Монтессори?

Feb 12, 2015 17:57


Что такое педагогика Монтессори?

В чем особенность данной системы воспитания детей?

Как реализовать подход Монтессори при занятиях с маленькими детьми от 1 года до 3 лет?

Сегодня Монтесcори - стало модным и популярным словом. Пожалуй, нет ни одного детского центра в Приморском или Выборгском районе Санкт-Петербурга, который не заявлял бы, что работает на основании методики Монтесcори.

При звонках в нашу Студию раннего развития «Жабуляка», родители малышей также очень часто спрашивают, используем ли мы в своих занятиях с детьми от 1 года до 3 лет методику Монтесcори? Правильный ответ - и да, и нет.

И здесь нет никакой хитрости или уловки. Просто, у меня в этих случаях возникает встречный вопрос: а что Вы понимаете под методикой Монтесcори?

Если Вы имеете в виду, что система Монтесcори - это некий набор определенных действий, заданный перечень игр или особые развивающие игрушки, необычная мебель или инвентарь - то нет, ничего такого, на чём бы стоял штамп «Монтесcори» - у нас нет. Как нет некой искусственной «развивающей среды», подразумевающей наличие каких-либо предметов, аккуратно сложенных в определенном месте, способных обеспечить развитие ребенка.

Потому что, на наш взгляд, суть педагогики Монтеcсори - совсем не в этом.

Определение методики Монтеcсори, как системы развития детей - это, как нам кажется, слишком узкое определение. Потому что Монтесcори - это целая философия взаимоотношений взрослого человека и ребёнка. Это особая, совершенно иная жизненная парадигма, главным посылом которой является устранение различий и устранение неравенства между взрослыми и детьми.

Монтесcори как бы учит нас, что никаких взрослых и детей - нет. Есть один человек, и есть другой человек. Просто один из этих людей имеет больше навыков, обладает чуть большим опытом, чем другой. И поэтому он может не учить - нет! - а помочь второму человеку освоить эти навыки.

То есть, привычная нам система жизни укладывается в следующую схему: ты - маленький, я - большой, поэтому, делай вот так и вот эдак! Делай, как я сказал! Делай, как я считаю нужным и правильным!

Подход Монтесcори совершенно противоположен традиционному, в нашем понимании, обучению, с его обязательными - иди сюда, делай так!

Описать его можно при помощи такого примера. Предположим, есть два взрослых человека, абсолютно самостоятельных и абсолютно равных по статусу. И один из них умеет кататься на велосипеде, а другой - нет. Соответственно, первый человек может вежливо объяснить второму основные принципы езды на велосипеде и может предоставить сам велосипед для первых практических опытов. При этом, если он начнет ставить ноги «ученика» на педали, будет пробовать крутить их, станет толкать велосипед с седаком вперед - то, с высокой долей вероятности, это не приведет к успеху и только оттолкнет «ученика» от подобного рода занятий. Совершенно очевидно, что «ученик» может научиться кататься на велосипеде только сам, а «инструктор» может лишь помочь ему в этом ненавязчивыми советами и деликатной поддержкой.

А теперь представьте, что такая деликатная и ненавязчивая система обучения распространяется не только на велосипед, а на все прочие аспекты жизни. Ребёнку предоставляется максимальная свобода действий и взрослый человек может только подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Данный принцип должен выполняться независимо от вида занятий и развивающих игр, будь то упражнения на развитие мелкой моторики, развитие речи или опорно-двигательной системы.

Безусловно, родителям бывает очень тяжело приучить себя к мысли, что нужно позволять ребёнку действовать самому. Им кажется, что, налагая запреты, они оберегают малыша или же, наоборот, приучают к дисциплине.

Однако, на самом деле это - ошибочный путь. Совсем необязательно стремиться передать малышу весь свой жизненный опыт. У Вашего ребёнка - своя собственная жизнь и Ваш опыт может оказаться для него бесполезен. Более того, действительную ценность для человека имеет только тот опыт, который получен им лично.

Что взрослому, что ребёнку можно часами говорить - не трогай это, ты обожжешься! Но человек (так уж он устроен) всё равно будет тянуть руки. А вот обжечься по-настоящему достаточно один раз и человек больше не подойдет к опасному объекту.

Вспомним знаменитую фразу Стругацких: «Потому что волчица говорит своим волчатам: "Кусайте как я", и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: "Удирайте как я", и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: "Думай, как я", а это уже преступление...»

Пытаться сделать из маленького ребёнка свою точную копию - это действительно преступление! Необходимо понять очень важную и очень простую вещь - ребёнок с самого раннего детства является личностью, является индивидуальностью. Его мнение может не совпадать с вашим и он имеет полное право на свою собственную точку зрения.

Именно поэтому педагогика Монтесcори - это не просто развивающая система, а принципиально иное мировоззрение. Если следовать ее принципам, родители или педагоги должны дать ребёнку не заданную схему занятий или не конкретный вид или тип игрушек - они должны дать свободу выбора. От них, как от наставников, не требуется принуждать малыша к выполнению чего-либо или не выполнению чего-либо. Родители должны обеспечить максимально широкий выбор вариантов действий и далее не препятствование к выбору ребёнком того или иного действия.

Я не даром очень часто употребляю словосочетание «совершенно другая» или «принципиально другая» в отношении философии взаимоотношений Монтесори, потому что это действительно прямо противоположная система выстраивания взаимодействия между людьми по сравнению к той, в которой мы все привыкли находиться.

Все мы росли и учились в советское или постсоветское время и наша среда воспитания и развития по своим правилам была прямо противоположна основным принципам, о которых говорит Монтесcори. Мне сейчас не хотелось вспоминать о каких-то крайних ситуациях, достаточно сказать об общем принципе уравниловки - ходить в форме, читать заданные программой книги, не писать левой рукой, а только правой. Основная проблема здесь не в том, что нас учили плохо или учили чему-то плохому. Нет! Просто, система была выстроена на навязывании правильной точки зрения, вместо того, чтобы научить воспитанника думать самостоятельно и самостоятельно искать правильные ответы.

Поэтому нам сложно бывает понять и принять педагогику Монтесcори в ее реальных границах, как системы мировоззрения, как системы существования социума и взаимоотношения взрослых и детей и мы видим ее просто как некую методику воспитания. Система Монтесcори подразумевает, что вы относитесь к своему ребёнку, так же как к взрослому человеку и предоставляете ему право выбора.

Отсюда и объяснение нашему неоднозначному ответу - используем ли мы в своих занятиях методику Монтесcори? Да, используем - потому что развивающие занятия в студии «Жабуляка» предлагают малышу большое количество вариантов действий и полную свободу выбора. Нет, не используем - потому что Монтесcори - это не вид развивающих занятий, а философия взаимоотношений между людьми и она не может начинаться или заканчиваться на пороге детской развивающей студии.

Нельзя привести ребёнка на два часа в неделю позаниматься Монтесcори, а потом дома бить его по рукам, за то, что он полез не в тот шкафчик. Или ругать его за то, что он взял телефон, объясняя при этом, что это - игрушка только для взрослых, а ему, такому маленькому, её трогать нельзя. При такой ситуации - никакое Монтесcори будет не в прок! В ребёнке будет подавляться всякая инициатива. Ребёнок должен быть уравнен в правах со взрослыми, прежде всего, в своем собственном доме, а уже потом - на занятиях и в детских студиях.

Поэтому, мы рекомендуем не только водить малышей на развивающие занятия, но, прежде всего, самим родителям как можно больше заниматься с детьми, предоставлять им как можно более широкий выбор и, не столько развивать их, сколько помогать им в саморазвитии!

Помните! - «Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться» (Махатма Ганди).

Светлана Лукьянова, руководитель студии "Жабуляка"

Студия раннего развития "Жабуляка"

сенсорика, от 1 года, Студия раннего развития, Монтессори, занятия с детьми, проспект Просвещения, развивающие занятия для детей, Комендантский проспект, Выборгский район, детский развивающий центр, развитие речи, Старая деревня, Приморский район, от 1 до 3 лет, мелкая моторика

Next post
Up