Путешествие началось после полуторачасового сна, в два ночи. Спасибо другу, довез до Домодедово. Первый перелет - около 4 часов, второй - около 8.
British Airways существенно похорошели с момента последнего моего полета, (года три тому назад). Контраст с недавним полетом на Swiss был резок. Самолеты (Москва-Женева, Москва-Лондон) - те же, но "личного" пространства в самолетах British в эконом классе не меньше (скорее всего больше), чем в Бизьнес классе крестоносных. Плюс дают одеяло, носки для посидеть босиком, штукенция на глаза для спокойного сна, вместительные полки, удобные кресла с выдвигающимися подголовниками. А в Б777 - просто высокие кресла. Также вручили зубную щетку и пасту. Мне оно не нужно, но приятно.
Лететь вместе с рассветом красиво. Цвета и формы облаков образуют сказочное зрелище. Так как я озаботился заказом еды слишком поздно, пришлось вспомнить, что такое английский завтрак. Сплошные белки.
Всё по расписанию, что тоже гут. Самолет припарковали посреди аэродромного поля (как и в давний мой полет с бритишами).
Впервые увидел законченный пятый терминал Хитроу. Просторный, толковый, состоит из нескольких секций, соединенных подземным микро поездом.
Кто-то говорил, что если есть виза, а ей не пользуешься, это нехорошо. Решил подстраховаться и вышел в страну Англию на 40 или около того минут. Мужик на границе удивленно так посмотрел на меня, когда понял, что вылетаю через 2 часа. Но выпустил - я ж не нарушаю закон.
Первое фирменно английское, что бросается в глаза - надписи у переходов для привыкших к правостороннему движению.
(пардон за качество, недоосвоил мыльницу)
В Москве было около 0, а в Лондоне тепло, травка зеленеет, солнышко не блестит, зато цветут нарциссы.
Походил рядом с терминалом, посмотрел на прилетающие самолеты и вернулся в аэропорт.
Самолет из Лондона в США - Боинг 777 с таким же большим пространством между креслами. В переднем кресле - монитор сантиметров 17 по диагонали, в нем - на выбор или информация о полете, или «каналы», или фильмы (около 30 в наличии). Я даже воспользовался. Качество хорошее.
В Нью Арке чуть менее интенсивное движение, чем в Хитроу. Выход - ура! - в «рукав».
Пока меня не было в США, INS (миграционная служба) переименовалась в US CIS. Просто название с двойным смыслом. Не иначе, кто-то из наших протолкнул.
Тётенька на паспортном контроле немного побеседовала со мной и позвала «эскорт». Иду в сопровождении «эскорта» в спец. зал для прибывших «с тяжелыми случаями».
Итог пребывания там: я выбрал один трех из вариантов въезда в страну - перспективный, но дорогой. Потратил около полутора часов. Плюс нужно было делать еще телодвижения после въезда.
Одновременно ощущая радость (впустили! увижу ребенка!) и потерю (денег и времени, но не нервов), иду к Air train. В прошлый приезд в Штаты я пользовался таким в аэропорту JFK. На нем доезжаю до ж/д станции, оплачиваю билет до Принстона (14$) и сажусь в электричку. Наблюдаю окрестности и железную дорогу. Электрички NJ Transit - трех видов. Вагоны уже на одно кресло, чем в России, но длиннее. Есть и двухэтажные вагоны.
Сидения - кожаные. Окна очень низкие. Ездят бодро. Но намного шустрее поезда Amtrak, дальнего следования. Они ездят по отдельным колеям. Дорога - четырехколейная. Как позже выяснилось, Amtrak - субсидируемая гос. компания, выкупившая разорившиеся железнодорожные фирмы. Носятся их поезда, по грубой оценке, около 200 км/ч. Вагоны у них - серые, бочковидного сечения, а локомотивы похожи на модные европейские, с сильно скошенным носом.
В глаза бросается весна. Расцветали, точнее, расцвели, яблони и груши. А также вишни, сакура и какие-то деревья с большими белыми цветками, напоминающими лилии.
Прозваниваю аренду машины (выбрал Chevrolet Cobalt), на следующее утро еду ее забирать. Действительно, российские международные права книжечкой оказались тем, что нужно. Не оказалось лишь обещанного Cobalt.
Я: Он же на улице стоит!
Тетка: А он сломан!
Взял Hyundai Sonata. Заплатил за страховку примерно столько же, сколько за аренду. Изначально не собирался, но решил, что так лучше. И продолжил поиск машины попроще.
В этот день был посещен офис US CIS (умиляет это название. Следующее - US RF?) и предпринята попытка увидеть музей Эдисона.
Миграционщики озадачили. Товарищ, у нас такой формы нет. В Интернете ее тоже нет. Бывает в портах и аэропортах. Держи другую, она тоже хорошая. А вот заодно и инструкция, и еще возьми расценки. «Тоже хорошая» - напрягло, нужно ехать разбираться в аэропорт. Расценки также удивили, сильно. С учетом того, что к примеру, получение гринкарты подорожало долларов на 500 и выдали их в прошлом году более миллиона, товарищи легким движением заработали полмиллиарда.
А музей закрылся на реставрацию. В качестве компенсации посетил книжный магазин.
Ночером - к друзьям через аэропорт. В аэропорту сказали «парень, приезжай в офис в US CIS в Ньюарке, там есть всё, что нужно». Так и собрался сделать, превозмогая неприятные воспоминания о километровых очередях.
Периодически задаюсь вопросом: «Ну отчего здесь дороги столь толково спроектированы?»
Ответ пришел в виде… дорожного знака! На одном из оранжевых квадратов, среди прочей дорожно-верменно-объездно-строительной информации значилось:
We Work With Pride. Вот она, разгадка! Мы работаем с гордостью. У них патриотизм проявляется, помимо прочего, в желании сделать работу хорошо. А у нас… Раньше, во времена Союза, такое было. Сейчас в РФ, похоже, патриотизм проявляется как желание набить кому-нибудь лица да рассказать, как злые люди веками обижали несчастную страну.
Вернувшись от друзей, назначил прием в US CIS. Было глубоко за полночь, а на «сегодня» система не дает назначать - ладно, пусть будет на следующий день. Заодно поискал, что пишут про нужную мне форму. Оказалось, что ее выдают только после заполнения и оплаты той, что мне дала тётка в руки. Ура, больше не нужно беседовать с миграционщиками! Всё отсылается по почте.
Сдал машину, взял Ford Focus I в другой конторе. Он - старее корейского авто, шумнее, слабее, теснее. Зато дешевле - как он сам, так и страховка. Плюс народ оказался более адекватным «Вы знаете, здесь нет подходящей машины, но мы вас отвезем туда, где она есть». В самом деле, отвезли. Один из отвозивших дядек сказал, что тоже был недавно в музее, куда я собирался (Natural History Museum, что в Нью Йорке). А заодно спросил, зачем туда ехать на машине. И оказался прав - в Манхеттене, говорят, парковка нынче - по 40 долл. в час, незачем такое, когда под рукой электричка.
В этот день был осмотрен Liberty Science Centre, что в Джерси Сити. Самый интерактивный, продуманный, интересный из виденных мной музеев!
Отдельного упоминания заслуживает способ, которым посетителей заманивают в магазин необычных товаров. Стоит мужик с «воздушной пушкой» и хлопает воздухом в прохожих. С расстояния метров 10. Реакция - недоумение. Я с минуту соображал, что ж за порывы ветра шлепаются мне в спину.
Чего в музее только нет! Встаешь на весы. Рядом - 5 шаров. И надпись: прочувствуй, сколько ты весишь на Венере, Земле, Луне, Юпитере и Солнце. К шарам снизу приделаны трубы и они зажимаются так, чтобы создать нужное усилие при попытке подъёма.
Удивительна экспозиция про вирусы и бактерии. Их можно сконструировать. В процессе конструирования говорят о преимуществах и слабых сторонах выбираемых вариантов. Забавен стенд: «Привет, я - вирус. Давай подсчитаем способы, которыми я могу тебя заразить». Насчитали семь.
Еще стенд - обследование пациента на американский манер. Составляется матрица симптомов и анализируется, к какой болезни этот набор относится. Ребенок продиагностировал у пластмассового больного малярию, за что получил поздравления.
Наглядный эксперимент - накрываешь железной в дырочках крышкой радиоприёмник, и он замолкает.
Интересен тренажер для создания пиктограмм. Совмещая простые элементы, можно сделать нечто интересненькое.
Также выяснилось (раньше не знал!), что шумерская клинопись - более древний вид письма, чем египетские петроглифы.
Повеселил стенд «как вы говорите». В больших размерах выполнено нёбо, гортань, глотка. Регулируя параметры, можно получать крякающие звуки на разный лад.
То, что цвета раскладываются на R,G,B можно хорошо прочувствовать, регулируя интенсивность синего, зеленого, красного лучей, направленных на одну площадку.
Оказалось также, что еще в семидесятых годах естественной глубины рек в местных портах хватало для захода грузовых кораблей. А потом вырос объём торговли, за ним - судов и пришлось углублять дно рек, в частности, у причалов.
Ярко сделан стенд «что загрязняет реку» - на примере Гудзона. Сразу хочется перестать мусорить в реки - даже мне, хоть этого и не делаю.
История местных краёв сделана так: ручка, которую можно перемещать и экран. Перемещаешь влево - получаешь древнейшие времена. Вправо - движемся к современности (крайнее положение). Видно, как приходят и отступают ледники, как бывшие тундры покрываются лесами.
Я узнал, что рыба-шар набирает воду в себя и превращается в шар лишь для того, чтобы показаться больше (противники прочь! Меня опасно трогать!)
Выставка про строительство небоскребов. Можно сконструировать свой и тут же проверить его на сейсмоустойчивость. Чтобы здание было таковым, оно должно быть и крепким, и гибким.
Оказывается, для повышения сейсмоустойчивости с недавних пор используются демпферы - массивные грузы, подвешенные горизонтально внутри верхней части здания. Они пружинами крепятся к бокам здания и гасят колебания. Так сделали в небоскребе имени Ситибанка на Манхеттене.
Еще можно было походить по двутавровой балке на высоте около 10 метров над полом. Со страховкой и радиосвязью с наблюдающе - охраняющим специалистом. Не успели, так как торопились вернуться в Принстон.
Экспонируется сложенная в форме не то скрепки, не то заколки огромная балка - кусок из «башен-близнецов». Подробно описано, почему они обвалились. Воспоминания о трагедии - это жуть. Пусть даже она лишь косвенно коснулась моих друзей… По горячим следам писал об этом 7 с гаком лет назад
тут.
Порадовала огромная, метров 30-40 квадратных напольная физическая карта Нью Йорка, Нью Джерси и соседних штатов. Ребенок радовался, перемещаясь по ней из города в город.
Ночью провозился с работой, с ответами на письма - снова сон не более трех часов.
На следующее утро намечен Natural History Museum, что в NYC на краю центрального парка.
Этот музей оказался огромным, как и говорил товарищ из авто-арендной конторы. Есть пара гигантских экспонатов - чучело синего кита (метров 30-35) и индейская лодка 19 века:
Быту индейцев посвящено много экспозиций. Они ведь разные и уклад, утварь, наряды - тоже. Еще есть спил гигантской секвойи - метров 5..6 в диаметре. Росла с 600 (не с 1600) года н.э. Еще там - модели коралловых рифов, рыб, птиц, зверей, «комплект» джунглей, заводей, лова жемчуга, схемы эволюции человека с чучелами неандертальцев, «пекинского человека», кроманьонца. Кроманьонец, кстати, суров лицом весьма. На вид - наш современник. Выставлена статья двадцать шестого, кажется, года про «найдено отсутствующее звено» - как раз про открытие «пекинского человека».
Также посетили сферический кинотеатр, там посмотрели и послушали про Большой Взрыв. Вокруг сферического зала - спиральная хронологическая дорожка с описанием истории образования вселенной и планет. Каждый метр в этой дорожке равен 147 миллионам лет истории вселенной.
Лично я не уверен, что время распределено от момента Большого взрыва равномерно. Также как не уверен, что оно одномерное. Но это к делу не относится.
Интересно то, что во всем путешествии из Принстона в музей естественной истории город Нью Йорк удалось увидеть только по выходу из музея: поезд подъезжает в туннеле под Гудзоном, вокзал - под землей с пересадкой в метро, выход в музей - прямо из метро.
У выхода из музея
Метро не подорожало за 2 года, если не ошибаюсь. 4 поездки обходятся около 8 долларов. В прошлый раз поездка стоила 2 доллара.
Из метро выход в вокзал не нашли, пришлось идти через поверхность. Заодно увидели
Мидтаун:
Вечером тщательно заполняю анкету, долго пытаюсь понять, что же значит Class Of Admission (Американцы Вообще Все Слова Любят Писать С Большой Буквы. Зачем - непонятно, эргономика страдает). В итоге пишу отсебятину. Еду отправлять. Почта закрыта, покупаю Money Order. Это бумажка наподобие банковского чека, её покупают за деньги в желаемую стоимость плюс небольшой сбор за бланк. В отличие от просто денег, в ней указывается, кому и за что предназначается платеж. В отличие от чека, она не привязана к счету в банке.
Покупаю немного продуктов. Продмаг большой, в четверть Ашана. Людей - полтора человека. Оказалось, что соков без витаминных добавок купить нельзя! Ужас. После колебаний решаю, что от небольшого количества синтетических витаминов много вреда не сделается, а без сока грустно. Для тех, кто не в курсе: в середине девяностых годов проводились масштабные открытые исследования о воздействии сего вещества на здоровье человека. Выяснилось, что
синтетический бета - каротин повышает вероятность заболевания раком. А натуральный - уменьшает. Самое интересное, что исследования по воздействию синтетического бета-каротина прервали за 21 неделю до заплонированного срока, а основной его производитель построил в Техасе фабрику по его производству. Мощностью 350 тонн синтетического бета-каротина в год. Аналогичные данные, правда, уже без ссылки на источник, попадались и про витамин С (синтетический ослабляет иммунную систему, натуральный наоборот) и про витамин Е (синтетический вреден для сердца, натуральный наоборот). Хотя вроде как синтетический витамин Е снижает вероятность заболевания раком простаты. Так вот. Нет соков без витаминных добавок в рядовом американском продмаге.
Планирую встретиться с бывшим коллегой. Сейчас он работает в странном режиме: освобождается поздно, работает в
Бруклине . Договариваемся о встрече в
Манхеттене около 23.30.
Ура! Предварительно можно выспаться. Более часа подряд поспать не получается, отвлекают звонки. В итоге около 23.00 выезжаю в Манхеттен. Встречаемся мы в 0.30, сидим около часа - двух.
На обратном пути приходит мысль: сэкономлю-ка я на платной дороге! Поеду по обычной. Время позднее, пробок нет. Но выбор оказался весьма неудачным. Почему - расскажу во второй части.