Учитель-Родитель. Каждый сам по себе или вместе?

Sep 03, 2015 12:16



Конфликтам между родителями и учителями в современном обществе, наверное, уже никто не удивляется. Если дело совсем доходит до скандала, то это еще как-то будоражит общественность. Что же касается скрытых конфликтов, которые протекают вроде бы незаметно для посторонних глаз, но всегда отражаются на детях, то уж такие явления есть в каждой школе, в каждом классе, и отнюдь не носят единичный характер.

Из-за чего же возникают эти конфликты?

Нам говорят о разных подходах в области организации домашней работы ученика; несогласии родителей с отношением к школьнику со стороны учителя; неадекватно заниженным, по мнению родителей, оценки, выставляемой учителем ученику; непринятии ученика сверстниками, одноклассниками; завышенных, на взгляд родителей, требованиях школы к подготовленности ребенка и пр. Да, много чего говорят.

Зачастую, многие родители науськивают детишек против учителя, бывает подобное и со стороны учителей. Даже, если они не делают это напрямую, ребенок все-равно всё чувствует и понимает. От этого страдает авторитет взрослых, как учителя, так и родителя, исчезает единство требований в воспитании детей. Вот и выходит, что вместо классического треугольника, образованного из трёх вершин: «Родитель», «Учитель», «Ребенок», имеем троицу из басни Крылова.

Конечно, человеческий фактор всегда был и будет. Как сгладить, разрешить эти конфликты? Сейчас этим вопросам посвящены многие педагогические исследования. Но не кажется ли вам, что в современном образовании противоречия между учителями и родителями уже становятся массовым явлением?

А ведь так было не всегда. Значит дело не только в человеческом факторе?
Если баланс в системе «Родитель-Учитель-Ребенок» нарушается (а он нарушается, об этом можно судить по нарастанию конфликтности), значит, на систему оказывается влияние извне.

Для меня здесь очевидна следующая параллель: как в случае с семьей с помощью ювенальных технологий пытаются её разорвать, рассматривая права детей в отрыве от семьи, так и в образовании все делается для того, чтобы разъединить треугольник: «Родитель-Учитель-Ребенок» (!!!).

А с помощью каких инструментов это делают, по- моему, понятно. Корень зла в том, что образование сейчас, к сожалению, не является функцией государства, а всего лишь, относится к сфере услуг.

Тезисно, как это отражается на конфликтности:
1) На мой взгляд, положение вещей можно понять, посмотрев каким языком оперирует педагогика в разные периоды истории.
Ну вот, например, маленький фрагмент из «Книги для родителей» А. С. Макаренко.
Почувствуйте кстати масштаб.
"…Наша революция имеет свои великие книги, но еще больше у нее великих дел. Книги и дела революции - это уже созданная педагогика нового человека. В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?...
Наша молодежь - это с ни с чем не сравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы, пожалуй, и постигнуть не способны. Кто ее родил, кто научил, воспитал, поставил к делу революции? Откуда взялись эти десятки миллионов мастеров, инженеров, летчиков, комбайнеров, командиров, ученых? Неужели это мы, старики, создали эту молодежь? Но когда же? Почему мы этого не заметили?..."

Да всё, на самом деле, очень просто. Макаренко говорит о воспитании нового человека. Человека… И все общество было нацелено на это. Главной целью образования было воспитание человека-творца, всесторонне развитой личности. Это было понятно и учителям и родителям. Конечно, родители не оперировали такими терминами, но политика государства была такова, что все (и даже неграмотные) понимали, куда надо стремиться и с кого брать пример. Идеал был, может быть и абстрактный, но ясный всем. Его абстрактность уточняли и конкретизировали примерами советского героизма и подвижничества: «будь трудолюбивым как Стаханов», «будь храбрым как Гагарин», «будь умным как Королѐв», «будь жертвенным как генерал Карбышев», «будь преданным Отечеству как Павел Корчагин», «бегай как Борзов», «прыгай как Бубка». И если все эти образы, говорили нам, собрать воедино в одном человеке, то это и будет всесторонне развитая гармоничная личность.
Сегодня же родители с учителями, не замечают главного - личности ребенка, воспитания в нем Человека, а всё добиваются выращивания кур-несушек с высокой яйценосностью, коров с высоким надоем молока, свиней с высоким приростом живой массы сводят к количественным характеристикам. Нужна эта «услуга» или не нужна, сколько она на самом деле стоит, какого она качества, а почему кому-то эти услуги оказываются лучше, а кому-то хуже, а можно ли получить эту услугу вне школы за дополнительную плату и т. д. Таким образом, можем ли мы говорить о ребенке как об объекте воспитания или правильнее говорить о нем как о товаре?

2) Помните слова песни из кинофильма «Доживем до понедельника»
Пусть над нашей школой он покружит,
Благодарный передаст привет,
Пусть посмотрит, все ли еще служит
Старый наш учитель или нет…

Слово- то какое. Не работает, а именно служит!
Может ли быть бесконфликтной среда, в которой учитель фактически не служит, а является продавцом?

3) Советская система воспитания сложилась не сразу. Но, в конце концов, изобретать велосипед не стали, за основу было взято классическое гимназистское дореволюционное образование, с той лишь разницей, что оно было не для избранных, а для всех.
А уж в дореволюционной России и в Советском Союзе к учителю было огромное уважение. Вот не так как сейчас, что учитель должен, извините, так сплясать, чтоб его зауважали, а изначально сам статус, само его имя уже обязывали к уважению.
Рекомендую по этому поводу ознакомиться (кто не знаком, конечно) с «Правилами для учащихся», утверждѐнными постановлением СНК РСФСР от 2 августа 1943 г., действующими для всех советских школьников.

[Вот эти правила]


Согласитесь, читая этот простой текст и глядя на сегодняшний школьный уклад, понимаешь, как много мы потеряли.
Возможны ли сейчас такие правила на территории, где клиент всегда прав?

Что же в итоге получается? Учитель - продавец, родитель - покупатель, а ребенок, это кукла, которой нужно много чего купить.
Уверен, что главное сейчас вернуть подлинное в образовании, исключив все связанное косвенно или напрямую с услугами.
Это и фактически нарастающая коммерциализация образования, и ЕГЭ (вряд ли кто-то станет спорить, что ЕГЭ не способен охватить и оценить уровень школьника во всем его масштабе, а только рвет его на части, используя компетентностную модель и сводя образование к той же сфере услуг). Это и низкий статус учителя (зарплата, уважение, ответственность ученика, родителя, самого учителя). Это и отсутствие единой цели образования, единства требований (сейчас происходит бесконечное реформирование, изменение ФГОСТов, учебных программ).

Я, как родитель, совсем не одинок в своих оценках образования. Со мной солидарно подавляющее большинство российского населения. Это показывает масштабный социологический опрос, проведенный в июле этого года Родительским Всероссийским Сопротивлением.
Подробнее ознакомиться с его результатами можно здесь.

А несколько лет назад среди учителей тоже проводилось социологическое исследование. Многие вопросы для родителей сейчас и учителей тогда перекликаются. Естественно инициатором опроса среди учителей было совсем не Министерство образования, а преподаватели Кубанского государственного университета Остапенко А. А. и Хагуров Т. А. Опрос был проведен по всем правилам социологического исследования, охватил 41 регион РФ. Все было сделано с помощью коллег из других регионов.
Вот вкратце результаты исследования.
[Смотреть здесь]























[Кто заинтересовался.](Более подробно с исследованием можно ознакомиться в книге Остапенко А. А. и Хагурова Т. А. «Человек исчезающий», посвященной культурно-историческим предпосылкам антропологического кризиса современного образования. Сама книга очень актуальна и интересна, заинтересовавшимся вопросом рекомендую прочитать. Скачать можно здесь).

Возвращаясь к двум опросам, согласитесь, несмотря на тенденции к конфликтам между учителями и родителями, позиции по многим вопросам образования у нас совпадают (!!!).
Как известно, 12 июля в Москве прошел Второй съезд Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» по вопросам образования. Съезд прошел на одном дыхании, удалось рассмотреть огромное количество вопросов, наметить дальнейшие пути развития организации, а главное выдвинута идея создания новой Концепции образования.
Полностью резолюция съезда здесь.

Но все то, что там удалось обсудить и наметить невозможно сделать силами только одних родителей. Если после первого съезда РВС остановить ювеналку в России родители могли. То переломить ситуацию в образовании без учителей нельзя. И не случайно на закрытии съезда РВС лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян говорит:
"Теперь товарищи, вы, вообще-то говоря, понимаете масштаб проблемы? Вы - взрослые люди. Вы, понимая масштаб проблемы, - обращаюсь ко всем! - вы действительно готовы пытаться что-то переламывать? Но если вы готовы к этому, то это той ценой, которая [не исчерпывается] просто выступлением (мы вам бесконечно благодарны за съезд), - тогда речь идет о работе и о том, что вы мне поручаете попробовать составить такую политическую программу действий, которая переломит ситуацию в образовании. Я не обязуюсь на сто процентов, как я не брал на себя обязательства делать это по ювенальной юстиции. Но это, может быть, можно сделать. Я не обязуюсь это сделать, но десять процентов из ста на это есть. Соответственно, я спрашиваю: прежде всего профессионалы, которые здесь собрались и которые выступали, готовы на это вкалывать всерьез, понимая, что [шансы на успех] - это 10 % и что такой ценой это не переломишь, тут нужно гораздо больше. Согласны вы на это? Съезд согласен?..."

Сергей Ервандович говорит эти слова, обращаясь ко всему съезду, но поворачивается в это время к членам президиума (в том момент в президиуме были не родители, а преподаватели, люди, имеющие непосредственное отношение к образованию).
Находясь в зале в том момент, меня не покидала мысль о съезде учителей, как продолжении всего того, что намечено съездом родителей.
Кстати говоря, съезд учителей последний раз проводился аж в 1978 году и собрал без малого 4 тысячи посланцев учительства страны . Я не беру в расчет те местечковые съезды, которые проходят сейчас по инициативе власти. Я говорю о широком всероссийском съезде учителей по общественной инициативе, который нужен как воздух. Только тогда, можно будет что-то в корне изменить в нашем образовании. И как тогда в далеком 1918 году, когда толчком к первому учительскому съезду стала воля трудящихся масс, понимающих важность образования, так и сейчас это должна быть воля родителей.
Вот поэтому и идут активисты РВС в школы с целью донести информацию о 2-м всероссийском родительском съезде. Идут не с пустыми руками, а с уроками мужества, с историческими стенгазетами «Шаги истории», со всевозможными патриотическими акциями, идут за гуманитарной помощью для школ Донбасса, пытаясь пробудить педагогическое сообщество.
Не должно быть никакой массовой конфликтности между учителями и родителями. Ведь цели же у нас одни! Виной всему вектор, по которому совсем не туда движется наша система образования. И этот вектор нужно менять, для этого объединяться и работать вместе на благо наших детей, нашего будущего. Как нельзя давать ювеналке разорвать родителей и детей, так нельзя давать реформистам разорвать учителей и родителей. Вместе победим!

РВС

Previous post Next post
Up