…И бюджет 2015: доведенная до совершенства техника обхода бюджетного правила

Sep 25, 2014 13:46


Новости, излагаемые далее - недельной свежести, правительство рассматривало проект закона о бюджете ровно в прошлый четверг, и о его параметрах тогда же подробно сообщило как ведомство в пресс-релизе, так и сам министр (1, 2, 3); ниже просто небольшая расшифровка своими словами того, что есть в официальных сообщениях, но может пройти мимо внимания свежего читателя (если, конечно, таковой есть у скучной бухгалтерской информации финансистов).

Доходы:
  • Самая приятная новость - что правительство решило не множить сущности последних месяцев и не вводить налог с продаж. Как сообщил министр, этот налог рассматривался как способ решения бюджетных проблем крупных мегаполисов, где, собственно, и сконцентрирована основная масса розничных продаж, однако решено пойти другим путем - в бюджете 2015 дополнительно выделено 32 и 18 млрд. руб. для решения транспортных проблем Москвы и Московской обл. соответственно;
  • Неприятная - отменен порог для обложения зарплат отчислениями на мед.страхование (сегодня годовая зарплата до 624 т.р. облагается по ставке 30% (22% - в ПФР, 5.1% - в ФОМС, 2.9% - в фонд соцстраха; выше - 10% в ПФР; теперь, стало быть, это будет 15.1%);
  • Нефтегазовые доходы учтены в бюджете с формальным соблюдением бюджетного правила, исходя из цены ЮРАЛС 96 долл. за бочку (и прогноза инфляции на 2015 в 5.5% и среднегодового курса 37.7 руб. за долл.); эта консервативная оценка позволит, как и в нынешнем году, заместить дополнительными нефтегазовыми доходами выпадающие не нефтяные доходы и источники финансирования дефицита. В тек. г. с учетом улетевшего в заоблачные выси валютного курса, дополнительные поступления в бюджет от нефти и газа, вероятно, превысят трлн. руб., не взирая на скромную в последнее время цену нефти в долларах, и рухнувшую к показателям кризиса 2009г. добычу газа, что позволит компенсировать тяжелые условия заимствований и мифические поступления от приватизации, постоянно включаемые в расчеты для обхода этого самого правила. Исходя из темпов роста Резервного фонда за счет курсового фактора, Минфин ожидает среднегодового курса доллара 38.5 и 39.4 в 2016 и 17гг. соотв.
Расходы:
  • Планируется прижать рост зарплат бюджетников на уровне инфляции (5.5% год), что по мнению Минфина послужит камертоном для правильной настройки зарплат и в частном секторе. На самом деле, до июля с.г. рост зарплат с бюджетном секторе устойчиво, а на большей части периода с 2012г. - в разы, превышал их рост в частном, редко опускаясь ниже 20% в год. сопоставлении в 2012-13гг. (в июне с.г. - 12% yoy, и лишь в июле (это последние данные) впервые стал ниже, чем в частном секторе - 7.6% yoy против 9.3). Ну и кстати, прошедшая после утверждения бюджета неделя принесла весть Росстата о сохранении инфляции на уровне 0.024% в день, при продлении этого показателя на оставшуюся неделю годовая инфляции по итогам сентября превысит 8%, месячный рост цен в сентябре с сезонной поправкой составит 0.83% (в годовом исчислении - 10.5), при сохранении уровня инфляции сентября до конца года по его итогам она будет 9%, вклад в инфляцию запрета на «нечистую» еду из ЕС (включая бан на ввоз свинины в конце января) составит 1.4-1.5 п.п., в т.ч. - в повышение цен на продовольствие - 1.8-2 п.п.;
  • Мораторий на передачу накопительной пенсии в управление УК, как и было объявлено ранее, сохранен, общая  экономия бюджета на трансферте на покрытие связанного с этим дефицита ПФР (и создание там профицита) составит 309.2 миллиарда рублей. Однако предложение Минфина, чтобы не платить вновь выходящим на пенсию фиксированную часть базовой пенсии не поддержано, по расчетам Минфина, это могло быть дать правительству экономию еще 30,5 миллиарда рублей в 2015 году, 96 миллиардов рублей - в 2016 году и 169,9 миллиарда рублей - в 2017 году.
  • Тарифы на грузовые перевозки будут проиндексированы по ставке 10%, а не 7.5, как вытекает из официального прогноза инфляции, в противном случае РЖД в 2015 году обещало убыток в 60 миллиардов рублей и сокращение персонала (в качестве альтернативы МЭР обещал субсидию железнодорожникам в 30 млрд. руб., но это показалось мало). Это добавка порядка 0.2 п.п. к инфляции 2015г. Заявки испытывающих тяжелое финансовое положение из-за санкций Ростнефти и НОВАТЕКа на получение средств из ФНБ будут удовлетворены, однако это пройдет не как расходы, а как реинвестирование средств ФНБ, хотя госкомпании по факту практически не платят дивидендов в бюджет. Минфин пока рассчитывает уберечь «от размещения в инфраструктурные проекты» 40% нынешнего объема ФНБ;
  • В реальном выражении в 2015г. (с дефлированием по заложенному в расчеты бюджета дефлятору ВВП в 7.1%) сокращаются все статьи бюджетных расходов, кроме военных и расходов на национальную экономику, куда вошли расходы на сооружение инфраструктуры, связывающей РФ с Крымом. Военные расходы за 2013-15гг. реально растут на 35.2%, опережая фактический и прогнозируемый МЭР рост ВВП в 12.6 раза. Социальные расходы, включая здравоохранение и образование за тот же период реально сокращаются на 20.1%.
Дефицит и финансирование:
  • Дефицит бюджета запланирован в 0.6% ВВП на все годы периода 2015-17, т.е. на 2015 он даже понижен в сравнении с 1%, ожидавшемся годом ранее, снизить позволили девальвация рубля и продления моратория на накопительную часть пенсий;
  • Финансирование предполагается за счет размещения долговых обязательств правительства России на внутреннем и внешнем рынках. В 2015г. Минфин планирует привлечь на внутреннем рынке чуть более 1 трлн. руб., в 2016-17гг. - 800.7 и 932.7 млрд соответственно. На внешних рынках планируется привлекать примерно по 7 млрд.  долл. ежегодно в 2015-2017гг. Заложенный в бюджет лимит внутреннего долга на конец 2017г. составит 9,76% ВВП, внешнего - ок. 3.4% ВВП. Другими словами, в аппаратной схватке победил Минфин, и правительство пока что проигнорировало идеи МЭР стимулировать экономику путем наращивания госдолга и инфляции;
  • Финансирование дефицита планируется также за счет приватизации госкомпаний в объеме 158.5 млрд. руб. в 2015 году, 99.9 млрд рублей в 2016 году и 3 млрд рублей в 2017 году (на 2017 год пока нет утвержденной программа приватизации). В т.ч. предполагаются к продаже в будущем году около 19% акций «Роснефти», которые, по оценке Минфина могут стоить более 500 млрд рублей. По решениям, которые были приняты в правительств в бюджет пойдет 100 млрд рублей, а остальное в «Роснефтегаз» и будут инвестированы в инфраструктурные проекты, т.е. в переводе на обычный язык, останутся в Роснефти. По опыту предыдущих лет, бюджет не получал от продажи госимущества практически ничего, а выпадающие доходы замещались сверхплановыми доходами от нефти, что позволяло «уберечь» их от зачисления в Резервный фонд и, по сути, обойти бюджетное правило;
  • Резервный фонд, как ожидается, в 2015-17гг. не будут не пополнять, не тратить. На текущий год, по оценке директора департамента стратегического планирования Минфина Максима Орешкина, риски распечатывания Рез. Фонда благодаря уже произошедшей девальвации крайне низки, несмотря на выпадение большинства источников фиксирования из-за ухудшения условий на фин. рынках. В дальнейшем, как я уже отмечал, при намеченных размерах дефицита, его можно профинансировать просто за счет роста потребности банков в ликвидности, т.е. монетизации. Главные риски будут связаны не с закрытием фин. рынков, а с недобором не нефтегазовых доходов из-за рецессии (что потребует дополнительных дотаций прежде всего регионам, а также ПФР), т.к. падение цен нефти в значительной мере покроет сверхплановая девальвация рубля.

Бюджет, Бюджетное правило

Up