2015. На неделе правительство внесло в Госдуму
проект изменений в бюджет текущего года, предусматривающий сокращение его дефицита до 3% ВВП (в действующем до сих пор бюджете он предусматривался в 3.7%). Ожидается, что доходы будут больше первоначально запланированных на 0.9% ВВП (711 млрд. руб.), из дополнительных доходов 202 млрд. (0.3%) пойдут на увеличение расходов, остальное - на сокращение дефицита.
Основным источником дополнительных доходов стали ненефтегазовые доходы, которые в отношении ВВП даже несколько выросли в сравнении с более «тучными» годами, несмотря на значительное падение внутренних конечных покупок (потребления и инвестиций), образующих основную базу этих доходов. Причина этого роста - в более высокой инфляции и низком обменном курсе (он, в частности, дает прирост «импортного» НДС), чем закладывалась в расчеты бюджета, «исправленного» в начале года.
В итоге не нефтегазовый дефицит (с поправкой на сезонность) снизился к концу в 3-его квартале, на фоне ослабевшего рубля, и несколько притормозившего падения импорта, до уровня ниже 10% ВВП, что примерно соответствует показателю «лучшего» в этом отношении 2011г. В то же время ослабление рубля не компенсирует негативного влияния снизившейся цены нефти на нефтегазовые доходы бюджета, которые в сентябре упали до уровня 7.4% ВВП, что и является источником образовавшегося общего дефицита бюджета (в 3-ем квартале - на уровне 2.5% с учетом сезонности, более высокий размер дефицита по итогам года связан с его размерами в 1-ом полугодии, номинальный дефицит за 9 мес. составил всего 1.5% ВВП, но основная часть бюджетных расходов придется на ноябрь и декабрь). Направления дополнительных расходов не уточняются. Возможно, это будут военные расходы в связи с операцией в Сирии.
2016. До тех же 3% ВВП в итоге вырос дефицит в проекте бюджета 2016г., который на неделе будет внесён в Госдуму. В одобренных летом основных направлениях бюджетной политики на 3-х летнюю перспективу это были 2.4%, а в опубликованном Минфином 7 октября
проекте бюджета - 2.8% (оценка доходов снижена на 380 млрд. руб.). Но по итогам прошедшего неделю назад обсуждения в правительстве расходы выросли на 175.8 млрд., округлив дефицит до 3% ВВП.
Минфину пришлось вернуть 165 млрд. руб., на которые он пытался оптимизировать расходы силового блока, и кроме того, дополнительно на 10 млрд рублей выросли ассигнования на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, которое в будущем году должно закончиться. Другими словами, хотя по прогнозу, заложенному в расчеты бюджета, экономика в 2016г. уже полностью адаптируется к новым внешнеэкономическим условиям (МЭР ожидает небольшой рост при цене нефти 50 д/б, и небольшой спад, -1%, в стрессовом сценарии 40 д/б), бюджет всё еще останется «кризисным».
Хотя идеи Минфина о повышении пенсионного возраста пока не встретили поддержки, в проекте бюджета закреплено индексирование пенсий и цены пенсионного балла на 4% (при официальной оценке инфляции в 12.2% в 2015г. и прогнозе 6.4% на следующий). Предполагается, что с учетом складывающейся ситуации с инфляцией и доходами бюджета, к индексации, возможно, вернутся еще раз во втором полугодии. В
летнем варианте Основных направлений бюджетной политики Минфин предлагал 5.5% индексации для пенсий в феврале, и зарплат госслужащих в октябре. Однако в подготовленном в итоге проекте бюджета, составленном из более пессимистического прогноза цены нефти (50 д/б вместо 60 и почти таком же среднегодовом прогнозе курса доллара - 63.3 вместо 56.8) денег для этого пока не нашлось.
Также, как известно, наложен мораторий на 342.2 млрд. руб. взносов в накопительную часть пенсий, которые не будут пока передаваться в НПФ и в управление управляющими компаниями (98% актив ПФР, управляемых УК, находились в 1-ом полугодии
в управлении ВЭБ). Эти средства резервируются в бюджете и могут быть использованы при необходимости по решению правительства или президента. В ходе обсуждения бюджета появлялась интересная идея об инвестировании накопительной части в специальные выпуски ОФЗ, но, похоже, она пока не получила закрепления в пакете материалов, в носимых в Думу.
Из 2.36 трлн. руб. планируемого в 2016г. дефицита 2.136 трлн. будут списаны со счета Минфина в ЦБ (резервного фонда). Другими словами, дефицит, как и в текущем году, будет практически полностью монетизирован, что будет компенсировано сокращением размеров ликвидности, предоставляемой Банком России кредитным организациям через операции репо и по другим каналам. Также правительство намеревается нарастить и другую статью «эмиссионных доходов», увеличив перечисление прибыли ЦБ за 2015г. в бюджет
до 90% против 75%.
При этом Минфин оставляет потенциальную возможность вернуться на внешний рынок и занять там до 3 млрд. долл. В 2015г. за счет монетизации (сокращения счета Минфина в ЦБ) предполагалось профинансировать дефицит (и сокращение госдолга) на 3.009 трлн. руб. Но учитывая, что фактически дефицит будет на полтриллиона меньше ожидавшегося в начале года, эти 0.5 трлн. руб. пока останутся в резервном фонде.