Мисс Ван Хельсинг: отливка фарфора

Jan 22, 2014 10:49

Привет!
Сегодня хотела рассказать про отливку. Пост опять получился длинный. Но, думаю, любителям смотреть как делается кукла и новичкам он может быть интересным.



Вот что я использую во время отливки.


Шликер (Фарфор Париан продается в пластической массе, так что вначале надо его развести в дистиллированной воде, процедить через капрон несколько раз и дать постоять, чтобы оставшиеся пузырьки воздуха всплыли), емкость с носиком (можно использовать маленький чайник или еще что-то, я использую пластиковую баночку, которую можно сжать рукой и получить носик нужного размера), формы (так смешно, когда кто-то пишет, а где, мол, вы формы-то покупаете, посоветуйте место, где хорошие продаются))). Кукольники формы не покупают, они их черти как долго снимают с мастер-модели, которую черти сколько времени лепили, подгоняли, шлифовали и грунтовали), скальпели, трубочка от сока (о ней я писала в посте про нюансы отливки), стеки и герметичный контейнер (чтобы отливки не высыхали слишком быстро, ведь во влажном виде их куда удобнее обрабатывать).



Некоторые детали я заливаю 1 раз, некоторые заливаю-сливаю и заливаю повторно, некоторые завиваю и не сливаю вовсе. Мне понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к этим формам и знать, когда надо сливать, когда переворачивать (чтобы стенка сверху не была тоньше той, что снизу). Когда спрашивают, сколько времени занимает отливка одной детали ответить не так то просто. Это зависит от толщины и просушенности форм, влажности воздуха, густоты шликера, того, как встанут звезды, того, с какой ноги встали сегодня древнегреческие боги и от многих других важных факторов. Проблема в том, что я даже приблизительно сказать не могу. Думала, ну часа 3 до открывания форм. Стало интересно выяснить поточнее и я решила, а чего бы не записать (институт привил мне любовь к научному подходу все измерять и подсчитывать)))). Заодно мастера скажут, несколько у них по-другому.
Я начинаю с шарниров, так как удобно их обработать, а потом приставить к влажным деталям с соответствующими шарнироприемниками и дать высохнуть так.
Бедренные шарниры. Заливаю, несколько раз подливаю. Через 6 минут сливаю. Через 5 минут заливаю второй раз. Через пару минут стеком убираю часть литника, чтобы не было трещин. Открываю через 2 часа 59 минут! То есть всего отливка бедренных шарниров (которые у мня большие) занимает чуть больше 3 часов.
Коленные шарниры. Заливаю-подливаю, переворачиваю через 6 минут. Еще через 6 минут заливаю второй раз. Еще через 3 минуты убираю часть литника (на фото видно до какой степени), открываю формы через 2 часа 38 минут после первой заливки.
Локтевые шарниры, самые маленькие детали заливаю один раз не сливая, открываю через 2 часа, 20 минут.
Грудная часть. Заливаю и сливаю через 6 минут (сливать надо медленно, чтобы не булькало, а то вакуум может разорвать отливку), еще через 8 заливаю второй раз, сливаю и еще через 10 минут заливаю третий раз (хотела потолще) и через 6 минут сливаю. Последнее сливание было в районе часа дня, а открыла формы я только на следующее утро, так как вечером формы открываться еще не желали. Так что до открывания часов 20 прошло, о как.
Тело. Заливаю, подливаю несколько раз, сливаю через 10 минут после заливки, через 10 минут заливаю второй раз и почти сразу сливаю. Открывала тоже утром, так что тоже часов 20.
Плечи. Заливаю, подливаю, сливаю через минуту, через 5 минут заливаю второй раз и не сливаю больше. Открыла через 5 часов после заливки.
Бедра. Заливаю (формы сложные - с двумя втулками и литником в одной из них, так что в процессе заливки надо раза 4 затыкать литник пальцем и переворачивать форму, потом сильно стучать, чтобы вышел большой пузырь, подливать еще), через 10 минут сливаю, через еще 10 заливаю второй раз и почти сразу сливаю. Открыла через 8 часов после заливки.
Голени. Заливаю, сливаю через 3 минуты, заливаю еще, сливаю через 3 минуты. Открыла через 5 часов.

Так что "часа 3" актуально только для маленьких деталей. И вообще это очень относительно)) я других фарфоров не пробовала, но говорят, что Париан лить скорее сложно, чем легко.



Когда я открываю формы если отливка сразу не достается сама, я даю ей время подсохнуть в таком виде. Когда почти по всем периметру детали появляется трещинка (между отливкой и гипсом) это значит, что можно доставать. При этом важно не передержать, так как отливка требует обработки и это надо делать пока она не пересохла. Если нет времени обрабатывать сразу, то надо убрать отливки в герметичный контейнер.
Вот мои отливки сразу после извлечения из форм.



Для тех, кто думает, что из форм достают полностью готовые детали (может даже сразу уже обожженные и расписанные?) они кажутся страшными полуфабрикатами. Литники, швы. Но на самом деле мои отливки вполне аккуратны))).







Вот эту большую втулку очень сложно достать из отливки, поэтому чтобы понизить сцепление я покрыла часть втулки лаком. Все равно это место отливки я вырезаю (ведь туда погружается бедренный шарнир), а доставать втулку так проще - гораздо меньше шансов, что она растрескается при извлечении. И конечно втулку надо стараться вынуть побыстрее, так как отливка сохнет и происходит усадка, а гипс этому мешает. Вообще в таком виде втулка почти лишняя - на ее месте можно было сделать большой литник, а не мучиться располагая его в противоположной втулке (что в коленной части), но все-таки так пусть и сложнее, но за счет этой втулки формируется отверстие по размеру внутреннего бедренного шарнира, так что пусть это и геморрой, но думаю он оправдан.



Тушка до начала обработки.



Вкладываю тушку в приемник грудной детали, пусть пока так подсыхают. И начинаю обрабатывать швы в соответствии со своей замутной методой. Я о ней опять же писала в посте про нюансы отливки . Чтобы швы были невидимы после обжига на месте шва я процарапываю металлическим закругленным стеком желобок и заполняю кусочками фарфора из литников. Вообще скорее всего их и так особо видно не было бы, но рисковать не хочу, тем более эта процедура не так уж и много времени у меня занимает. (Вообще метода странная и как стало ясно помогает не всем, так что если захотите попробовать, сделайте пробник. Лучше какой-то удлиненной детали типа бедра. А то вдруг только пузырей напускаете в желобок и деталь будет испорчена))) не хочу быть виноватой, у меня все отлично работает)



Еще для выравнивания поверхности я пользуюсь намоченной дистиллированной водой тканевой детской салфеткой.
Потом шлифовка. Как и в случае шлифовки Ладолла я использую шлифовальные губки 3М суперфайн и пылесос)).



Дальше я прохожусь капроновым (или из чего там их нынче делают) гольфом - натягиваю его на палец и шлифую. Чем сильнее натянут, тем шире отверстия в капроне и выше абразивность))). Вообще все это можно делать после утильного обжига, но я предпочитаю до него.
В результате всего этого сухие отливки начинают наконец походить на детали куклы.

Тем временем новые формы головы высохли и готовы к работе. Лью.


Вообще я всегда стараюсь оставить самые сложные детали - голову, кисти и стопы напоследок. Чтобы было некоторое чувство удовлетворения, что много деталей уже гладкие, красивые и подогнанные и ждут обжига. Тогда обрабатывать самые сложные детали как-то проще и приятнее, чем когда начинаешь с них и знаешь, что впереди еще непаханое поле.



Сделала грудь побольше, таки роль обязывает. Мне кажется неплохо получается.






Остались кисти и стопы для двух кукол (я отливаю две куклы чтобы зря печку не гонять и чтобы если что были, хе-хе, донорские детали для конкурсной куклы) и на данный момент мне осталась еще одна голова и два набора кистей и стоп.
Вообще как я ни стараюсь отливка и обработка одной куклы у меня занимает почти неделю. В лучшем случае дней пять. Хорошо хоть шлифовка на утиле после такой обработки сушья занимает буквально пару часов на все.





Шлифовка утиля. Помню год назад, когда первый раз вынула утильные детали меня так удивило, что они не белые, а розовые или телесные. Даже было подумала, что мне неведомым образом подсунули тонированный фарфор.  А еще они смешно шипят и щелкают, когда опускаешь их в воду. Главное быть осторожным, ничего нет обиднее, чем сломать палец утильной кисти (пожалуй хуже только разбить кисть уже после высокого и 3 красочных))). Если склеить шликером, то скорее всего будет видно и вообще, мне кажется, не айс. И работа и фарфор зря.

Мне нравится использовать шлифовальные губки 3М еще и тем, что получается очень удобно - я покупаю сперфайн, шлифую ими сушье, за это время они немного истираются и дальше ими же удобно шлифовать утиль.


Кстати вопрос к мастерам. Видите ^ тут у меня в печи пружина стала выглядывать. Это очень плохо? Печь как бы немного намекает, что скоро придется пружины менять, да? Вообще я помню, как было там, где я арендовала печь. Везде так торчало, свисало изо все желобков, прямо как лампочки на елке. Я как понимаю если один раз поменять, то как на заводе аккуратно уже не получится точно. Как думаете такая как у меня спираль еще годик поработает?



Вот детальки после высокого. Обожглось отлично. Ничего не испортилось))). Вообще не знаю как у вас, а у меня это первый обжиг когда ни на одной детали не вылез предательский пузырь, ничего не деформировалось, не появилось точек (я тут кстати тоже повидала на чужой работе черные точки после высокого, а не красочного как у меня бывало). Печка была полна, так что еще одна голова, стопы и кисти для двух кукол будут обжигаться отдельно. Сушье такое большое, после усадки все легко поместится, так что красочные будет делать просто. Плюс я была уверена, что что-то испортится и тогда я как раз переотолью деталь и обожгу, но, ттт не пришлось.

Вот необработанные кисти и стопы


И будущая кошка, которая пока все больше белка))

Вот кисти и стопы после высокого обжига.


Но между этими двумя фотографиями меня ожидала большая потеря нервных клеток)))

Мой муж ночью сидел на кухне за ноутом. У нас только одна комната, так что это единственная возможность не будить меня с малышом. Так вот он сидел и в какой-то момент услышал очень громкий щелчок доносившийся очевидно из работающей печи, которая стоит в коридоре, то есть совсем недалеко. Так вот щелчок был таким громким, что он чуть не подпрыгнул. В печи как раз шел мой высокий обжиг с белкоголовой и этими кистями и стопами. Также потом ему послышался звон деталей. Когда он пришел спать и я проснулась он мне обо всем этом поведал. Что определенно было лишним, так как отрыть и посмотреть я все равно не могу. Короче он-то быстро заснул, а я не спала еще черти сколько. Если вначале я думала о холодном треске (которого я никогда не слышала, но может мы так крепко спим), но он сказал, что это было как раз на пике температуры. Вообще печь щелкает когда окончательно выключается, но не так чтобы подпрыгивать. И звон.. Потом мои сонные и нервные мозги решили, что все дело в спирали. Что она лопнула и теперь мне придется заказывать из Германии новые. И потом фиг найдешь человека, который сможет их аккуратно установить. Кстати кто-то такое делал в Мск? Короче если вначале мне было жаль голову, 4 кисти и 4 стопы, которые так долго делать, то потом я поняла, что это ничтожно рядом с неработающей печкой. Я уже и с деталями попрощалась и с деньгами за пружины и установку и с конкурсом, понятно дело. Попарилась знатно, по-максимуму. Проблема еще в том, что к некоторым важным вещам типа своего ноута, печки, дома в целом я отношусь как к живым существам, наверное это японское синтоистское восприятие мира, будто у каждого камушка есть своя душа. Ну или эзотерический подход, что кругом тьма эгрегоров. Короче печку было еще и как друга жаль)). Потом кое-как уснула, ведь так быстрее.
Утром просыпаюсь, бегу к печке, с замиранием сердца открываю (только что не перекрестилась, но если синтоизм и эгрегоры еще более-менее сосуществуют в одной голове, то христианству тудыть ну никак), открываю, а все нормально!!! Аккуратно все лежит как и положила - кошачья голова в центре а вокруг нее по кругу будто ползут стопы и кисти))). И все прекрасно, ни трещин от холодного треска, ни рассыпаний деталей в руках и даже пузырей нет. Короче думаю щелчок при выключении печи просто показался молодому папе в ночной тишине оглушительным, а звон просто привиделся как логичное продолжение))).

Итого детали для двух кукол успешно прошли высокий обжиг и дальше их ждет роспись. А до конца подачи фоток на конкурс осталось 44 дня. Что неплохо.Я думала меньше, так как шла речь о конце декабря (34 дня), а потом передвинули до 10 января.

Мисс Ван Хельсинг, ПОЭТАПКА, отливка

Previous post Next post
Up