Цикл завершен.
Начавшаяся 4 года назад история подошла к логическому концу. Я не изобретал этот прием, мне просто удалось вытащить его из узкого кулуарного круга «крутых профи» и запустить в широкие массы. Само название «частотка» - яркое тому доказательство. Огромное спасибо
Александру Миловскому за подсказку, позволившую мне открыть Америку через форточку (так мой дед называл изобретение для себя лично чего-либо уже известного окружающим). Именно из
его статьи шагнул в массы термин «частотное разложение».
Спасибо всем, кто ходил на курсы и мастер-классы, присылал письма, делился результатами собственных экспериментов. И задавал вопросы. Благодаря вам состоялось это занятие. В приведенном ниже видео за пять с хвостиком часов вы сможете освоить разложение на пространственные частоты. Каким бы подробным ни был рассказ, он не сможет затронуть все тонкости и хитрости наработанные практикующими специалистами. Но базу для осмысленной самостоятельной работы заложить сможет.
Если смотреть занятие целиком неудобно, идите под кат. Там вы найдете конспект занятия и видеозапись, нарезанную на 12 частей в соответствии с программой. Я понимаю, что многие с большим удовольствием почитали бы статьи. Но написать 12 таких статей - это, фактически, написать книгу. Поэтому проще и удобнее было просто рассказать.
Дополнение от ноября 2015
Есть желание «пощупать» разбираемые примеры? Скачать их можно здесь:
часть 1 (540 мб) и
часть 2 (438 мб). В архивах есть все изображения кроме двух, которые я не могу выкладывать в открытый лоступ по соображениям авторского права.
Четыре экшена, для разложения на две полосы частот с визуализацией по низкой и высокой частоте, разложения на три полосы частот и упрощенной ретуши средних частот (Inverted High Pass), лежат
здесь. В ближайшее время постараюсь в отдельной статье описать их устройство и возможные варианты модернизации.
Статью (на английском языке) с описанием нюансов работы нового алгоритма размытия маски в инструменте Shadows/Highlights можно скачать
здесь. Вы спросите, при чем здесь Shadows/Highlights? А при том, что нечто похожее делает фильтр Surface Blur, а вот он нам очень даже может помочь.
1. Теория.
Разложение в спектр.
- В 1807 году Жан Батист Жозеф Фурье подготовил доклад «О распространении тепла в твёрдом теле», в котором использовал разложение функции в тригонометрический ряд
- При таком преобразовании функция представляется в виде суммы синусоидальных колебаний (гармоник) с различной амплитудой
- Любой сигнал может быть представлен в таком виде, а все образующие его гармоники вместе называются спектром
- В 1933 году Владимир Александрович Котельников сформулировал и доказал теорему, согласно которой любой сигнал с конечным спектром может быть без потерь восстановлен после оцифровки, при условии, что частота дискретезации будет как минимум в два раза выше частоты верхней гармоники сигнала
Что такое пространственные частоты.
- Частота с которой меняется яркость при перемещении по горизонтали или вертикали
- Изображение это двумерный сигнал (яркость меняется при перемещении по горизонтали и вертикали), поэтому общая решетка образуется из двух решеток различных ориентаций - горизонтальной и вертикальной
- Чем выше частота, тем быстрее меняется яркость, тем мельче детали которые она задает
- Самые мелкие детали - это перепады яркости на контрастных контурах
Разложение на полосы частот.
- Для эффективной обработки сигнала нет необходимости раскладывать его в спектр, достаточно разложить его на несколько полос, содержащих все гармоники ниже или выше определеной частоты
- Самые низкие частоты задают общее распределение яркости и, как следствие, цвета
- Средние частоты уточняют эту картинку принося основные объемы объектов
- Верхние частоты добавляют самую мелкую детализацию - фактуру поверхностей
Дополнительные материалы:
Алексей Шадрин. «Управление визуальным объемом изображений»Александр Миловский. «Муар нам только снится» Click to view
2. Простое разложение на 2 полосы частот.
Фильтры нижних и верхних частот.
- Gaussian Blur - фильтр нижних пространственных частот
- Чем больше Raduis, тем более крупные детали убираются, тем ниже оставшиеся частоты
- High Pass - фильтр верхних пространственных частот, дополнительный к Gaussian Blur
- High Pass показывает детали, которые убрал Gaussian Blur при том же значении Radius
- Эти детали отображаются в виде отклонения от средне-серого цвета (отклонения от средней яркости в каждом канале)
Сложение исходного изображение из частотных полос.
- Добавить эти отклонения к исходному изображению может режим Linear Light
- Контраст ВЧ-слоя надо понизить в два раза вокруг средней яркости (тон 128), чтобы скомпенсировать заложенное в Linear Light удвоение
- Это можно сделать при помощи кривых (Curves) подняв черную точку в позицию (0; 64) и опустив белую в позицию (255; 192)
- Можно понизить контраст при помощи Brightness/Contrast с установкой Contrast -50 и активированным ключем Use Legacy
- Вместо понижения контраста можно уменьшить до 50% непрозрачность слоя, но в этом случае регулятор Opasity использовать нельзя, а нужно воспользоваться регулятором Fill
Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Ретушь портрета на основе частотного разложения» Click to view
3. Dodge & Burn
Идеология Dodge & Burn.
- Основная идея этой техники: ручное осветление излишне темных и затемнение слишком светлых участков для придания объекту более гладкой и правильной формы
- Таким же образом усиливаются или дорисовываются недостающие объемы
- Классически реализуется при помощи инструментов Dodge Tool и Burn Tool, но эти инструменты допускают только деструктивную обработку
- Может быть реализована при помощи режимов наложения или корректирующих кривых с рисованием по макске слоя
Реализация Dodge & Burn при помощи режимов наложения.
- Для сильной перерисовки свето-теневого рисунка используются режимы наложения Multiply и Screen
- Рисование производится на пустых или залитых нейтральными для данных режимов цветом слоях
- Основным преимуществом такой работы является большая сила воздействия: Multiply способен затемнять даже белый объект, а Screen осветлять даже черный
- Дополнительным плюсом является возможность работать разным цветом на одном слое и простота выбора цвета: его можно брать с самого изображения
- Минусом (особенно для начинающих) является уже упомянутая сила воздействия, заставляющая точно контролировать свои движения
- Для легкой финальной правки применяют слой в режиме Soft Light (прозрачный или залитый средне-серым)
- Плюсами являются: мягкость и визуальная однородность воздействия; ограниченный диапазон воздейстывий; отсутствие воздействия на белые и черные участки
Реализация Dodge & Burn при помощи кривых.
- Затемнение и осветление производится при помощи корректирующих слоев кривых (Curves), а необходимые участки прорисовываются по их маскам
- При затемнении происходит повышение, а при осветлении понижение, насыщенности изображения. Для их компенсации к каждому слою кривых через маску вырезания (Create Clipping Mask) добавляется слой Hue/Saturation
- К плюсам метода можно отнести большую (по сравнению с использованием режимов наложения) гибкость последующих настроек
- Минусом является невозможность вносить разные оттенки цвета при помощи одного корректирующего слоя
Для самостоятельного изучения:
Алиса Еронтьева и Дмитрий Никифоров. «Портретная ретушь» Click to view
4. Инструменты их настройки
Почему выгодно править частотные полосы по отдельности.
- При ретуши необходимо согласовывать цвет и его переходы с одной стороны и фактуру поверхности с другой
- При исправлении формы крупных объектов выгодно использовать пониженную непрозрачность
- Для сохранения мелких объектов (фактура поверхности) необходимо использовать 100% непрозрачность
- Мягкая граница кисти у штампа - вынужденный компромисс между этими двумя требованиями
- Жесткий стык между однородными однотипными фактурами заметен не будет
Выбор радиуса при разложении на две полосы частот.
- Для Gaussian Blur выгодно задавать большой радиус, чтобы максимально убрать фактуру
- Для High Pass выгодно задавать малый радиус, чтобы не пропустить объемы
- Конкретное значение выбирается как компромиссный вариант между этими двумя условиями
- При этом учитывается детали какой крупности мы относим к фактуре
Визуализация при выборе радиуса разложения.
- Радиус Gaussian Blur удобнее подбирать плавно увеличивая его, пока не исчезнут ненужные детали
- Радиус High Pass удобнее подбирать плавно уменьшая его, пока не пропадут ненужные объемы
- Если более важной является форма, радиус удобнее подбирать ориентируясь на содержимое НЧ (размытая картинка)
- Если более важной является фактура поверхности, радиус удобнее подбирать ориентируясь на содержимое ВЧ («хайпасная» картинка)
Зависимость радиусов от размера лица и крупности дефектов.
- Пропорции среднего лица (ширина к высоте) составляют примерно один к полутора
- При вычислении радиусов удобнее отталкиваться от высоты лица, так как она меньше зависит от ракурса съемки
- Для удаления аккуратной фактуры кожи необходимо взять значение Radius порядка 1/280 - 1/250 от высоты лица
- Для удаления мелких дефектов (прыщи, морщины и т.п.) необходимо взять значение Radius порядка 1/100 - 1/120 от высоты лица
- Для удаления крупных дефектов (подглазины, шрамы и т.п.) необходимо взять значение Radius порядка 1/50 - 1/60 от высоты лица
Click to view
5. Ретушь при разложении на 2 полосы частот
Ретушь НЧ-составляющей - исправление формы.
- Находящуюся на НЧ слое форму удобно ретушировать при помощи инструментов Clone Stamp, Brush и Mixer Brush
- Штампом работаем с мягкой кистью и пониженной непрозрачностью
- Можно работать на новом прозрачном слое с настройкой штампа Sample: Current & Below
- При этом на экран можно вывести общий вид картинки, а не только НЧ слоя.
- Кисть (Brush Tool) удобно использовать для закрашивания локальных дефектов (пробойные блики, проваальные тени и т.п.) телесным цветом
- Mixer Brush используется для быстрого разглаживания лишних объемов
Ретушь ВЧ-составляющей исправление фактуры.
- Работаем штампом с жесткой кистью и 100% непрозрачностью
- Можно работать на новом прозрачном слое с настройкой штампа Sample: Current & Below и отображением только ВЧ слоя
- Чтобы ретушировать глядя на финальную картинку надо работать на самом ВЧ слое (его копии) с настройкой штампа Sample: Current Layer
- Чтобы иметь возможность откатиться к исходному состоянию ретушь проводят на копии слоя ВЧ с применением к нему команды Create Clipping Mask
- Для лучшего контроля над деталями можно временно включить корректирующий слой кривых, повышающий контраст ВЧ составляющей
- При отсутствии на изображении необходимой текстуры можно перенести ее с другой фотографии
Как работает Healing Brush.
- На НЧ слое после размытия на участках рядом с контрастной границей появляется цвет соседней области
- На ВЧ слое вдоль контрастных границ появляются ореолы противоположных цветов
- Если в процессе ретуши ВЧ слоя убрать ореол на финальной картинке на этом участке появится цвет соседней области
- Healing Brush переносит фактуру с донорской области, подгоняя цвет и яркость под ретушируемого участка под цвет и яркость его окрестностей
- Его работа построена на алгоритме частотного разложения, а значение радиуса привязано к размер кисти
Click to view
6. Отдельные приемы ретуши
Как побрить человека.
- Вынести волоски (щетину) на ВЧ слой и заменить их фактурой чистой кожи
- Если щетина была темная, поправить цвет на НЧ слое
- Внимательно следите за фактурой, она сильно отличается на разных участках лица
- «Брить» мужчину тяжело, поскольку на лице не хватает нужной фактуры
- При необходимости нужную фактуру кожи можно взять с другой фотографии
Борьба с пробойными бликами. Ретушь НЧ.
- Изображение раскладывается на две полосы с установками обеспечивающими полный переход фактуры кожи на ВЧ слой
- На НЧ слое участки пробойных бликов закрашиваются цветом кожи
- При необходимости на них наносится свето-теневой рисунок передающий объем объекта
- Борьба с пробойными бликами. Ретушь ВЧ.
- Если блик пробойный и вообще не содержал фактуры, она переносится с целых участков кожи
- Если блик близок к пробойному и фактура кожи все-таки содержится, после ретуши НЧ она визуально усилится
- Чтобы смягчить этот эффект можно наложить на нее фактуру с более гладких участков на отдельном слое с пониженной непрозрачностью
Click to view
7. «Честное» разложение на 2 полосы частот
Ошибка High Pass.
- Максимальный диапазон разностей яркости от -256 (вычитаем белый из черного) до 256 (вычитаем черный из белого) составляет 512 тоновых уровней
- Максимально возможные отклонения от средней яркости от -128 (затемнение) до 127 (осветление)
- При наличии мелких деталей на массивном фоне отличающихся по яркости более чем на 128 уровней High Pass ошибается
- Обычно это случается на точечных бликах расположенных на темном объекте
- Чем больше радиус размытия, тем больше сама ошибка и вероятность ее появления.
- На практике, при малых радиусах разница является «гомеопатической» и рассматривать ее как реальную проблему можно только с академической точки зрения
- При больших радиусах ошибка составляет реальную проблему, поскольку «гасит» мелкие блики
Создание ВЧ составляющей вычитанием НЧ из оригинала.
- Альтернативой High Pass является наложение на исходное изображение размытой версии при помощи команды Apply Image в режиме Subtract с установками Scale:2 Offset:128
- В поле Offset (смещение) задается значение яркости вокруг которого будет откладываться результат вычитания
- В поле Scale устанавливается во сколько раз будет уменьшаться результат вычитания перед добавлением к значению Offset
- Диапазон установок Scale от 1 до 2, то есть контраст можно понизить максимум в 2 раза
- Применять корректирующий слой понижающий контраст в этом случае не нужно, поскольку он уже понижен установкой Scale:2
Особенности разложения 16-битных изображений.
- При вычислении ВЧ через команду Subtract у 16-битных изображений появляется ошибка величиной в 1 восьмибитный (128 шестнадцатибитных) уровень
- Верочятно, это связано с тем, что реально вычисления происходят в пятнадцатибитном виде
- Чтобы избежать этой ошибки при работе в 16-битном режиме вместо команды Subtract используют команду Add с активированным ключом Invert и установками Scale:2 Offset:0
Использование Surface Blur для получения НЧ составляющей.
- В случае применения для получения НЧ составляющей Gaussian Blur вдоль контрастных границ создаются сильные ореолы
- Ретушь в области ореолов может привести к "затягиванию" на объект цвета соседнего фона
- Проблема проявляется тем более сильно, чем больше радиус размытия, поскольку в этом случае ореолы становятся более массивными и плотными
- Чтобы избежать такой проблемы НЧ составляющую можно создавать при помощи фильтра Surface Blur
- Границы, имеющие перепад яркости больше уровня установленного регулятором Threshold, не размываются
- На практике удобнее всего подобрать значение Radius при установленном на максимум Threshold, а потом уменьшать значение Threshold до восстановления контрастных границ
Click to view
8. Автоматизация процесса
Запись универсального экшена для разложения на 2 полосы частот.
- Все операции выполняются со слоями, созданными самим экшеном
- Слой создается командой Layer > New Layer и сразу переименовывается
- Текущее изображение помещается на него при помощи команды Image > Apply Image с установкой Layer: Merged
- Переключения между слоями выполняются при помощи шоткатов «Alt»+«[» и «Alt»+«]»
- Для возможности переключения вместо отключения видимости слоя его непрозрачность уменьшается до нуля
- При необходимости перемещение слоев выполняются командами Layer > Arange
- В качестве подсказки перед применением Gaussian Blur в экшен вставляется команда Stop с комментариями по подбору радиуса
- При регулярном применении Stop можно деактивировать или удалить
Преимущества «честного» разложения при работе с экшенами.
- При записи экшена количество стандартных операций не является критичным
- При этом важно минимизировать количество операций, требующих участия пользователя
- Вычисление ВЧ составляющей через наложение НЧ на копию исходного слоя избавляет пользователя от задания радиуса для фильтра High Pass
- Дополнительным плюсом такого метода является возможность применить для размытия не Gaussian Blur, а какой-нибудь другой фильтр
Создание набора экшенов для разложения на 2 полосы.
- Сделать набор экшенов с жестко заданными значениями радиуса можно на основе универсального экшена
- Для этого нужно убрать команду Stop, отключить диалоговое окно в Gaussian Blur и настроить его радиус на требуемый
- Для удобства последующей работы с файлом к названиям слоев Low и High можно сразу добавить приписку со значением радиуса размытия
Экшен для пакетной обработки с настройкой по первому кадру.
- При обработке серии фотографий с одинаковой крупностью объектов было бы удобно один раз вручную подобрать нужный радиус разложения, а потом применять его ко всей серии
- Это можно сделать, если вместо прямого вызова конкретного фильтра вписать в экшен команду вызова последнего использовавшегося фильтра
- Теперь достаточно один раз вызвать нужный фильтр (в рамках стандартного экшена или отдельно), настроить его параметры и он будет применяться при всех следующих запусках экшена
Click to view
9. Разложение на 3 полосы частот
Зачем раскладывают картинку на три полосы.
- Чаще всего задача такого разложения - вынести все дефекты в среднюю полосу частот
- Таким образом можно бороться с объектами определенного типоразмера, например веснушками
- Кроме того, в средних частотах находится большинство «старящих» элементов: глубина морщин, жилистость, вены, провисания, мешки под глазами и т.п.
- Реже ретушируются все три полосы, в этом случае процесс аналогичен разделению на 2 полосы, но позволяет проще работать объектами разного типоразмера
Как это сделать.
- Для НЧ увеличиваем радиус Gaussian Blur пока не останется чистая форма
- Для ВЧ уменьшаем радиус High Pass пока не останется чистая фактура
- Создаем между нами слой средних частот применив к нему сначала High Pass с радиусом который использовался для создания НЧ, а потом Gaussian Blur с радиусом который использовался для создания ВЧ
- Универсальное правило: High Pass следующего слоя имеет такой же радиус, как Gaussian Blur предыдущего
- Теперь можно ретушировать средние частоты не обращая внимание не только на фактуру, но и на разницу цвета исходной и ретушируемой области
- При «честном» разложении средние частоты получаются вычитанием из исходного изображения низких и высоких
Автоматизация разложение на три полосы.
- Для создания ВЧ удобно использовать High Pass, поскольку он позволяет более наглядно подобрать радиус
- В процессе подбора уменьшаем радиус High Pass пока на ВЧ не останется чистая фактура
- Вместо High Pass можно использовать Gaussian Blur с визуализацией ВЧ составляющей
- Слой средних частот можно получить вычитая из исходного изображения верхние и нижние частоты
Click to view
10. Упрощенный метод ретуши средних частот (Inverted High Pass)
Почему можно упростить ретушь средних частот.
- Ретушируя средние частоты мы прежде всего убираем лежащие в них излишние локальные объемы
- Это можно сделать проще, не раскладывая изображение на три полосы, а выделить среднюю и вычесть ее из исходника
- Вычитание должно быть локальным: только на участках где присутствует лишний объем, пропорционально степени его подавления
Как это сделать.
- Подбирать радиус для High Pass удобнее через Gaussian Blur (через НЧ составляющую) и наоборот
- Делаем копию исходного слоя
- Вызываем Gaussian Blur, плавно увеличиваем радиус пока не исчезнут ненужные детали, запоминаем его значение и нажимаем Cansel
- Вызываем High Pass, плавно уменьшаем радиус пока не пропадут ненужные объемы, запоминаем его значение и вводим радиус подобранный на предыдущем шаге
- Применяем Gaussian Blur с радиусом подобранным на предыдущем шаге
- Инвертируем изображение
- В два раза понижаем контраст вокруг средней точки
- Переключаем режим наложения на Linear Light
- На слой вычитающий средние частоты из исходного изображения набрасываем черную маску
- Белой кистью по маске прорисовываем те участки, на которых нужно подавить крупные детали
Автоматизация процесса.
- Все рутинные операции записываются в экшен
- Полоса средних частот получается вычитанием из исходного изображения НЧ и ВЧ полос с подобранными пользователем радиусами
- За счет этого визуализация оказывается наиболее комфортной
- Подбор верхнего радиуса можно делать после наложения на исходное изображение инвертированной СЧ+ВЧ составляющей. В этом случае используется Gaussian Blur и на размытой картинке начинает проступать чистая фактура
Чем приходится расплачиваться за скорость.
- Результат ручной ретуши выглядите естественно прежде всего из-за сохранения мелких неоднородностей
- За скорость и простоту приходится расплачиваться механистически правильной формой объектов, что визуально удешевляет работу
- Соотношение радиусов обычно выбирают 1:3 или меньше, иначе результат будет выглядеть слишком неестественным
- Для более тонкой работы соотношение радиусов берут примерно 1:2 и производят несколько циклов разложения с разными значениями вилки
- При ретуши второстепенных участков можно брать соотношение 1:4 и даже больше
Для самостоятельного изучения:
Евгений Карташов. «Рецепты частотного разложения» Click to view
11. Частотное разложение и другие инструменты Photoshop
Средние частоты и Clarity.
- Алгоритм работы Clarity строится на усилении (ослаблении) средних пространственных частот
- При этом работа идет только по яркостной составляющей изображения
- Повышение и ослабление Clarity не симметрично
- Инструмент использует интеллектуальное размытие с сохранением контрастных контуров напоминающее Surface Blur, но не совпадающее с ним
- При умеренных значениях можно рекомедовать использование Clarity в конвертере, при условии, что в дальнейшем изображение не будет подвергаться «сильной» обработке
Высокие частоты и повышение резкости.
- Искусственное повышение резкости есть ни что иное, как усиление самых верхних из содержащихся в изображении частот.
- При подготовке пейзажей основной проблемой является замыливание (исчезновение) сверх мелкой детализации (трава) вследствии нехватки разрешения.
- Аналогичная проблема встает при подготовке изображений с мелкими деталями для размещения в интернете
- Создать визуально ощущение наличия сверх мелких деталей можно добавив в изображение мелкий шум, согласованный с его элементами
- Для этого повышаем резкость классическим способом, но оставляем это повышение только на низко контрастных областях
- Проще всего это сделать используя Surface Blur в качестве фильтра, создающего нерезкую маску
Click to view
12. В завершение разговора
Для чего еще можно применять частотное разложение
- Частотное разложение - это универсальный метод применимый к любому жанру фотографии
- Убирать складки на ткани или других материалах
- С его помощью можно смягчать слишком жесткие тени
- Избавляться от разводов оставшихся после общей ретуши
- Решать любые задачи, требующие различной работы с общей формой и мелкими деталями
Почему после частотного разложения картинка выглядит плохо?
- Ретушь - это процесс не поддающийся автоматизации
- Частотное разложение не делает ретушь за вас, оно лишь упрощает решение некоторых проблем
- Увлекшись возможностью решить все «несколькими размашистыми мазками», при использовании частотного разложения ретушеры нередко позволяют себе работать халтурно
- Будьте честны перед собой, не сваливайте собственные ошибки и халтуру на «плохую методику»
- Чтобы избежать такой ловушки можно разделить процесс на два этапа
- При помощи частотного разложения быстро поправить форму и разобраться с сильными огрехами фактуры (пробойные блики, грубая фактура и т.п.)
- Последующую доработку производить при помощи привычных реализаций Dodge & Burn, чтобы обеспечить остаточную неоднородность и естественность изображения
Для самостоятельного изучения:
ModelMayhem.com - RAW! Beauty Robot. Сергей Брежнев «Частотное разложение vs Dodge&Burn» Click to view
Желающие посетить мои занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий
заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на все статьи опубликованные в моем ЖЖ.
Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.
Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com
© Андрей Журавлев (aka zhur74), февраль 2014 г.
Click to view