В ru_photoshop состоялся обмен открытими письмами. Первое -
описание автоматизации одного жульнического метода якобы настройки ББ, второе -
попытка поймать фокусника за руку. Я попробовал объяснить куда прячут казырного туза и чем фокус отличается от мошенничества. Чтобы это объяснение не затерялось в комментариях, выкладываю его здесь. Возможно, кому-нибудь пригодится.
Как это работает.
1. Метод строится на предположении, что усредненный цвет изображения должен быть нейтральным.
2. Фильтр Average дает нам реальный усредненный цвет картинки не зависимо от яркости (о такой зависимости ниже).
3. Кликнув по получившемуся цвету серой пипеткой, мы убираем из изображения имеющийся «средний» оттенок. Причем убираем его только за счет изменения цветового баланса в средних тонах, белая и черная точки остаются на месте.
Критерий применимости.
Соответствие картинки предположению о нейтральности усредненного цвета.. Другими словами, на картинки не должно быть явного преобладания каких-либо цветовых тонов. Приведенное здесь изображение - идеальный пример картинки к которой данный метод не применим (явное преобладание красного).
Улучшизмы.
Данный метод не учитавает, что в светах, тенях и полутонах усредненный цвет может быть разным. А использование только серой пипетки дает максимальное воздействие на средние тона и практически нулевое на света и тени.
Решить это можно следуюшим образом:
- сделать маски для светов, полутонов и теней
- с их помощью раскидать изображение на 3 слоя
- сильно размыть каждый слой гауссов блюром
- много раз сдублировать и схлопнуть между собой копии каждого слоя (чтобы избавиться от непрозрачности);
- применить Average к каждому слою для нахождения усредненного цвета
- использовать эти цвета как образцы для белой, черной и серой пипеток (перед этим желательно изменить их Lab-яркость в палитре Color Picker на 95, 5 и 54 соответственно)
- получившиеся кривые применить к исходному изображению
О предположении нейтральности усредненного цвета.
О разумности такого предположения для отдельно взятого кадра лучше говорить с художниками. Они много интересного могут рассказать о колористике и сбалансированности композиции. Но, для каждого фото такое предположение, конечно, несколько натянутое.
Если усреднять цвет по очень большому количеству разных кадров, то можно обратиться к здравому смыслу. В природе все сбалансировано и логично ожидать, что средний цвет окружающего нас мира (и сделанных фотографий) серый.
Однако, это не так. Маргулис провел небольшой эксперимент, усреднив цвет по нескольким тысячам разных фотографий (он сказал более 10.000), и получил на выходе оттенок a=0, d=5. То есть, слегка желтый. Мы с коллегами предполагаем, что это привет от закона Рэлея.
На практике это надо учитывать поднимая цветовую насыщенности в Lab: кривая в канале b должна закручиваться несколько слабее, чем в канале a. Иначе теплые тона начинают уходить в желтизну.
Для чего можо применять «метод Average»
Автоматически устанавливать ББ таким способом можно только с большого бодуна. Однако, такой прием хорош когда надо дать мозгу пинка под зад. Наше восприятие относительно, поэтому гораздо удобнее оценивать цвета сравнивая два разных варианта, а не просто рассматривая одно изображение. Этот метод позволяет получить второй вариант (пусть чаще всего и кривой), и быстрее понять, что было не так в исходнике. В некоторых случаях очень ускоряет процесс анализа.
Хорошо подходит для коррекции картинок, когда просто не понятно какими должны быть цвета. Хорошой пример
такой картинки приведен у gexxx'a.
Танцы с бубном (отдельная работа по светам, полутонам и теням) помогают быстро оценить как делалось сплит-тонирование:
- берем интересующее фото (чаще всего свадебное, уж очень это сейчас модно)
- при помощи описанного в «Улучшизмах» метода строим кривые приводящие картинку к обычному виду
- строим обратные кривые
В первом приближении применение обратных кривых дает на обычной фотографии такой же эффект тонирования, как был на интересующем фото. Естественно, срабатывает не всегда и реальное тониование могло быть наложено более хитрым образом, но общее направление коррекции позволяет понять. Я этим баловался, когда было много вопросов «как это сделано?». Даже экшен написал для автоматизации рутинных операций.
Замечание про формализацию.
Коллеги, может хватит искать «таблетку с рецептом»? Фотографии и проблемы в них бывают очень разные, замучаемся все рецепты записывать. Давайте разбираться в принципах, тогда рецепт будет несложно создать применительно к каждой картинке.