Продолжаю собирать в кучку свои статьи, написанные ранее для разных сайтов. Название этой немного провакационное, навеяно оно откликами на первую публикацию предыдущей статьи (о мышлении в котах). В конце я поясню, что имел в виду. А сейчас, на всякий случай, сразу повешу на этой статье ярлык "Для новичков". Чтобы те, кто полагает найти ниже «неведомые секреты шаолиньских мастеров» в применении кривой к ч/б изображению не разочаровывались.
В прошлый раз мы говорили об умении «мыслить в котах» - формализации рассуждений при работе с тоновой кривой. Давайте закрепим этот приём на практическом примере. А заодно поговорим о построении рабочего потока.
При помощи тоновой кривой мы можем очень гибко менять яркость и контраст объектов. Чтобы реализовать задуманные изменения, прежде всего надо понимать, в каком диапазоне тонов лежит тот или иной объект. То есть, критически важным является навык быстрого перехода от объектов в кадре к занимаемым ими тоновым диапазонам.
Нужно научиться видеть не «лицо/волосы/кофточку/фон», а «четвертьтона/тричетвертьтона/тени/средние тона». А поскольку большинство людей лучше запоминают не сухие термины, а весёлые образы, я и предложил мерить всё котами. Света́ - белый кот, четвертьтона - светло-серый кот, полутона - серый кот, тричетвертьтона - тёмно-серый кот, тени - чёрный кот.
Перед нами снимок девушки и соответствующая ему гистограмма, показанная в окне кривых. Про гистограмму и без меня написано огромное количество статей, и я полагаю, что вы уже знаете, что такое гистограмма. А если не знаете, то легко сможете найти соответствующую информацию.
Но прежде чем вычислять, из каких «котов» состоит фотография, давайте обсудим понятие «рабочий поток». Ведь все дальнейшие действия будут его частью. И совершать их удобнее, понимая общую последовательность рассуждений.
Рабочий поток - это стандартная последовательность обработки изображения. Каждый специалист сам вырабатывает его, исходя из множества условий. Именно желание посмотреть новый для себя рабочий поток, а при необходимости перенять какие-то элементы, двигает специалистами, когда они спрашивают друг друга: «А как ты это делаешь?»
Стандартная последовательность обработки может быть создана благодаря тому, что проблемы, с которыми приходится бороться, также достаточно стандартны. Она может быть примитивной и не очень быстрой, как «Великолепная семёрка» Скотта Келби. А может быть разветвлённой, автоматизированной и даже снабжённой дополнительной собственной клавиатурой, как созданная Игорем Гришиным система Photolana Smily. Но в её основе всегда лежат одни и те же базовые принципы. Мы только начинаем формировать рабочий поток. Давайте выделим его основные этапы.
Первый шаг - это анализ. Начиная обработку, вы должны чётко представлять, какие задачи будет решать ваше изображение и каким образом оно будет воспроизводиться. Исходя из этого можно представить, как оно должно выглядеть на выходе. Сравните это представление с имеющимся исходником. Опишите существующие проблемы и наметьте пути их решения.
Чтобы упростить последующую обработку, можно разбить изображение на отдельные области. Определить сюжетную значимость каждой из них и соответствующие им тоновые диапазоны. Это облегчит последующую работу с кривой.
Второй шаг - это приведение изображения к полноконтрастному. Или, другими словами, установка белой и чёрной точек. Для наблюдателя в чёрно-белом изображении полноконтрастность является самым значимым визуальным фактором качества. Только задействовав весь тоновый диапазон, можно переходить к следующим операциям.
Третий шаг - перераспределение контраста в соответствии с планом коррекции. Как правило, контраст перераспределяется в пользу сюжетно-значимых объектов. Просто потому что это соответствует особенностям нашего восприятия. Но если вы видите, что основной объект в результате съёмки получился слишком контрастным, вы можете понизить его контраст.
Четвертый шаг - наведение порядка с яркостью. Можно просто привести яркость изображения к визуально комфортной. Если же вы хотите получить более точные и формальные критерии при работе с яркостью, можно познакомиться с зонной теорией Ансела Адамса. И почитать, как зоны пересчитываются на шкалу яркостей в кривых. Только не забывайте: как и другие теории, система Адамса не догма, а рабочий инструмент.
Давайте ещё раз посмотрим на фото девушки и сформулируем пожелания и проблемы. К чему я хочу прийти? Это совершенно обычный портрет, я не хочу никаких изысков, просто аккуратное фото. Что-то типа фотографии на доску почёта, только очень качественную доску. Какие проблемы имеются?
Во-первых, на гистограмме в светах дыра - изображение не полноконтрастно, не установлена точка белого.
Во-вторых, лицо выглядит плоским, ему не хватает объёма. На двухмерном изображении объём объектов передается за счёт светотеневого рисунка. Чтобы усилить визуальное ощущение объёма лица, надо поднять его контраст.
В-третьих, одежда выглядит как чёрная дыра. Нет ничего страшного в том, что тёмная одежда на фотографии организует тёмное пятно, но отсутствие деталей и появившееся в результата этого ощущение плоской поверхности раздражает.
Цели ясны, проблемы понятны. Теперь давайте разделим изображение на отдельные фрагменты, оценим их сюжетную значимость и определим, в каких тоновых диапазонах они лежат.
Лицо, шея, плечо, или одним словом - кожа. Бесспорно, это наиболее важный объект. В целом, кожа занимает достаточно широкий диапазон от полутонов до светов. А если учесть, что высоких светов на картинке нет, справа на гистограмме дыра, то можно просто сказать - всё, что светлее полутонов. Но внутри этого широкого диапазона распределение неравномерно.
От полу до четверть тонов в основном лежат теневые участки кожи на шее и левой щеке модели. Они бесспорно важны, но не так, как овал лица. Кроме того, эти участки невелики по площади и имеют уже достаточно контрастные детали.
Основная часть светлой кожи образует явный пик в четвертьтонах. А наиболее важное для нас лицо модели - маленький правый пик на самой границе гистограммы.
Это и есть самый сюжетно-значимый в данном кадре «белый кот». Для его улучшения необходимо приложить максимум усилий. Именно в этот диапазон мы будем прежде всего передавать контраст при его перераспределении.
Одежда занимает диапазон теней - классический «чёрный кот». Это вторичный по значимости объект, она лишь дополняет лицо, создаёт для него окружение. Однако на месте кофты не хочется иметь чёрную дыру. Достаточно большая ширина пика на гистограмме подсказывает, что на кофте должны быть детали.
Было бы неплохо их немного «вытянуть» - осветлить кофту, подняв её контраст и более явно проявив имеющиеся детали. Или, как минимум, не потерять их в процессе общей коррекции. Чтобы впоследствии можно было улучшить кофту локальным воздействием.
Я заранее соглашаюсь на сохранение деталей одежды вместо их улучшения, поскольку суммарный контраст ограничен. И если света́ и четвертьтона (лицо) потребуют большого повышения контраста, его может просто не хватить для теней (одежды).
Чуть темнее полутонов лежит фон - «серый кот». Это даже не вторичный, а третичный по значимости объект. Что произойдет с фоном по ходу коррекции, меня вообще не волнует. Желательно, чтобы он не выродился в однотонную плашку, и только.
Вокруг тричетвертьтонов расположились волосы. Это обрамление лица - вторичный по важности объект. Примерно как одежда, может быть, чуть важнее. Но в отличие от одежды волосы изначально очень контрастны. Настолько, что некоторое понижение контраста им не помешало бы: меньше будут отвлекать взгляд от лица.
На этом этап разложения картинки на «стаю котов» и их анализ можно считать законченным. Мы определились, в каких тоновых диапазонах необходимо повысить и понизить контраст для приведения изображения к задуманному виду. Степень воздействия будем подбирать по ходу коррекции, ориентируясь на внешний вид изображения. Тогда же оценим и изменения яркости изображения. Но, прежде чем начать корректировать, давайте проверим, есть ли на картинке интересные детали в света́х и тенях.
Проверка деталей в света́х. Поставим точку в четвертьтонах и резко потянем её вниз. Таким образом изображение сильно затемнится, в света́х повысится контраст и детали станут хорошо заметны. Мы видим, что у лица появляется объём, прорисовались нос, подбородок, области вокруг глаз.
Вывод. В светах есть интересные значимые детали, и мы постараемся максимально «вытянуть» их в процессе коррекции.
Проверка деталей в тенях. Ставим точку в тричетвертьтонах и резко тянем вверх. Наблюдаем подробную детализацию одежды - это вязаный свитер с отстрочкой вдоль выреза и складками под мышкой. Мы рассчитывали найти эти детали, глядя на гистограмму, и мы их нашли.
Вывод. В тенях есть интересные детали, имеющие вторичную значимость, и мы постараемся сохранить или немного усилить их в процессе коррекции.
Этап анализа закончен, переходим к фактической коррекции. Для поиска точки белого воспользуемся опцией Show Clipping (отображение в режиме отсечки). Я уже описывал её работу в прошлой статье. А работающим с корректирующими слоями напомню, что начиная с CS4 этой галочки для корректирующих слоёв нет, но её можно заменить, сдвигая боковой маркер с зажатой клавишей «Alt».
При сдвиге белого маркера до 230 замечаем первые светлые участки. Сверяемся с картинкой - это блики на серёжках. Пропускаем их и двигаемся дальше.
Сдвинув маркер до 226, видим более массивную светлую область. Это мягкий блик на лбу модели. Самая светлая сюжетно-значимая область с мягким диффузно-рассеянным отражением света. Белая точка.
Берём белую пипетку и щёлкаем по светлому участку на лбу. В результате крайняя светлая точка кривой смещается влево. Если теперь вы проверите картинку на отсечку в света́х, вы убедитесь, что её нет. Отступа в 10 тоновых уровней от максимальной яркости (255) в настройках белой пипетки хватило, чтобы сохранить детали на участках светлее лба.
Основная задача нашей коррекции - это возвращение лицу объёма. Для этого ставим точку (2) в света́х и сдвигаем её вниз. Глядя на изображение, контролируем как изменяется лицо. Не надо сейчас обращать внимание на остальные детали. Поначалу это не очень просто, но надо уметь отрешиться от всего окружающего и оценивать только тот объект, ради которого вносятся текущие изменения.
Когда лицо пришло в норму, время вспомнить об остальных элементах изображения. В результате предыдущего шага (светло-серая кривая) картинка стала слишком тёмной, а детали на одежде полностью исчезли.
Поставим точку (3) в глубоких тенях, сдвинем её вверх и вернем кривую на место. Таким образом мы защитим детали в тенях от понижения контраста. Можно даже подвинуть её чуть выше, немного осветлив и подконтрастив детали на свитере. Только не увлекайтесь слишком сильно: чем выше точка в тенях, тем более пологой будет кривая в средних тонах, тем больше потери контраста на волосах и фоне.
Кстати о волосах. Я заранее соглашался на некоторое уменьшение их контраста, но не думал, что потери будут так велики. Почему волосы так сильно просели? Всё очень просто. Я рассчитывал, что за повышение контраста в светах и тенях буду расплачиваться его падением в достаточно широком диапазоне - от границы теней до четвертьтонов.
Сейчас же из-за сильных перегибов кривой всё понижение её крутизны пришлось на узкий диапазон от тричетверть- до полутонов. То есть, контраст целенаправленно понизился только в том диапазоне, где лежат волосы.
Чтобы решить проблему, нужно размазать падение контраста по более широкому диапазону. Кривую нужно сгладить, чтобы в диапазоне от теней до четвертьтонов её крутизна была примерно постоянной.
Для этого ставим точки в тенях (4) и полутонах (5) - примерно на горбах кривой. И подтягиваем их к более средним значениям. Кривая принимает более гладкую форму, и картинка приходит в чувство.
Да, фон, волосы и наиболее теневые участки на лице стали менее контрастны. Но это плавное, равномерное и небольшое понижение контраста. В обмен на него мы получили объёмное проработанное лицо и, пусть немного, но более интересный свитер. Всё, коррекция закончена. Мы привели изображение к задуманному виду.
У опытных корректоров этот рассказ может вызвать лёгкую снисходительную улыбку. Однако, получившуюся форму кривой тяжело назвать обычной или стандартной. Она далека от классической S-образной кривой настолько же, насколько эта картинка далека от средне статистического изображения. И это возвращает нас ко второй части названия статьи: «…о чём умолчал Маргулис». Конечно, Дэн ни о чем не умолчал, но он не акцентировал внимание читателей на некоторых важных для понимания материала моментах.
На сегодня книга Дэна Маргулиса «Photoshop для профессионалов. Классическое руководство по цветокоррекции» является единственным учебником по цветокоррекции. Его с интересом читают специалисты, но начинающим книга дается очень тяжело. Просто Дэн пропустил часть начального материала, вероятно полагая, что читатели уже должны быть с ним знакомы. Специалисты уже умеют работать с кривой, поэтому легко читают Маргулиса. Понимают, что делает та или иная кривая. Начинающие этого не умеют, не понимают и, как следствие, запутываются и бросают чтение.
Как показывает опыт общения с людьми, вторую главу Маргулиса (ту самую "Чем круче кривая, тем выше контраст") профессионалы пробегают по диагонали, потому что и так это знают. А "не профессионалы", которые и составляют основную массу читателей, после нее не понимают, как выбирать форму кривой.
Я сам поначалу на занятиях пробовал объяснять это так же как Дэн: "в каждом канале поднимите контраст в том диапазоне где лежит значимый объект". Но понимания среди аудитории это не находит. А все потому, что новичкам сложно связать область на картинке и участок на кривой. Перейти от объекта в кадре к тоновуму диапазону, который он занимает.
Обдумывая проблему «недосказанности», я пришёл к выводу, что Дэн умолчал о некоторых вещах не потому, что не хотел о них писать, а просто потому, что не знал, как об этом можно рассказать. А может быть, даже и не задумывался о том, что про это можно и нужно рассказывать. Как и подавляющее большинство цветокорректоров, он получил знания и навыки работы с кривой в процессе практических упражнений. Поэтому считал такой путь само собой разумеющимся.
Но практика без теории слепа. Процесс освоения «методом многократного тыка» занимает слишком много времени. И даже опытные специалисты, достигшие автоматизма в работе с кривой, редко задумываются над объяснением своих действий: «я по опыту знаю, что вот такая кривая сработает, и не всё ли равно почему?»
Кстати, об автоматизме и «лёгкости движений», свойственной работе профессионала. Всё это достигается только упражнениями и постоянными тренировками. Знание теории позволит вам двигаться быстрее, но навыки нарабатываются только в процессе практических упражнений.
Желающие посетить мои занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий
заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на все статьи опубликованные в моем ЖЖ.
Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.
Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com
© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция вторая (апрель 2015 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикация
http://fototips.ru/obrabotka/praktikum-raboty-s-krivoj-ili-o-chem-umolchal-margulis/