Следующий фильм с персонажами, воплощающими архетип Мага, - «Седьмой сын», снятый режиссером Сергеем Бодровым-старшим по мотивам романа Джозефа Дилейни «Ученик Ведьмака».
К первой тройке фентези-фильмов (кино-эпопея по Толкиену, вселенная Гарри Поттера и мир Нарнии) «Седьмой сын» не приближается. Да и к сказочным «Малефисенте» и «Белоснежке и охотнику» в ряд не становится. В моем персональной рейтинге он располагается где-то ближе к середине. Наверное, сюжет, рассчитанный на детскую целевую аудиторию, слишком предсказуем. Но мир, показанный в фильме, образы и костюмы персонажей - прекрасны!
Художник-постановщик - Данте Ферретти (Dante Ferretti). Над костюмами фильма работала дизайнер Жаклин Уэст (Jacqueline West). Дизайнер визуальных эффектов - Джон Дайкстр.
Изначально планировалось, что сюжет фильма будет разворачиваться в Англии. Художник-постановщик фильма Данте Ферретти: «Обычно фильмы типа «Седьмого сына» снимаются в готическом стиле старой Англии. «Откуда такой стереотип, - спросил я у Сергея. В этом стиле снято восемь фильмов о Гарри Поттере и много им подобным. И всегда - Англия. Почему бы не проехаться по свету? Вы - русский, кроме того, вам нравится китайская архитектура. Меня вдохновляют Йемен, Иордания, Иран, Эфиопия, Морокко, Персидский залив, древний Рим...» Тогда мы решили придумать собственный новый мир. Вы никогда с точностью не определите, в каком месте находитесь - в этом вся суть. Это похоже на кругосветное путешествие. Вы увидите множество культур, множество народностей и самых разнообразных стилей». Режиссер решил, что фильм должен быть понятен зрителям всего мира. И концепция изменилась - действие фильма перенесено в неопределенный исторический период и в неопределенную местность, населенную представителями всех рас. Удивительно то, что подобный фентезийный интернационализм получился органичным. В начале фильма процесс изгнания ведьмы из бесноватой девочки происходит в церкви, похожей на типичные армянские. Замок госпожи Малкин на вершине горы Пендл пронизан заимствованиями из архитектуры Востока. Его декор насыщен элементами персидского, набатейского, арабского и турецкого архитектурных стилей. Вместе с красивой природой Канады, где проходили натурные съемки, и отличными компьютерными спецэффектами получился интересный сказочный мир. Ему веришь. Даже типичное для сказок смешение костюмов всех времен и народов смотрится органично. Хотя в большинстве фильмов, рассчитанных на детей, второстепенные, а местами и главные герои выглядят одетыми как-то случайно и несвязанно друг с другом.
замок на вершине горы Пендл, где живут ведьмы
Текст содержит спойлеры, если вы не смотрели фильм, то отложите чтение поста.
Магов в фильме много, хватит не несколько постов :) Сегодня сосредоточусь на визуальном образе госпожи Малкин.
Королеву ведьм, главную антагонистку в фильме играет Джулианна Мур. Рыжеволосая актриса с зелеными глазами и светлой кожей - прекрасная находка для воплощения образа, который в Средние века вполне могли бы принять за ведьминский. Даже удивительно, что эта роль - первое воплощение ведьмы для актрисы :)
Отберем из сюжета то, что нам пригодится. У могущественной ведьмы Малкин (архетип Мага по принадлежности и роду занятий) и воина-ведьмака Грегори во время, не показанное в фильме, был роман (архетип Любовника). Однако Грегори предпочел Малкин другую женщину. После того, как Малкин убила его жену, ведьмак заточил ведьму в подземелье, хотя гуманнее было бы сразу убить. Получается, что у Малкин есть целых две причины для глубокой личной обиды на Грегори. Освободившись, Малкин вернулась в свой замок на вершине горы Пендл и стала собирать верных ей подданных (архетип Правителя), чтобы напасть на людей (архетип Воина, во внешнем образе выражен слабо), отомстить им за гонения на ведьм, заменить правителей людей; конечно же, поквитаться с Грегори тоже было бы неплохо.
Мур рассказывает историю Малкин: «Я играю верховную ведьму и главного недруга Грегори, с которым у Малкин некогда был пылкий роман. Моя героиня просто в ярости, но только потому, что ведьм веками преследовали люди, выслеживали, пытали и беспощадно уничтожали».
Стремление узурпировать власть над людьми за несправедливое их отношение к ведьмам, говорит о том, что Маг начинает играть на стороне отрицательных персонажей и восстанавливать нарушенный баланс. Так, что ухода в Тень архетипа Мага нет, несмотря на то, что Маклин и выводится негативно. Весь гардероб ведьмы построен в темных цветах. Это типичное решение для показа отрицательных персонажей. Но в данном случае черный цвет - еще и способ показать ожесточенное после предательства, полное злобы на людей и страданий по судьбам сожженных ведьм, сердце Малкин (отвергнутый Любовник и Маг).
Я насчитала в фильме четыре основных образа, но вариантов сочетания предметов одежды чуть больше. Давайте посмотрим на них в том порядке, в каком они появляются на экране.
1. Первое появление Маклин на экране - корсетное платье с чешуйчатым поблескивающим в полумраке лифом с прямой темной длинной юбкой со шлейфом. Под лифом - прозрачный обтягивающий топ (наверное, это слово будет более верным), плечи которого декорированы такими же чешуйками, как на лифе (архетипы Любовника и Правителя). Горловина сзади оформлена очень высоким пышным стоячим воротником из черных с отливом перьев (Правитель). В первой же сцене с ведьмой видно еще две детали костюма, которые будут появляться в ее дальнейших образах: перчатки с огромными когтями и имитация костяного-металлического хребта-позвоночника на спине. Когти и хребет с металлическим блеском, как и чешуя лифа, красноречиво напоминают о демонической части Малкин, о ее умении обращаться в дракона (Маг).
На мой взгляд, в дизайне дракона Малкин сплавились традиционное представление о драконах (кожистые крылья летучей мыши, рептилоподобная голова) и образы античных гарпий (массивные птичьи ноги с огромными когтями) со змееволосыми женщинами-чудовищами (дреды-перья красно-оранжевого цвета на голове). Нет нужды говорить о том, что хвост идентичен в образе Малкин как человека и как дракона.
Сбежав/улетев от Грегори госпожа Малкин вернулась в свой замок. Перевоплотившись из дракона обратно в человека у ведьмы сменился костюм.
2. Похожее на предыдущее по линиям корсетное платье, гладкий декольтированный лиф, оформленная мысом нижняя линия корсета. Нижняя колоколообразная длинная гладкая юбка в пол. Верхняя юбка из перьев то со шлейфом, то без него. Воротник меньше по высоте, перья мельче. Рукава из непрозрачной ткани с перфорацией от локтя к запястью. Более жесткий макияж по сравнению с первым появлением и тонированные черным кончики пальцев.
металлическая спина-хребет-хвост
Малкин в образе дракона
В ночь, когда на горе Пендл собираются соратники Малкин, она появляется в головном уборе, короне из перьев (Правитель).
3. Первая битва в городе. У Малкин меняется прическа на, видимо, более удобную в бою, волосы частично подобраны. Возвращается прозрачный топ и перчатки-когти. Убирается верхняя распашная юбка из перьев. Высокий воротник заменяется подобием пелерины из более тонких и длинных перьев. Он теперь не стоит, а ниспадает с плеч. Снова показано боевое применение хвоста, изменяющего свою длину. Корсет героини более жесткий с четко оформленной грудью. Вроде бы незначительные изменения в образе, а вектор к архетипу Воина начинает просматриваться. Учитывая, что топ, перчатки-когти и металлический хребет уже были продемонстрированы и из образа убраны не функциональные в бою воротник и верхняя юбка из перьев, можно предположить, что четкости линии юбки и жесткого корсета-панциря, оказывается достаточно, чтобы обозначить воинственный настрой королевы ведьм.
в городе и перед финальной битвой на горе
кулон-амулетом с Умбранским камнем играет важную роль в сюжете
4. Последняя перемена костюма происходит в финальную битву на горе Пендл в момент, когда госпожа Малкин пытается околдовать_приворожить мастера Грегори (архетип Любовника). Силуэт и принципиальная конструкция не меняются. Но топ уже кружевной, корсет не жесткий, с неровной линией низа, в юбке появляется темно-зеленый цвет. Макияж очень мягкий плюс омоложающая магия спецэффектов. Нет ни перчаток к когтями, ни тонирования кончиков пальцев.
Раненая после схватки с сестрой ведьма показана без воротника или пелерины из перьев, с открытой незащищенной шеей (архетип Правителя уменьшен), в том корсете, что был на ней в момент ворожбы, но не с кружевным топом снизу, а с прозрачным (архетипа Любовника уменьшен). Даже хребта на спине нет. Видна шнуровка корсета. Из всех агрессивных атрибутов на ней остались только перчатки с когтями. И очень изменился макияж.
когти перчатки поближе
битва с сестрой
Мур рассыпается в комплиментах дизайнеру: «Джеки придумала удивительный наряд для моей героини. Ее внимание к мелочам просто поражает. Не могу сказать, что платье было очень удобным - дышать в корсете не так легко. Да и роль была утомительной. Но выглядело платье просто феноменально!»
Закончу мысль про войну между ведьмами и людьми. В варианте реализации противостояния «стенка на стенку» архетипа Мага нет. Есть архетип Воина с понятым делением на «своих» и «чужих». Конечно же, «наши» должны победить врагов. Полная победа - тотальное уничтожение. А любое вырезание под корень - нарушение баланса. Поэтому-то в фильме «Седьмой сын» орден ведьмаков почти изжил себя. От него остался только один мастер Грегори. Поэтому-то и гибнут седьмые сыновья седьмых сыновей, ученики ведьмака. Не остается никого, кому можно передать тайные знания ордена, мастерство охоты на нечисть. Но уж очень много представителей нечеловеческого мира погибло. Чтобы восстановить баланс у королевы ведьм находятся силы, чтобы вырваться из заточения. Но госпожа Малкин умирает. Потому, что вопрос надо было решать не с позиции архетипа Воина, не с открытого противостояния. Для архетипа Мага, представителем которого она являлась, подобное решение слишком очевидное и неверное. В фильме показано и то, как архетип Мага будет решать задачу балансирования нетерпимости между людьми и ведьмами. И решение это прекрасно демонстрирует нелинейность подхода архетипа Мага к задачам. Нужно читернуть систему, желательно еще и через другой архетип. И последним учеником охотника за нечистью становится не просто седьмой сын седьмого сына (линия отца), а сын ведьмы (линия матери). Да еще он умудряется влюбиться в такую же полукровку, дочь сестры госпожи Малкин и какого-то цыгана (архетип Любовника). Нечистота их происхождения и чувство друг к другу позволяют им посмотреть на людей и нелюдей, не деля их на «своих» и «врагов». Пазл сложился.
Подробнее о фильме здесь. Скрины с фильма сделаны мной, частично пришлось откорректировать цветопередачу, чтобы костюмы были видны лучше.