Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (18)

Nov 15, 2013 19:05


18. Финно-угорские народы Урала и Поволжья

С древних времен финно-угорские племена обитали на обширной территории от Северного Урала до Среднего Поволжья. Труднодоступность этих мест с их дремучими лесами и непроходимыми болотами препятствовала ассимиляции местного населения с другими этническими группами. Это позволило здешним обитателям достаточно долго сохранять своё этническое своеобразие. К середине XIX века, конечно, уже было заметно влияние русских соседей на финно-угорские народы, и многие черты их быта "русифицировались", но и самобытность, собственная специфика в разных аспектах жизни этих народов вполне ещё сохранялись.

Итак, в этой части обзора объектом нашего внимания станут коми-зыряне, коми-пермяки, вотяки (удмурты), черемисы (марийцы) и мордва.

При подготовке материалов этой части обзора использованы следующие источники:

- "Народы России. Этнографические очерки." (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- И.Н. Смирнов. Историко-этнографические очерки, опубликованные Обществом археологии, истории и этнографии Казанского университета - "Черемисы" (1889), "Вотяки" (1890), "Пермяки" (1891), "Мордва" (1895);
- К. Попов. "Зыряне и зырянский край", 1874.

Иллюстрациями к обзору послужили "вырезки" из книг и журналов XIX века, фотографии и живописные произведения тех времён.


Зыряне и вотяки. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.


Двигаться мы будем с северо-востока на юго-запад, поэтому начнем с зырян, а про вотяков будет дальше.
Занятия зырян сосредоточены преимущественно на охоте и рыбной ловле. Зырянин - охотник по природе. В охоте заключаются главные средства к его существованию и в ней же его поэзия. Даже зырянские дети уже с малых лет приучаются к употреблению ружья, и мальчик-зырянин не скажет отцу, когда тот соберется в город, «купи гостинцу», а говорит «купи ружье». Получив этот подарок, он обегает с ним летом все окрестные леса. Взрослый же зырянин, под осень, берет с собою винтовку, замечательно грубой работы, собаку крупной, некрасивой породы, нарты - летние длинные санки и маленький компасик «матку», становится на лыжи и надолго отправляется рыскать по нескончаемым хвойным лесам. Ходят зыряне на охоту, обыкновенно, небольшими партиями от 2 до 5 человек, иногда верст за 500 от своей деревни...
"Народы России"
Зырянин. Худ. Вас. Верещагин, 1893.


Зырянин-охотник Вологодской губ. Усть-Сысольского окр. "Русские народы", т.1, 1891.


На нем зипун белого сукна с пришитыми к рукавам рукавицами из оленьей шкуры, "лузан", надеваемый поверх зипуна из полосатого зырянского сукна, черные суконные штаны, чулки и "лызякём" - обувь, приспособленная к ходьбе на лыжах. На голове белая суконная шапка с наушниками и назатыльником. На спине к "лузану" привешен топор. У охотника при поясе и на плечевом ремне нож, деревянная пороховница, мерочка для пороха, отвертка и два мешочка - кожаный и холщовый для пуль и запасных кремней; в руках он держит винтовку (кремневую) местного производства.

От соприкосновения с русскими и их культурою многие из зырян несколько изменились не только по характеру, но и по наружности. Только обитатели таких глухих местностей, как Печерский и Удорский край, более или менее сохранили в чистоте первоначальный зырянский тип. В наружности истого зырянина проглядывают чистые племенные черты: средний рост, черный цвет жестких и необыкновенно густых волос, смуглость кожи, орлиный нос, несколько выдающиеся скулы и узкие черные или кapиe глаза. Зыряне, живущие вблизи больших людных дорог и смешавшиеся с русскими, имеют волосы чаще русые, глаза светлые, рост средний, тело белое и ровный, живой, открытый нрав.

Умственные способности зырян весьма замечательны. Они остроумны, находчивы, всегда обдуманно приступают к делу и не любят необдуманно приводить его в исполнение. Зырянскиe мальчики при поступлении в школу очень скоро выучиваются чтению и письму, а особенно бойкому счислению и разговорной русской речи.

Многиe из зырян славятся как искусные рабочие на петербургских и московских фабриках. Но, главным образом, их способности и дарования направлены, как мы уже упоминали выше, на охотничьи и рыболовные промыслы, в умении вести которые зырянин не имеет себе соперников.
"Народы России"
Зыряне. Фото неизв. автора, конец XIX - нач. XX в.


Живут зыряне так же, как и pycские - деревнями. Селенья их очень редкие, но большие и иногда тянутся на несколько верст. Дома расположены почти всегда неправильно.
Избы зырянские, «керки», обыкновенно большие и строятся всегда из соснового леса. К лицевой стороне «керки» пристраивается крыльцо, которое ведет в сени, разделяющие «керку» на две половины - черную и чистую. Черная половина почти ничем не отличается от обыкновенной русской курной избы и назначается всегда для житья семейства. Другая половина устраивается несколько иначе и назначается преимущественно для приeма гостей и для справления праздников. В ней нет полатей, печь часто голландская, окна большие, лавки иногда заменяются стульями. Но, нужно заметить, что «керки» вообще не отличаются опрятностью.

Пища зырян также не особенно прихотлива. Хлеб у них всегда ячный, каша ячная, щи с ячневым же, по немного толченым зерном, со свининой, или дичью - в скоромные дни, и с рыбою - в постные. Рыба - любимая пища зырян, а также ячный пирог с рыбою (черинянь). До хлеба же они небольшиe охотники, и в неурожайные годы довольно равнодушно заменяют его пихтовой корой, молодыми отростками ели или просто мохом. Любимый же напиток их - пиво (сур), которого они могут выпивать огромное количество.

Зыряне отличаются необыкновенным гостеприимством. Они растворяют настежь все двери, чтобы странник и без хозяина нашел в доме и приют, и пищу. Зырянин не отпустит его, не накормив всем, что у него есть лучшего, и никогда не возьмет за это платы.
"Народы России"
Семейство зырян. Фото неизв. автора, конец XIX в.


Принято за правило обвинять зырян в пристрастии к горячительным напиткам, но голословно. Пьянство у зырян есть порок пришлый, позаимствованный: в языке их нет даже собственных слов для выражения понятий о вине и пьянице. Не отрицая наклонности зырян к пьянству, можем смело заверить, что этот порок у них не доходит до гибельных крайностей - может быть, не вследствие природной умеренности, а вследствие особых условий жизни. Может ли пьянство обратиться в привычку у людей, которые по нескольку месяцев кряду, за целые сотни верст не только от кабаков, но и от ближайших селений, гоняются за зверями и птицами?

Гораздо основательнее обвинение зырянских девиц в недостатке целомудрия. Этот факт не подлежит сомнению. Но небезынтересно, что особенная распущенность имеет место там, где зыряне перемешаны с русскими; этим пороком особенно славятся: город Усть-Сысольск, село Усть-Вым, Сереговский завод, погосты Шежамский и Кохвицкий и дер. Айкинская. Только на Удоре хорошее поведениe девиц достаточно уважается и ценится. Легкое поведение девиц нимало не препятствует выходу в замужество, лишь бы они не были беременны и имели качества хороших хозяек. Поэтому, забеременевшие обыкновенно отправляются в Петербург и, разрешившись там от бремени и пристроив ребенка, возвращаются домой, как ни в чем не бывало. Уверяют, что замужние зырянки менее, нежели девицы, склонны к незаконному любострастью.
"Зыряне и зырянский край"
Вообще, исследователи тогдашнего быта рассматриваемых нами народов уделяли особое внимание "незаконному любострастью", и прочим "вольностям" во взаимоотношениях полов. Сейчас на это, наверно, не обратили бы особого внимания, но по тем временам подобные "вольности", конечно, сильно противоречили устоявшимся среди соседних славянских и тюркоязычных народов понятиям.

Теперь, в соответствии с заданным вектором, переместимся южнее и познакомимся с близкими родственниками зырян - пермяками.

Типы пермяков. "Живописная Россия", т.8, 1899.




Пермяки Чердынского уезда. Фото Чайковского, 1868.


Прокормиться год ржаным или ячменным хлебом, не прибегая к разным неудобоваримым суррогатам вроде сосновой коры - идеал пермяка. Об особенном разнообразии пищи он не мечтает. Овощи в пермяцкои хозяйстве не пользуются расположением. Картофель составляет лакомство и подается только к большим праздникам или больным. Еще меньшее, чем овощи, место в продовольствии пермяка занимает животная пища. Мясо домашних животных годно в пищу только летом. Зимой из-за плохого питания - исключительно соломой - коровы и овцы представляют только кости да кожу. По той же причине зимой недоступны для пермяка и молочные продукты. Гусей и уток имеет далеко не каждый пермяк, куры в количестве 5-10 составляют достояние девиц: весь запас яиц, которым располагает дом, уходят у них на угощение кавалеров. Если пермяк по временам лакомится животной пищей, то это благодаря охоте.
"Пермяки. Ист.-этн. очерк"
Пермяки Чердынского уезда. Фото неизв. автора, 1890-е.


Для беспрепятственного и правильного удовлетворения потребности в продолжении рода современный пермяк вступает в брак и избирает себе одну женщину на всю жизнь. В выборе этой женщины он ограничен гражданскими законами о совершеннолетии, церковным правом и вытекающими из него общественными понятиями о дозволенном и недозволенном: он не может, например, жениться на родственнице ближе известной степени. Здесь все мотивировано господствующими в настоящее время понятиями.

Рядом жизнь дает другую картину, которая стоит в полном противоречии с этими воззрениями. Прежде чем молодые люди обоего пола вступают в освященные общественным мнением, законом и церковью отношения, они живут половой жизнью целые годы. Закон для вступления в брак требует известного возраста; для внебрачных отношений нет других ограничений, кроме естественных. Половая жизнь девушки начинается с 12-13 лет. В этом возрасте у пермяков, как и у вотяков, почти каждая девушка имеет любовника. В своих внебрачных отношениях пермяцкая молодежь не признает за родством никакого стесняющего значения. Г. Шатров, живущий в Пермяцком приходе Глазовского у., на вопрос о внебрачных отношениях между родственниками отвечает нам: „среди пермяков, населяющих Зюздинский край, не составляют редкости половые сношения между очень близкой родней; не считается предосудительным иметь и детей, прижитых в кровосмешении. Все виды кровосмешения совершаются зимою на посиделках. Собравшиеся здесь молодые женщины и девушки снимают со своих рук по кольцу и складывают их все в одну шапку или коробицу, откуда каждый из присутствующих на игрище парней не глядя берет кольцо. Женщина или девушка, которой принадлежит кольцо, переходит в его полное распоряжение. Он сажает ее к себе на колени и, играя с нею, проводит с нею вечер и часть ночи; перед рассветом кто-нибудь из играющих внезапно гасит огонь и все присутствующие на игрище предаются разврату". Г. Шатров, к сожалению, не сообщает, такое ли же значение имеет жребий во время летних игрищ.
"Пермяки. Ист.-этн. очерк"
Пермяки Соликамского уезда. Фото Чайковского, 1868.


Ты пермячка - я пермяк,
Ты вотячка - я вотяк...

Вотяки Глазовского уезда. Фото неизв. автора, 1890-е.


Между всеми вотяками существует удивительное сходство; некоторые находят даже, что один вотяк походит на другого, как две капли воды. Почти все вотяки росту, в сравнении с русскими, малого. Цвет лица их смугло-красноватый; волосы большею частью рыжие, или совсем белые, почти никогда не чесанные. Глаза голубые или светло-серые, подслеповатые; нос небольшой, курносый. Скулы выдающиеся, щеки впалые; лоб небольшой и сильно опрокинутый назад; борода маленькая, редкая, рыжеватая. Стан вотяка приземистый, на тощих ногах.

Одежда вотяков очень проста. Мужчины носят род серого армяка до колен, подпоясанный ремнем или шерстяным кушаком. К ремню прикрепляются ножны для ножа и железная скобка для вкладывания топора. Исподнее платье: холщевая белая рубашка и шаровары. На ногах сапоги, а чаще онучи и лапти, с заостренными носками. Последнее довольно характерно, как и вообще особенное обращение ими внимания на содержание в чистом виде исключительно ног и обуви, в противоположность телу и одежде. На голове они носят разные шапки: войлочную или отороченную мехом, или даже какой-то отрезок от рукава, надетый на голову и сверху зашитый, без козырька и околыша.

Вообразите себе такого человека, вечно с короткою, в вершок, трубкою в зубах - и вы будете иметь пред собою истого вотяка, неповоротливого, с некоторою угловатостью в движениях, несколько простодушного и в то же время наивно-лукавого, крайне недоверчивого и любящего селиться уединенно, в глуши лесов и вдали от людных селений.
"Народы России"
Пара вотяков. Фото неизв. автора, 1890-е.


Вотячка. "Одежда Российского государства", худ. Ф.Солнцев, 1869.




"Народы России", 1877.


Ижевская вотячка. "Народоведение", 1899.


Вотяк изумительно неразборчив на пищу и охотно ест всякую мерзость, даже в то время, когда есть возможность иметь не только сносную, но и вкусную пищу. Обыкновенные его кушанья: хлеб неквашенный, невыпеченный, с отвратительным зольным запахом; редька, молоко квашеное, нечистое, нецеженное; белка, или конина и «сюкясь» - водянистый и до крайности соленый квас.

При этом, все, что вотяки носят на себе, все, что они имеют: жилище, сани, телеги, упряжь,- все это собственного изделия и все образцово грубо. Вместо железных гвоздей они употребляют деревянные; замки, ключи, даже петли у дверей - все почти деревянное.

Любовь вотяков к удовольствиям выражается, в особенности, в какой-то непонятной привязанности их к кумышке. Кумышка - это та же водка, только очень слабая, и притом собственного вотяцкого изделия, с сильным запахом дыма и сивушного масла, вдобавок прескверная на вкус. Курят кумышку через медные трубы, по неопрятности вотяков, сплошь да рядом покрытые зеленью и грязью, отчего знаменитая кумьшка, помимо своего отвратительного вкуса, становится еще вредною для здоровья. Но не это мешает вотякам пить кумышку с наслаждением, Пьют ее не только мужчины, но и женщины и даже дети. Родители охотно дают кумышку даже грудным своим детям.

Особенное уважение их к кумышке проглядывает также и в тех многочисленных обрядах, которые свято соблюдаются вотяками при угощении кумышкою своих гостей. Вотяк или вотячка наливает всем гостям по маленькой чашечке кумьшки, и, кланяясь перед каждым гостем, подносит ему эту чашечку,- и как только раз прихлебнет из нее гость, прихлебнет раз из той же чашечки и хозяин, постоянно при этом приговаривая: «ю-ю-ю»! Между тем, гость, отдавая обратно чашечку после каждого глотка, говорит: «ме-ме-ме»!... Эта церемония повторяется перед каждым гостем до тех пор, пока не будет выпита вся кумышка, после чего идут в соседнюю избу, для продолжения того же.
"Народы России"
"Живописная Россия", т.8, ч.1, 1899.


Все наблюдатели вотского быта единогласно свидетельствуют, что девушки пользуются у вотяков безграничной свободой в своих отношениях с мужчинами. Родители игнорируют поведение дочерей, а жених не только мало заботится о девственности невесты, но, как утверждают некоторые наблюдатели, бывает даже в претензии на невесту, котоpaя сохранила ее. Девушка иногда уже с 12 лет обзаводится любовниками. В 15-16 лет любовника не имеет уже редкая. Если последствием внебрачной любви является беременность, девушка не теряет, а выигрывает в общественном мнении; она получает массу предложений от женихов, так как дала доказательство способности производить детей. Вотские старики Глазовского уезда рассказывали, что лет 50 тому назад невеста ценилась тем дороже, чем больше раз она родила, особенно, если родившиеся были мальчики и жили долгое время. Такую дочь родители долго не выдавали замуж и говорили сватам: „она у нас и сама хорошая работница, и работников в дом достаточно дала и без мужа".

Летом игрища, зимой - посиделки представляются временем, когда молодежь предается без всяких стеснений кратковременной любви. Местом зимних посиделок бывают обыкновенно нежилые строения, чаще всего бани. Здесь до поздней ночи парни плетут лапти, девушки прядут, те и другие не позыбывают угощаться кумышкой, и затем некоторые остаются тут же попарно ночевать. Девушка дает право на себя парню, если позволяет ему снять со своей руки кольцо.

Связи между парнем и девушкой не отличаются устойчивостью: бывают случаи, когда девка целое лето гуляет с одним, но чаще в Глазовском уезде - у девушки бывает несколько любовников.
"Вотяки. Ист.-этн. очерк"
Вотячки. Замужняя женщина (в центре) и девушки. Фото неизв. автора, 1890-е.


Полную противоположность правам, которыми пользуются девушки, представляют права женщины. Замужество полагает конец свободе чувства. Распущенная девушка сразу становится верной женой. Современное положение женщины относительно мужа представляет собою, однако, результат развития супружеских прав. Еще в прошлом столетии вотяк так же мало ценил верность жены, как и невинность невесты.
"Вотяки. Ист.-этн. очерк"
Бесермяне - субэтнос вотяков (удмуртов) - по всей видимости, когда-то придерживались мусульманской веры, но затем перешли в православие. В их наречии находят слова с тюркскими корнями.

Бесермянка в национальном костюме. Фото неизв. автора, 1890-е.


Теперь переместимся еще южнее и западнее, на Волгу, где обитают две довольно многочисленные финно-угорские народности - черемисы (мари) и мордва.

Черемисы делятся в настоящее время на горных (курук-мари - горные люди), т. е. живущих па правом берегу Волги, и на луговых, населяющих низменности по левой стороне этой реки.

Горные черемисы, окруженные почти со всех сторон русскими переселенцами, обрусели в сильной степени и приобрели наружность, не имеющую почти ничего общего с национальным черемисским типом. Роста они выше среднего; лицо европейского очертания, глаза кapиe, волосы черные, носы тонкие, скулы мало выдаются; зубы белые, лица смуглые. Наружность горных черемис напоминает цыганский тип. Женская фигура с более правильными очертаниями, чем у луговых черемис. Горные черемисы разумны, работящи и не лишены русской сметливости, удали и прилежания. По одежде и образу жизни они также мало чем отличаются от русских.

Луговые черемисы во многом отличаются от горных, не говоря уже о русских, с которыми они ничего общего не имеют. Роста они среднего, с виду cyxиe, тощие, бледные, цвет кожи грязно-желтоватый; глаза узкие, носы сильно вздернутые, как у всех финнов, или приплюснутые, как у киргиз; скулы у многих сильно выдаются, волосы на голове черные и вечно всклокоченные; борода небольшая и редкая. Они кажутся сонными и неповоротливыми; понятия их очень ограниченны. Вечно угрюмый нрав, равнодушие к опасностям жизни, наклонность к трубке и горячительным напиткам, привычка к лишениям в пище и теплоте, скупость, доходящая до крайности - вот отличительные черты характера лугового черемиса.
"Народы России"
Горные (сурские) черемисы. Рис. по фото А.Карелина, 1870-е.


Луговые черемисы. "Живописная Россия", т.8, 1899.


Черемисы между собою честны, а по отношению к русским - скрытны, недоверчивы, а подчас дерзки; в нравах их есть что-то дикое и упорное. В то же время черемисы, подобно другим финским народам, строго придерживаются патриархальной простоты и гостеприимства. Всякий проезжий, знакомый и незнакомый, может идти к ним прямо во двор, без всякого спроса, и найти там корм для лошади, ночлег для себя и стол, какой только позволяет иметь черемису его скупость и крайняя невзыскательность.

Черемис - беспечный, дурной и ленивый земледелец; хозяйство содержит он грязно; пашен, сенокосов и огородов у него мало, едва хватает на прокорм. Зато он отличный и смелый охотник в громадных вековых лесах. Звероловство и охота составляют главное занятие почти всех луговых черемис.
"Народы России"
"Всемирная иллюстрация", 1872, №22.


Черемисские женщины на молотьбе. "Живописная Россия", т.8, 1899.


Черемисы Уфимской губ. Фото неизв. автора, 1890-е.


Черемисы Нижегородской губ. Фото М.Дмитриева, 1890.


Черемисы, подобно вотякам, любят уединение и потому селятся обыкновенно в лесах, или в местах, отдаленных от русских поселений. Деревни их строятся без всякого плана и соображения, так что, вошедши в один двор, можно обойти другими дворами всю деревню. Необходимую принадлежность каждой черемисской деревни составляет также баня. Она строится обыкновенно на общий счет, одна на всю деревню, где-нибудь у ручья. Бани эти курные, и в них черемисы не моются, а только парятся, все - от мала до велика.
"Народы России"
Черемисы Симбирской губ. Фото Ж.Рауля, 1870.




"Одежда Российского государства", худ. Ф.Солнцев, 1869.


Черемисское село. "Живописная Россия", т.8, 1899.




"Одежда Российского государства", худ. Ф.Солнцев, 1869.


Черемисская семья. Фото неизв. автора, 1890-е.


Черемисы Нижегородской губ. Фото М.Дмитриева, 1891.




Черемисы Симбирской губ. Фото Ж.Рауля, 1870.




Черемиска с детской колыбелью. "Живописная Россия", по фото А.Карелина 1870 г.


Мордва делится на несколько племен, из которых самые многочисленные - мокша и эрзя; остальные же мордовские племена, как-то: терюхане (в Нижегородской губ.) и каратаи (в Казанской губ.) отчасти смешались с русскими, а отчасти представляют лишь слабые остатки когда-то многочисленных народов.

Различия между мокшей и эрзей - маловажны, хотя эти два племени до сих пор не смешиваются друг с другом и живут отдельными деревнями. Главное отличие между ними заключается в языке: мокшанин часто не понимает, что говорит эрзянин; впрочем, у тех и у других есть много слов сходных. Некоторое различие между ними заключается также в одежде и даже в наружности. Мокша, вероятно, часто входит в сношения с русскими, и потому наружностью своею напоминает отчасти русских; эрзя же ближе подходит к финскому типу. Эрзяне отличаются светлыми, почти красноватыми волосами; имеют лица широкие, нос - небольшой, тупой, глаза маленькие, полузакрытые. Во всех же других отношениях, например, в различных обрядах, верованиях, обычаях мокшане и эрзяне совершенно сходны между собой.
"Народы России"
Мордва-эрзя Сергачского уезда. Рис. по фото А.Карелина, 1870.


Мордва-мокша Пензенской губ. "Древняя и новая Россия", 1878.


Терюшевская мордва (терюхане). Фото А.Карелина, 1870.


Мордвины обладают от природы здравым смыслом и хорошею памятью; но они до сих пор неграмотны и грубы. Мордвин крепко предан старине и недоверчив ко всякого рода нововведениям. Умственная неподвижность, грубые обычаи и разные суеверия и поныне составляют отличительные свойства этого племени. Несмотря на это, из всех народов финского племени, обитающих в России, ни один так не обрусел в настоящее время, как мордва. Слияние их с русскою народностью за последние годы шло весьма быстро. Мордвин, еще за 20 лет перед этим смотревшийся совершенным язычником, теперь уже во многом походит на русского крестьянина.

Несмотря на упорно-неподвижный характер мордвин, они все-таки легко входят в сношения с посторонними людьми. Мордвины насколько вспыльчивы и мстительны, настолько же простодушны и кротки. Если мордвин не замечает со стороны своего соседа - русского - явного намерения притеснить или оскорбить его, а, напротив, видит в нем некоторое участие к себе, то легко сближается с ним. Иногда достаточно двух слов: «ком-малят?» (куда идешь), сказанных ласковым задушевным тоном, чтобы окончательно расположить в свою пользу первого встречного мордвина. При этом мордвины никогда первые не решатся нанести обиду, или притеснить, обмануть кого-нибудь. Напротив, они славятся в этом отношении добродушием и патриархальною честностью.

Привязанность к родному селению, уважение к лесу и довольство составляют отличительные черты их характера. Обитая в местностях плодородных, щедро наделенных дарами природы, защищенных густыми лесами и богатых водою, мордва, при своем упорном трудолюбии, успевает извлекать из них немалые выгоды, насколько это, разумеется, позволяют им их грубые понятия и подчас первобытные приемы.
"Народы России"
Мордовские крестьяне Симбирской губ. Фото В.Каррика, 1870-е.




Мордовские богомольцы на пути в Саров. Фото М.Дмитриева, 1890-е.




Мордва Пензенской губ. Рис. по фото Орлова, 1890.


Живет мордва большими деревнями, расположенными, по большей части, неправильно, с кривыми улицами и разными закоулками. Но это не мешает им жить в полном мире и согласии между собою.

Жилище их - избу сразу можно отличить от русской, хотя она и построена по образцу последней. Мордовская изба выходит на улицу обыкновенно одним окном, маленьким и невзрачным, прорезанным ближе к переднему углу. Соломенные крыши мордовских изб, покатыми своими сторонами обращены также вдоль улиц, так что при въезде в мордовскую деревню проезжему кажется, что все избы в ней стоят к нему боком.

По внутреннему устройству и убранству мордовское жилище ничем не отличается от обыкновенной курной русской избы: те же в ней скамейки, лавки и полки, те же полати и волоковые окна, та же печка, налево от входа, обыкновенно, курная, без трубы. Опрятностью или чистотою жилища мордвы далеко не отличаются. В избе мордовской вместе с людьми помещаются обыкновенно куры, гуси, овцы с ягнятами, свиньи с поросятами, а подчас и корова с теленком; если есть в доме собака, то она непременно поселяется тут же. Оттого воздух в избе всегда затхлый, сырой и нестерпимый для непривычного человека.
"Народы России"
Мордовская крестьяка. Фото В.Каррика, 1870-е.


Девушка-мордовка. Худ. М.Клодт, 1882.


"Живописная Россия", т.8, ч.1, 1899.


Относительно пищи мордвины несколько более разборчивы, чем относительно жилища. Обыкновенную их пищу составляют: ржаной хлеб (кши), по большей части хорошо пропеченный и мягкий; щи русские; блины из гречневой муки (пача); ржаной пирог с начинкою (перяка); чукур - маленький пирог из того же теста, с тремя острыми углами и начиненный молочною пшенною кашею. В особенно торжественные дай мордвины едят также шангарям - пшенную кашу с положенными в нее кусочками хлеба, говядины, курицы и яиц. Мясо зайца мордвины охотно употребляет в пищу и лакомятся им тайком даже в посты. Но особенно любимая пища их - это гречневая каша и мед (мядь).

Из напитков мордва употребляет обыкновенный кислый квас и квас медовый (пуряй). Самый же любимый их напиток составляет пуре - медовая брага. Если непривычному человеку выпить стакан этого напитка, очень приятного на вкус, голова у него остается свежею, но зато ноги как будто отнимутся, ножные мышцы совершенно не повинуются воле человека. После сна бывает страшная головная боль, продолжающаяся по суткам и более. Но мордвины пьют свое пуре ковшами и бывают только веселы.

Любя поесть вдоволь, сытно и сладко, трудолюбивый и мирный мордвин столько же любит и спокойную домашнюю жизнь среди многочисленного семейства, которое бы могло обеспечить ему полное довольство и достаток во всем. Действительно, можно встретить мордовское семейство в 20 и более человек, живущих нераздельно, в полном мире и согласии, и только вследствие крайней тесноты помещающихся в разных избах, но всегда на одном и том же дворе, под управлением деда или прадеда, которому все члены семьи оказывают полное повиновение.
"Народы России"
"Всемирная иллюстрация", 1871, №15.


Мордва Пензенской губ. Рис. по фото Орлова, 1890.


Теоретически, в лице своих наиболее обрусевших представителей, мордва признает, чта половая жизнь женщины должна начинаться с момента вступления в брак, но практика далеко не соответствует этому идеалу. Девушка начинает вступать в сношения с молодыми людьми с момента наступления половой зрелости - лет с 14. До брака, который наступает лет в 20-25, она успевает ознакомиться со многими из своих молодых однодеревенцев. Если результатом внебрачного сожительства является рождение ребенка, это обстоятельство не шокирует родителей девушки. Подобно другим восточным финнам, мордвин прощает внебрачное рождение ребенка ввиду того, что он является приращением семьи. Родство не служит препятствием для установления этих кратковременных отношений. Двоюродные брат и сестра зачастую оказываются во внебрачной связи. В Инсарском уезде нам указывали на случаи, когда родственные связи живших таким образом пар оказывались более тесными: в двух деревнях внебрачные отношения соединяли брата и сестру. Связь с женой брата здесь также считается довольно обычным явлением.
"Мордва. Ист.-этн. очерк"
Молодые мордовки. Худ. И.Макаров, 1848.


Мордовская девушка. Рис. по фото А.Карелина, 1880-е.


Муж, находящийся в долгом отсутствии, не претендует на верность жены. Свои воззрения насчет прав мужа мордовки-мокшанки с откровенным цинизмом обнаруживают на так называемых бабьих праздниках („авань боза").

В понедельник после Фомина воскресенья происходит обряд перенесения священных свечей из одного дома в другой. В обряде участвуют одни женщины. Собравшись к дому, где хранились до этого момента свечи, женщины сначала молятся. "Молявы" совершают старухи, которые просят бога, чтобы рыбаки не тонули в течение наступающего лета, чтобы больше родилось детей, чтобы бог дал здоровья пахарям, чтобы не было порчи. Попив и поев, несут свечи к соседу. Во главе процессии идут три бабы с так называемыми „алашат" - палочками, концы коорых сделаны в виде конских голов. Одна из них - та, в дом которой переносятся свечи, -- несет эти палочки, другие две - хлеб, говядину, пшенный пирог, вино, брагу. За ними еще три бабы едут верхом на палках аршина в 2 длиной. Вся компания распевает грубые эротические песни. Оставив свечи у того лица, на которое приходится очередь, пьяные бабы едут верхом на палках по улицам.

Мужчины старательно избегают встречи с ними ввиду того, что попавший в руки к бабам делается жертвой безобразных издвательств. Несчастного раздевают донага, поднимают на плечи и несут по улицам, высказывая весьма откровенные соображения насчет физических ресурсов своей жертвы. По поводу слабо развитого человека откровенно заявляют, что его жена должна ходить к другим мужикам; по адресу здорового также откровенно высказываются, что к нему, несомненно, ходят чужие бабы.
"Мордва. Ист.-этн. очерк"
Мордовская пара. Рис. по фото М.Букаря, 1872.


Вот на этой, несколько игривой, ноте и завершим, пожалуй, очередную часть обзора. Мы еще вернемся к финно-угорским племенам, когда переместимся на Крайний Север России. А следующая часть обзора будет посвящена тюркоязычным народам, обитающим в Поволжье и на Южном Урале.

К оглавлению этнографического обзора

обзор прессы, история, этнография

Previous post Next post
Up