Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (26)

Mar 26, 2014 02:38


26. Цыгане.

Цыгане - это собирательное, обобщающее название нескольких этнических групп общего происхождения. Наиболее крупные из них - ромá, проживающие на территории бывшего СССР, в Восточной и частично в Западной Европе; кале - цыгане Испании, Португалии, Южной Америки; синти, обитающие преимущественно в Западной Европе, дом - цыгане Ближнего Востока и некоторых стран Азии.

Первые цыгане в Российской Империи массово появились с присоединением Малороссии в XVII веке, куда они проникли из Венгрии, Румынии, Бессарабии. В XVIII веке, по мере расширения границ империи на запад, а особенно в XIX веке, после присоединения Бессарабии и Крыма, количество цыганского населения России увеличилось. Кроме того, на территориях Кавказа и в Средней Азии, вошедших в состав России, исторически проживали аутентичные группы цыган: боша в Армении, карачи в Азербайджане, люли (джуги) и мазанг в Средней Азии.

Основная этническая группа российских цыган - ромá - также неоднородна. Наиболее крупный цыганский субэтнос России - русска ромá - сформировался на северо-западе России из польских цыган. Другая большая группа цыган ромá - кэлдэрары, или котляры - выходцы из Румынии. Отдельные, хотя и не столь многочисленные в России, группы ромá представляют сэрвы, влахи, кишиневцы, крымы, урсары, ловари.

Екатерина II своим указом причислила цыган к крестьянскому сословию. Но цыганам разрешалось также по желанию и при соответствующем образе жизни приписывать себя к другим сословиям, кроме дворянского, и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало. В течение XIX века неуклонно шел процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов. Но все же подавляющая часть цыган России вела привычный им кочевой образ жизни.

В этой части обзора мы познакомимся со спецификой жизни и быта, в целом характерной для цыган, проживавших в России второй половины XIX века. Не забудем упомянуть и об особенностях, присущих отдельным этническим группам.

При подготовке текстовых материалов этой части обзора использована следующая литература:

- "Народы России. Этнографические очерки", (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В.П.Семенова и под общим руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского и акад. В.И.Ламанского, т.14 (Издательство Девриена, СПб);;
- "Русские народы" под ред. проф. М.Ю.Зографа, вып.2, 1893;
- "Всемирная иллюстрация", №22, 1869;
- Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, 1899.

В качестве иллюстраций в обзоре использованы "вырезки" из книг и журналов, фотографии и картины художников XIX века. Надо отметить, что образ цыган был сильно романтизирован тогдашними художниками. Даже внешне цыганки на художественных полотнах сильно отличаются в лучшую сторону от цыганок на фотографиях. Впрочем, увидите сами.



Кто не видел цыган? Кому не приходилось встречаться с этим непоседным племенем? Кажется, нет народа на свете, который бы пользовался такою известностью, как цыгане. Обыкновенно все встречают цыган с некоторою боязнью и с любопытством. Действительно, жизнь цыган, их привычки, самая наружность их слишком необыкновенны, чтобы не возбуждать в нас любопытства. Цыган и по характеру, и по наружности, и по образу жизни - по всему противоположен русскому человеку. Оттого он резко бросается в глаза и невольно обращает на себя наше внимание.
"Народы России"




Прежде всего, откуда пришли цыгане? Но они сами не знают, откуда они пришли. Если у самих цыган успело затеряться предание об их родине, то тем более трудно другим решить, откуда они вышли и есть ли где-нибудь родственный им народ. Во время своих продолжительных скитаний по разным странам света, между различными народами, цыгане успели отчасти изменить и свой язык, и свои привычки.

Однако большинство ученых указывает на Индию, как на страну, где прежде жили цыгане. В Индии и теперь есть племена, которые ведут образ жизни отчасти схожий с цыганским. Наружность же цыган более всего подходит к наружности индийцев. Но от какого именно племени индийского происходят цыгане - это до сих пор не решено окончательно.

В Германии цыгане появились в первый раз на берегах р. Эльбы в 1417 году. Пришли они сюда шайкою человек в 300, полунагие, голодные и покрытые корою грязи... Цыгане показали немцам письмо, будто бы польского короля, в котором он будто бы рекомендует их немцам за прекраснейших людей. Письмо это, разумеется, было поддельное. Однако немцы поверили цыганам и добродушно пропустили их к себе.

Придя во Францию, цыгане назвались христианами, будто бы наложившими на себя, за грехи своих отцов, обет странствования по чужим землям. Французы, действительно, приняли цыган с жалостью, как странников, и прозвали их «кающимися грешниками».

В Венгрии и Испании цыгане назвались египетскими христианами, прогнанными из Египта турками. Поэтому испанцы прозвали их египтянами, а венгерцы - «фарановым отродьем».
"Народы России"




При этом, сметливые цыгане, совсем не исповедывавшие никакой веры, но наученные долгим опытом, всегда без всяких отговорок наружно принимали веру того народа, к которому приходили. Как единоверцев своих еще охотнее пропускал их в себе всякий народ.

Хитрые цыгане, придя в Европу, подметили также, что тут большим уважением пользуются разные графы, князья, герцоги, бароны. И цыгане сейчас же назвали своих старшин графами, баронами и даже королями, чтобы и их также уважали.

Скоро подметили они в Европе и знакомые им слабости людей - невежество, легковерие, любовь к зрелищам, хвастливость и тому подобные недостатки европейского человека. И цыгане тотчас же принялись за ворожбу, гадание, танцы, лесть и за прочие занятия, хорошо знакомые им, может быть, еще в Индии. Все это примирило и даже несколько сблизило европейцев с пришлым цыганским племенем.
"Народы России"






В Россию цыгане пришли в основном из Молдавии и Валахии, а отчасти из Венгрии и Закавказья. В особенности увеличилось у нас число цыган с присоединением к России Бессарабской области, соседней с Молдавией и Валахией. В Бессарабии и до сих пор насчитывается их до 16 тысяч душ. Вообще, цыгане расселились у нас преимущественно в южных губерниях. Кроме Бессарабии, они живут, например, в Крыму в числе 8 тысяч душ. Много их расселилось также по губерниям Херсонской, Харьковской, Воронежской и в области Войска Донского. Но цыгане встречаются и во всех наших внутренних губерниях, главным же образом в Московской. В самой Москве цыгане с давних пор поселились в значительном числе в Грузинах и у Патриарших прудов.

В настоящее время всех цыган считается в России около 50 тысяч; но на самом деле их может быть гораздо больше, так как перечислить все это бродячее племя весьма трудно.
"Народы России"






Крымские цыгане (чингене, крымы, татарче, аюджи) как этногруппа сформировались под влиянием крымских татар, в окружении которых они проживали долгое время. Это отразилось в языке, представляющем собой отдельный диалект цыганского языка с вкраплением русских и татарских слов. Зачастую крымские цыгане не считали себя цыганами, а назывались крымскими татарами.

Почти везде в России цыгане до сих пор живут по-своему, более или менее одинаково. Только в мелочах они должны были позаимствоваться от тех стран и людей, среди которых жили: в одежде, в некоторых словах и т. п. Но суть цыгана осталась повсюду прежняя. На самом деле, он до сих пор тот же, каким и явился в Россию: все так же чуждается народов, не принадлежащих к его племени, все так же пренебрегает трудом и все так же ловок и хитер в своих бесполезных, а иногда и вредных для других занятиях.

Самая наружность цыган вполне сохранилась до сих пор. Лицо цыгана необыкновенно смугло, какого-то желто-бурого цвета, с небольшим согнутым носом, правильным ртом и необыкновенно белыми зубами. Голова его покрыта густыми, жесткими и черными, как смоль, волосами; глаза - большие, черные и светятся то дикостью и боязнью, то хитростью и лукавством, а гибкий и стройный стан цыган обнаруживает необыкновенную живость и ловкость этого племени, столь резко отличающие их от окружающих племен.
"Народы России"












Цыгане одеваются „во что Бог послал" - зипуны, рубахи, шаровары, а иногда их костюм до того фантастичен, что ни одно перо не в состоянии описать этого одеяния. Дети лет до двенадцати бегают нагишом, и только в стужу залезают в мешки и порты. Женщины немного больше обращают внимание на свою внешность. Холщовая рубаха с вырезом на груди, полосатый передник красного или зеленого цвета поверх юбки, цветной платок-шаль, накинутый на плечи, масса золотых и серебряных браслетов, монет, побрякушек, большие кольцеобразные серьги составляют оригинальное одеяние цыганки.
"Россия. Полное географическое описание"Никогда не моют цыгане ни лица, ни белья, которое носят на себе, как бы оно ни было грязно. Цыгана смочит дождик, обсушит солнце, а ветер сдует с одежды пыль, вот и все его омовение и очищение. Постоянно меняя место жительства и помещаясь всегда на голой земле, в пыли и грязи, они, конечно, и не могут получить привычки к чистоте и опрятности.
"Народы России"








При заключении браков цыгане не придерживаются почти никаких правил или обрядов. Мальчик лет 13-14 уже принимается сам отыскивать себе подругу жизни, какую-нибудь девочку лет 11-12. Родственница она ему, или нет - цыгану решительно все равно. Испросив согласия ее отца, он на другой же день берет ее в свой шатер. Жену свою цыган держит в полном подчинении себе и часто жестоко бьет ее. По обычаю всех полудиких племен, цыганские женщины обыкновенно должны больше заботиться о мужьях, чем о самих себе.

Воспитанием детей цыгане также не занимаются. Приучив ребенка к ловкости и обману, во всем остальном родители обычно оставляют их на произвол судьбы и без всякого присмотра. О чтении и письме, разумеется, и помину у них нет.
"Народы России"










Летом небольшой шатер, с необходимой домашней утварью и кузнечными инструментами, казаном (котлом) для приготовления заимствованного у молдаван кушанья „мамалыги", служит обиталищем, и никакие блага жизни не могут заменить цыгану общения с природой и безграничной свободы. Зимой цыгане выкапывают ямы глубиною в аршин, длиною в две сажени, загоняют бревна, обитые досками и оставляют пролет, заменяющий дверь, часто закрытый только шалью, внутри устанавливают колоду с пустой сердцевиной, служащую очагом, а в крыше оставляют отверстие для дымовой тяги, наконец, забрасывают свою постройку землей и грязью. Это первобытное, недорого стоящее строение, „бурдей", которое не жаль бросить в любом месте, служит цыгану зимовьем.
"Россия. Полное географическое описание"












Кишиневцы - отдельная этногруппа цыган-рома, предки которой жили в Молдавии. После отмены крепостного права они перекочевали на Украину и в Россию. Кишинёвцы сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Характерным для них является то, что деньги в семье зарабатывают только мужчины.

Характерная для цыган лень и полная беспечность заставляют их скорее выпрашивать или воровать, чем приниматься за какое-нибудь дело. Даже приготовление пищи представляет для них большое затруднение. Кочевая жизнь с незапамятных времен развила в них огромную наблюдательность, хитрость, пронырливость, уменье приспособиться к обстоятельствам, действовать на суеверие людей, вследствие чего народ видит в них чародеев, предсказателей и искусных гадальщиков. Цыган старается не пропустить случая, чтобы извлечь для себя выгоду, например, из-за подарков, приносимых родственниками, цыган крестит детей по нескольку раз.
"Россия. Полное географическое описание"




На ярмарки и площади городов и сел приходит за сбором подаяний множество цыганок-гадалок. Эти «седьмые дочери седьмых дочерей», как они сами себя называют, выбрав людное место на ярмарке, садятся рядами на корточки, и уже одним своим таинственным видом привлекают к себе многих охотников и охотниц до ворожбы и гадания. Другие же цыганки ходят по лавкам и возам, просто выпрашивая милостыню. Также промышляют цыгане и цыганки до деревням, во время своих переходов с места на место.

В особенности ловко цыгане пользуются слабостями русского человека: неведением, суеверием, легковерием, хвастливостью. Верит русский человек в колдовство, и цыганка готова наворожить ему с три короба; любит русский человек похвастаться, и цыган нахвалит его на чем свет стоит, лишь бы дал он за это денег, или же побьется с ним об заклад, что он-де вот того-то не сможет сделать... Мало знает, мало видел и читал русский человек, и цыган, подметив это, расскажет ему что-нибудь такое, чего и быть никогда не могло. Цыгане подметили даже в нашем простом народе неприязнь свекровей к невесткам и стараются воспользоваться и этою слабостью русских людей. Часто какая-нибудь молодая цыганка с распущенными волосами и исцарапанным лицом с плачем и воем ходит по крестьянским дворам и жалуется на свекровь свою, что та будто бы избила ее за то, что она не умеет выпрашивать милостыню. Крестьянки наши сжалятся над загнанною свекровью невесткою и что-нибудь дадут ей.
"Народы России"








Цыгане все, без исключения, курят. Сидит, например, у костра безобразная старуха-цыганка и непременно с трубкою в зубах. Идет е кувшином за водою молоденькая цыганка-девушка также с трубкою в зубах; бегает вокруг шатра голый цыганенок лет 5 - также с трубкой или папироской во рту. Женщины-цыганки с наслаждением жуют и даже глотают табак, не разбирая при этом ни листьев, ни стебельков. Мужчины же цыгане обыкновенно курят из деревянной короткой трубки. Чем дольше служит эта трубка, чем больше пропиталась она табачным соком, тем дороже они ценят ее. Голодный цыган не только курит из такой трубки, но и с наслаждением, понемножку, грызет ее, лишь изредка запивая горький сок водою. Имея такую трубку, цыган может ничего не есть целые сутки...

Но особенно любит он водку. Когда цыган раздобудет много вина, он начинает от радости кричать, петь, плясать, даже плакать, показывая обильными слезами, как ему хорошо...

В непритворном весельи цыган обычно принимает участие не только семья, но и весь табор. И мужчины, и женщины в красных шалях, перекинутых через одно плечо, и дети - все начинают петь, плясать, хлопать в ладоши...
"Народы России"




Смертность между цыганами очень велика, что зависит отчасти от образа их жизни. Кто в первый раз увидит цыганские похороны, того поразит шум, гвалт и вопли толпы, сопровождающей покойника. Цыгане - большие охотники сопровождать похоронные процессии своих товарищей, потому что при этом им представляется возможность дарового угощения. Как только умрет кто-нибудь из оседлых цыган, его ближайший родственник немедленно бежит к помещику и выпрашивает съестных припасов на тризну. Отказ в подобных случаях - вещь почти небывалая, солонины и хлеба всегда добудут вдоволь. Из этих-то дармовых запасов и устраивается угощение, и на него собирается толпа знакомых покойного. Ближайший родственник умершего садится на коня и ставит перед собою на холку лошади гроб, а за ними идут пешком все провожатые, громко голося и рыдая и корча печальные рожи. К этому гвалту примешивается нестройная музыка сопелки и скрипки или другого музыкального инструмента (цыгане - все музыканты). Как только гроб засыпан землей, жалобный тон музыки переходит в веселый. Плач и рыдания смолкают, и начинается бешеный «чардаш», выплясывая который вся толпа возвращается с кладбища в селение. В доме покойного начинается пир, и после угощенья опять идут танцы, которые продолжаются долго за полночь.
"Всемирная иллюстрация"


Всем известна страсть цыган к торговле и мене лошадьми. Долгий опыт и навык изловчил их в этом деле даже более, чем кого-либо другого. Цыган не только знаток лошадей, но он еще умеет выгодно сбывать их. Но при этом замечательно, что лошадь - почти единственный товар, которым торгуют цыгане. Цыгане торгуют лошадьми преимущественно на ярмарках. Отправляясь на ярмарку, они обыкновенно скупают по деревням изморенных или порченных лошадей, часто захватывают с собою отставших от обоза или забежавших куда-нибудь в захолустье коней; всех их они откармливают иногда одними лишь лопухами, чтобы лошадь только казалась сытою; нередко заливают ее водкою, чтобы она была бодрее, подкрашивают шерсть и т.п. Таких-то лошадей цыгане и ведут на ярмарку, стараясь выменять их на лучших коней и получить при этом выгоду.

Что же касается до ремесел, то для всех бродячих цыган существует только одно ремесло - это кузнечество. Их к этому занятию как бы призывает тот неугасимый костер, который горит постоянно в цыганском шатре. Да и по простоте своей, кузнечество сподручнее других занятий для бродячего цыгана. Мехи кузнечные, молоток и небольшая наковальня - немного займут места в его повозке. А главное, кузнечество - такое ремесло, без которого нельзя обойтись в бродячем цыганском быту, где постоянно требуется или подковывать лошадей, или чинить телеги.

У цыгана-коваля материал для работы почти всегда некупленный. Переходя со своим шатром с места на место, он обыкновенно захватывает с собою по дороге всякий кусок железа, выброшенный кем-нибудь, или плохо прибитый гвоздем к какому-нибудь сараю, колесу, забирает с собою, если попадется, даже крест железный с могилы. Зато он и берет дешево за свою работу, почему многие охотно идут к нему с заказами.
"Народы России"




Котляр - это не просто специализация кузнеца. Котляры, или кэлдэрары - это большая этническая группа цыган-рома, сформировавшаяся в Румынии. Их основным промыслом было лужение и пайка котлов. В России кэлдэрары были второй по численности этногруппой цыган после "руска рома".





Кочевало по России еще одно цыганское племя - урсары, выходцы из Придунайских земель. Урсаров можно назвать не просто этнической, а этнопрофессиональной группой. Основным их занятием было поводарство - показ дрессированных медведей.





Еще одна этническая группа цыган-рома - сэрвы, сформировавшаяся в XVII веке на Украине из румынских цыган, считалась наиболее "ославянившейся". Сэрвы зачастую вовсе не говорили по-цыгански. Среди них было достаточно много образованных людей, соответственно, они были более других цыганских племен склонны к ассимиляции и переходу на оседлый образ жизни.



Как видим, эта сэрвская семья смотрится вполне цивилизованно. Между прочим, среди цыган-сэрвов было особенно много певцов и музыкантов, любимцев тогдашней публики. Увлечение цыганской песней и пляской началось в России еще в конце XVIII века, а к концу века XIX достигло своего пика. В начале XIX века главным жанром цыганского искусства была подлинная цыганская или русская народная песня, а к середине века в цыганских хорах стало модным исполнять русские романсы со своим неповторимым цыганским колоритом.









В Закавказье с незапамятных времен проживали еще две этнические группы цыган - боша, или лом в Армении и карачи - субэтнос цыган-дом - на территории современного Азербайджана.

Боша имеют в себе много привлекательных сторон. Их благородные черты особенно резко бросаются нам в глаза, когда мы сравниваем их не с более или менее культурными народами, от которых они значительно отстали, а с магометанами «гичу-карачи», народом одного с ними племени, добывающим себе кусок хлеба одним и тем же способом. Хотя условия жизни и традиционные занятия их одинаковы, хотя по происхождению они одного племени, тем не менее боша по сравнению стоят гораздо выше карачи. Тогда как карачи в каждую удобную минуту, не упуская ни одного случая, готов обокрасть дом, куда он вошел, стащить всякий попавшийся ему на глаза предмет, если за ним никто не следит, гай-боша никогда, ни в каких случаях не позволит себе и прикоснуться к чужой собственности. „Не воровать" - один из традиционных и самых святых заветов его племени. Никогда боша не был пойман в воровстве, по крайней мере, мы никогда не встречали человека, который бы утверждал противное. „Боша воровать не умеют" - вот общее мнение той части простого народа, которая имеет непосредственное дело с ними.

Внешностью своею гай-боша отличается от гичу-карачи. Последний совсем лишен чувства стыда и изящества в одежде: он шатается почти голым без стеснения. Между тем, гай-боша избегает всегда этого: на его старом платье вы найдете множество разноцветных заплат, но никогда вы не увидите его в неприличном, порванном платье.

У боша как будто оба пола поменялись своими ролями. Мужчин в их деятельности заменяют женщины и наоборот. Подобно тому, как цыгане вообще являются паразитами, так и мужчина-боша - паразит и лишняя обуза для жен своих, на долю которых выпала такая нелегкая обязанность, как содержать не только детей, но и мужей в придачу. Мужчины-боша играют какую-то второстепенную, совершенно пассивную роль среди этого народа; они живут трудами жен и дочерей своих, поэтому значение их для общества в борьбе за существование очень незаметное. Женщины и защищают, и обеспечивают их существование; они же пекутся о повседневных нуждах семьи.
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа




Среднеазиатские цыгане, относящиеся к этнической группе дом, известны под названием люли, джуги, мазанг.

Между цыганами, которых по традиции именуют "люли" и "джуги", нет резких этнографических различий. Сами цыгане утверждают, что название "люли" им дали узбеки, а "джуги" - таджики. Себя люли и джуги называют "мугат" - мугати самарканди, мугати бухорой… Для большей части цыган-мугат главным источником существования являлось нищенство, которым занимались женщины. Этническая группа мазанг (самоназвание парья), которую также относят к среднеазиатским цыганам, попрошайничеством не занималась. Главным их промыслом было сельскохозяйственное батрачество. Русские цыгане не считали среднеазиатских за своих собратьев, презрительно называя их "люляйками".



Интересные факты сообщает русский естествоиспытатель А.И.Вилькинс, живущий в Ташкенте и имевший возможность познакомиться в Средней Азии с народом, близким к цыганам, известным на среднеазиатских базарах под именем «люли» и живущих там, так же как и наши цыгане, нищенством, ворожбой и мелкой перепродажей. В Коканде и среди белуджистанцев этих люли называют именем «сиган», очень близким к нашему слову «цыган», а в Молдавии, в тех местах где много цыган, народ и себя, и цыган именует «мультан» - тем самым словом, которым называли себя туркестанские люли.

Любопытно, что относительно туркестанских цыган, люли, существуют очень распространенные предания об их переселении в Среднюю Азию из Индии, а также и то обстоятельство, что, по наблюдениям А.И.Вилькинса, люли очень недалеки по своему типу от соседнего с Индией народа - белуджей, населяющих Белуджнстан.
"Русские народы"








Посмотрим еще несколько картин с изображением цыганских девушек и женщин - как их видели художники. А потом несколько фотографий с натуры - как они выглядели на самом деле...

















И в заключение обзора не могу не поделиться еще двумя фотографиями. Правда, относятся они уже не к XIX, а к началу XX века, но это не так важно. На первой из них запечатлены цыгане, явно цивилизованные, скорее всего - музыканты, из Нового Оскола. Это не совсем мои земляки, но, можно сказать, близкие соседи. А на второй - цыганские девушки из Старого Оскола, города, где я родился и вырос.





А ведь почти наверняка мои прадедушки и прабабушки, жившие в Старом Осколе в те годы, видели этих самых цыганских девушек! Может статься, эти девушки гадали моим предкам...

К оглавлению этнографического обзора

Старый Оскол, обзор прессы, история, этнография

Previous post Next post
Up