Ретро-катастрофы (8)

Nov 16, 2016 02:30


Часть 8. Пожары в зарубежных странах (1842 - 1911)

Про «дым отечества», который был далеко не всегда сладок и приятен, мы поговорили в двух предыдущих частях «ретро-катастроф»: пожары в Санкт-Петербурге и в других городах.

Рассказать про все значительные пожары, произошедшие в данный период за рубежами Российской империи, решительно невозможно. Поэтому ограничимся лишь теми событиями, которые были отмечены прессой тех лет и проиллюстрированы.

Например, пожар 1842 года в Гамбурге удостоился даже жвописного полотна.



Пожар в Гамбурге 5 мая 1842 года. Худ. Мартенс Дитлев.
5 мая 1842 года, в день Вознесения, в Гамбурге вспыхнул пожар, который вошел в историю как «Большой гамбургский пожар». Пожар начался в доме местного производителя сигар. Гамбургская пожарная служба того времени считалась образцовой, кроме того, в тушении пожара пришлось задействовать силы пожарных подразделений, базирующихся в радиусе 100 км от города. Но и объединенные усилия были тщетны, огонь остановился сам только через 3,5 дня в зеленых посадках на городском валу. Две трети города, порядка 4000 капитальных строений, среди которых - городские ратуша, архив и банк, коммерческий центр со старой биржей, три церкви, 102 склада были уничтожены, пожар унес жизни 57 человек, около 20 тысяч горожан остались без крова. Последние очаги пожара были потушены почти через полгода - в середине октября 1842 г.

В апреле 1849 г. беспорядки из-за несогласия с принятым законом спровоцировали пожар здания Парламента в Монреале, что привело к важным политическим последствиям. В знак протеста против одного из законов консерваторы подожгли Парламент Канады, который заседал в здании старинного рынка Святой Анны на площади Пляс д’Ювиль. В результате этого инцидента парламент переехал в г. Оттава, избранный новой столицей. По иронии судьбы, на месте сгоревшего парламента в 1903 году была сооружена первая постоянная пожарная станция Монреаля.



Рисунок из книги "Sketches of Мontreal - Рast Аnd Рresent", 1870
Непосредственной причиной пожара в здании парламента, по всей видимости, стали разбитые масляные лампы. Огонь перекинулся на шторы, запылали бумаги, вспыхнули деревянные панели здания. Спасения от огня искали и бунтовщики, и парламентарии. Пламя быстро охватило все здание, ярким факелом осветив темную апрельскую ночь... Домайданились, короче.

Ещё один крупный пожар в Монреале произошёл 9 июля 1852 года. Сгорело 1100 зданий, более 8 тысяч человек лишились крова.



Рисунок из книги "Sketches of Мontreal - Рast Аnd Рresent", 1870

В 1869 году сгорел королевский театр в Дрездене (Германия).
9 (21) сентября сделался жертвою пламени один из лучших памятников архитектуры в Германии и, бесспорно, самый лучший германский театр: дрезденский королевский театр. Театр этот был построен в 1838 - 41 годах знаменитым германским архитектором Готфридом Семпером. В архитектурном отношении театр отличался необыкновенно удачным сочетанием форм античного стиля с изящными формами других стилей.

Пожар начался в 12 часов дня, во время утренней репетиции; через четверть часа театр уже весь был объят пламенем. Несколько минут спустя после начала пожара обширная театральная площадь, окруженная дворцом, католическою церковью, музеем и отелем, была покрыта густою толпою народа и прибывшими пожарными командами. Вскоре не оставалось ни в ком уже сомнения, что спасти театр нет никакой возможности, а потому ничего не оставалось более. как отстаивать от огня находящиеся вблизи здания, в особенности музей, заключающий в себе драгоценнейшие коллекции художественных произведений. Но из внутренних украшений и драгоценных принадлежностей театра нельзя было спасти почти ничего, так как он очень быстро наполнился непроницаемою, удушающею массою дыма, которая, вместе с раскаленным воздухом, не дозволяла проникнуть во внутренность здания.

Через несколько часов, когда пламя уже начинало угасать, черные, опаленные стены театра. возвышаясь в ночной темноте, имели вид развалин римского амфитеатра. Вспыхивавший местами огонь освещал красноватым светом внутренние части стен, что представляло необыкновенно оригинальный контрасг с бледным серебристым светом луны, падавшим на площадь.

Трудно исчислить все потери и убытки, пропзведенные пожаром; богатые коллекции различных предметов, употреблявшихся в предсталениях, совершенно уничтожены. Уничтожена колоссальня статуя Лессинга, работы Ритчели. Огонь уничтожил также роскошную мебель, обширную коллекцию оружия всех времен.

Пожар произошел от неосторожности одного работника, зажегшего спичку вблизи пропитанных бензином кусков полотна.

«Всемирная иллюстрация», №45, 1869.


«Всемирная иллюстрация», №45, 1869

В том же 1869 году, несколькими днями позже пожара дрезденского театра, сгорел ипподром в Париже.
В ночь на 17 (29) сентября Париж внезапно был освещен ярким заревом, которое многие приняли за свет какого-нибудь метеора. Вскоре гуляющие на бульварах увидели высокий огненный столб, поднимавшийся невдалеке от триумфальной арки. Пламя от загоревшегося ипподрома подымалось выше соседних домов, а густые черные клубы дыма, гонимые сильным ветром, быстро неслись по направлению к Булонскому лесу. Пожар начался в половине двенадцатого ночи; через десять минут огонь охватил уже весь ипподром и грозил соседним зданиям.

Конюхи, сбежавшиеся на пожар из соседних кабаков, спешили спасать лошадей, из которых многие были уже спасены обитателями соседних домов, которые, обрезав привязи, выпустили их из конюшен. Лошади, испугавшись огня, разбежались по городу.

Вскоре огонь перебросило на соседнюю фабрику Годильо, и пожар принял огромные размеры, так что несмотря на усилия прибывших пожарных команд со всех частей города, ни ипподром, ни фабрику Годильо спасти не было никакой возможности. Пламя пожрало все до последней доски. Осталось только усеянное обгорелыми остатками место.

«Всемирная иллюстрация», №47, 1869.


«Всемирная иллюстрация», №47, 1869
В тот же день, когда сгорел парижский ипподром, в гавани Бордо произошел пожар, от которого сгорело 20 кораблей. В этот день в Бордо прибыл бельгийский корабль «Граф Гайнау», нагруженный 100 бочками с нефтью («петролеумом», как тогда писали). Разгрузка производилась на две барки под надзором таможенных чиновников. Один из них попросил огоньку у матроса, тот зажёг спичку, и тут кэ-э-эк!!!

Дальше вместо того, чтобы отбуксировать горящую барку подальше, её зачем-то посадили на мель на реке Гаронне. Ноачался прилив, и горящая барка поплыла по реке. Тогда её решили отбуксировать в порт, что оказалось, мягко говоря, совсем неразумным. Еще менее разумными были действия пожарных, которые начали рубить горящую барку на части. От обломков начали загораться другие корабли - всего их сгорело 16. Пожар продолжался более суток.



«Всемирная иллюстрация», №46, 1869
В октябре 1871 года в Чикаго случился пожар, удостоившийся чести называться «Великим Чикагским пожаром».



Рис. из книги "Chicago and the Great Conflagration", 1871
Поздно вечером 8 октября один мальчик, взяв лампу с керосином, отправился подоить корову, но животное опрокинуло лампу, и горящая жидкость разлилась по соломе... Пожарные явились поздно и притом были обессилены работами накануне, когда тоже случился значительный пожар. Между тем с юга поднялся сильный ветер; огонь перекинулся на северную сторону и охватил железнодорожные склады и разные промышленные заведения. Все геройские усилия пожарных были бесплодны; в скором времени лучшие части города были истреблены.

День был воскресный, и потому многие поздно узнали о пожаре. Около 12 часов вспыхнула торговая часть. Торговая палата, суд, телеграфное ведомство, библиотеки, конторы, редакции - были жертвою пламени. По воздуху летали раскаленные головни, занося повсюду огонь и истребление; стены рушились, кирпичи сгорали. Деревянная мостовая горела широкой полосой длиной в две мили.. От реки до озера Мичиган поднималась громадная огненная гора. На рассвете из всего торгового квартала уцелела только типография газеты «Трибьюн», но и ее вскоре постигла общая участь,,.

Испуганные толпы жителей стремились по всем направлениям! Этим моментом вздумали воспользоваться воры и грабители. До 40 человек из них были схвачены на месте преступления и повешены или расстреляны. Пожар прекратился только 10 октября, и то при помощи проливного дождя. Следствия его были ужасны: сгорело несколько тысяч домов и до 500 человек. Кроме множества уничтоженных зданий: биржи, академии, ратуши, 17 замков и 84 церквей, погибла знаменитая библиотека исторического общества. Лучшие части города, всего на пространстве трех миль - выгорели.

Но такое несчастье не лишило американцев мужества. Немедленно приняты были меры к исправлению зла. Все главные торговцы решились тотчас же возобновить дела свои. Приняты меры к охранению уцелевшей собственности. Президент республики разрешил выдавать одежду и пищу из военного склада, До 1500 граждан приняли на себя добровольно обязанность констеблей. На первое время огромное число жителей расположилось в палатках, потому что цена на квартиры немилосердно возвысилась; комната, стоившая 50 долларов, отдавалась за 500! Газеты готовятся возобновить свою работу через несколько дней.

«Всемирная иллюстрация», №44, 1871.




«Всемирная иллюстрация», №44, 1871



Рис. из книги "Chicago and the Great Conflagration", 1871
9 ноября 1872 года в Бостоне произошел пожар, впоследствии названный, подобно чикагскому, «Великим Бостонским». Источник пожара находился в здании в центре торгового квартала. Налетевший шквалистый ветер погнал пламя вдоль по улице. Незадолго перед этим в бостонской пожарной команде случился массовый падёж лошадей, и она не могла действовать в полную силу.Пришлось вызывать подмогу из Нью-Йорка, Провиденса, Лоуэлла, которая прибывала по железной дороге. Для борьбы с мародёрами были задействованы войска. Было принято решение прибегнуть к подрывам зданий, чтобы остановить распространение огня. Эти меры помогли остановить огонь, и к 3 часам дня 10 ноября пожар утих. В полночь из-за взрыва газа возник новый большой очаг, который был ликвидирован к полудню 11 ноября. Сгорело 930 торговых заведений, 21 банк, 46 страховых обществ, 27 редакций газет, тысячи людей потеряли жильё и работу. Пострадавшие от огня районы Бостона очень быстро, менее, чем за два года, были восстановлены.



«Всемирная иллюстрация», №2, 1873



Последствия пожара в Бостоне. Фото 1872 г.
Театр Ле Пелетье был главным местом проведения для оперных и балетных представлений в Париже с 1821 года. 29 октября 1873 в нём случился пожар, огонь бушевал 27 часов и полностью разрушил здание. По легенде именно во время этого пожара талантливый молодой пианист потерял свою невесту и был обезображен пламенем. После этих страшных событий он нашел убежище в подвалах Оперы Гарнье, где спустя какое-то время умер от горя. Эта красивая и печальная история вдохновила французского писателя Гастона Леру на написание романа «Призрак Оперы», который был опубликован в 1910 году. Позже литературное произведение было многократно экранизировано. А одноименный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера устроил фурор на Бродвее.



«Всемирная иллюстрация», №45, 1873
Очередной пожар в театре. На этот раз - Вена. 8 декабря 1881 года в «Ринг-театре», или, как его еще называли, «Комиш Опере» давали премьеру оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Зал был полон - Оффенбах всегда пользовался популярностью у публики. Большинство мест в зале, рассчитанном на 1700 человек были заняты.

Как всегда, над сценой зажигали газовые светильники. В первый раз, когда включили свет, электрический механизм не сработал, и произошла утечка газа. Когда механик щелкнул рубильник второй раз… Мгновенно воспламенившаяся от газа сцена вызвала панику среди публики. Резервные масляные лампы не горели - у директора театра не было денег на масло, и в зале возникло адское освещение: густой мрак, дым и пламя. Открытая где-то форточка только помогала разгораться кровавым лепесткам, а весь персонал театра бросился тушить сцену. Зрители, побросав свои вещи, бросились к выходам, снося стулья рядов, наступая на юбки, раздирая ткани… Волна ударилась в двери и откатилась назад.



«Всемирная иллюстрация», №52, 1881
По ошибке архитектора двери в зале открывались внутрь. Люди стали живой пробкой и давили сами себя. А снаружи стоял полицейский, ожидавший прибытия пожарной команды, и никого не пускал внутрь, крича: «Все уже спасено!». Ведь из театра как будто нарочно никто не выходил… Погибло более четырехсот человек. В официальных документах значились 384, но из мемуаров живших в те годы доподлинно известно, что более пятидесяти свидетельств о смерти выдано не было, и под обломками обгорело еще немало зрителей.

Директор театра получил четыре месяца тюрьмы. Театры обязали опускать железный занавес, который бы отделял зал от сцены в антрактах и перед спектаклем, а также пропитывать костюмы и декорации специальными огнеупорными составами. В зале должны были всегда присутствовать врач и пожарный.

Через пять с половиной лет, 13 мая 1887 года, в Париже в здании «Комической оперы» давали «Сказки Гофмана». Догадайтесь, что произошло там в этот день?



«Живописное обозрение», №22, 1887



«Всемирная иллюстрация», №23, 1887
В конце первого акта по непонятной причине загорелась декоративная драпировка, потом занялись декорации. Из-за сильной тяги огонь поднялся наверх, загорелись деревянные галереи. Публика бросилась к выходам, люди давили друг друга... Двери лож служащие в панике и вовсе забыли открыть, находившиеся там сгорели заживо. Погибло более 400 человек. Что интересно, за две недели до трагедии театр осматривала правительственная комиссия и нашла его безопасным в противопожарном отношении.



«Всемирная иллюстрация», №24, 1887



«Всемирная иллюстрация», №23, 1887
6 декабря 1883 года случился пожар в здании парламента Бельгии в Брюсселе. Сгорела библиотека с уникальными рукописями, сгорели несколько картин фламандских художникиов, а также оригинал бельгийской конституции. Последствия могли бы быть менее разрушительными, если бы помощь пожарных подоспела вовремя...



«Всемирная иллюстрация», №52, 1883
5 апреля 1886 года практически полностью сгорел галицийский город Стрый (Австрийская империя, ныне Львовская область Украины). Сгорело более 600 строений, погибло более 100 человек. Из 10 тысяч жителей более 6 тысяч вынуждены были переселиться в другие местности, в основном во Львов.



«Всемирная иллюстрация», №19, 1886
24 августа 1887 года в британском городе Эксетер, графство Девон, сгорел королевский театр, построенный за два года до этого, вроде бы с соблюдением всех противопожарных требований того времени. Пожар начался под сценой, пламя распространилось на весь зал за считанные минуты. В партере было немного зрителей, и все они успели выскочить из зала. Основная масса зрителей была на галереях, амфитеатром располагавшихся над партером. На выходах образовалась давка, люди прыгали через балюстрады вниз, с 12-метровой высоты. Как и в парижской «Комической опере», многие двери оказались заперты. Артисты и персонал спаслись через отдельную дверь на сцене. 140 человек из числа зрителей погибли.



«Всемирная иллюстрация», №38, 1887
В первый день нового 1890 года король Бельгии Леопольд II принимал поздравления в своем дворце в Брюсселе. В это время пришла телеграмма, извещавшая короля о пожаре в его загородном замке в Лекене. Пожар начался с конюшен, где, вследствие заболевания большого количества лошадей инфлюэнцей, усиленно топили. Лошадей успели выпустить, но огонь перекинулся на основное здание замка, а персонал, как выяснилось, не знал, как обращаться с пожарными трубами, которыми был оснащен замок. Прибывший король запретил рисковать жизнью людей для спасения имущества. Замок сгорел дотла, вместе с библиотекой Наполеона I, полотнами Ван Дейка, ценнейшими гобеленами.
Сгорел ваш дом с конюшней вместе, а с ним сгорело всё поместье...



«Всемирная иллюстрация», №2, 1890
6 августа 1892 года полностью сгорела швейцарская деревня Гриндельвальд, популярная у туристов. Из-за жары, засухи и сильного ветра огонь быстро распространился на всю деревню и окрестности. Огонь распространялся вверх по горе, люди в панике разбегались кто куда. Воды для тушения было недостаточно. Сгорели несколько отелей, почта, вокзал. Более 600 человек лишились крова. Число погибших не момент публикации точно известно не было.



«Всемирная иллюстрация», №36, 1892
Ярким зрелищем завешилась 8 января 1894 года всемирная выставка в Чикаго.
Видно, так было предопределено свыше, что чикагская выставка, кроме своей грандиозности, должна была поражать вселенную еще и своими пожарами. Еще среди лета горел на выставке павильон, в котором были поставлены снаряды для производства искуственного холода. А 8 января всё, что осталось от выставки, было сразу истреблено огнем. Катастрофа эта была до такой степени величественна, что железные дороги не успевали подвозить к месту пожара десятки тысяч охотников до даровых страшных зрелищ. Пожар начался в казино, построенном рядом со зданием земледелия. Казино живо превратилось в груду пепла, а огонь пошел дальше, находя себе, при услужливой помощи ветра, обильную пищу среди громадных деревянных построек выставки. Чрезвычайно эффектен был момент, когда с вершин колонн главного здания стали, одна за другой, валиться статуи. Издали казалось, что какие-то сверхъестественные существа ищут спасения от гибели, кидаясь одно за другим в пространство и исчезая за завесою дыма и пламени.

«Всемирная иллюстрация», №5, 1894.


«Всемирная иллюстрация», №5, 1894
В ноябре 1897 года пострадал от пожара деловой центр Лондона.
Население лондонского Сити подверглось 7-го ноября страшному бедствию. Такого пожара, какой случилсл в этот день, не было с 1666 года. В семи улицах сгорело дотла 300 товарных складов. Убытки громадны - не меньше 3 миллионов фунтов стерлингов, т. е. на наши деньги около 30 миллионов руб.

Пожар принял такие грандиозные размеры, потому что загорелся легко воспламеняющийся товар. Та часть лондонского Сити, где случился ложар, явллется средоточием торговли пером, модным, кожевенным и меховым товаром. Кроме того, тут сосредоточено много мастерских, выделывающих зонтики, соломенные шляпы, верхнее платье. Здесь же находятся склады иностраннного модного товара. Все это сгорело.

Несмотря на все усилия пожарных команд, они в течение пяти часов не могли справиться с огнем. Пришлось отстаивать только соседние улицы. Пожар вспыхнул, к счастью, днем, в 2 часа, и с необычайною быстротою распространися, и продолжался он еще поздно ночью. Картина этого огненного вихря была грандиозна, но в то же время и ужасна. Сколько людей лишилось хлеба, ввергнуто в нищету! Правда, многое было застраховано, но далеко не все. Снльно пострадали почти все страховые общества, и поговаривают даже о несостоятельности некоторых из них. Наш рнсуиок изображает пожарище и дает наглядное представление о размерах катастрофы.

«Нива», №48, 1897.


«Нива», №48, 1897
Каждый год в Париже устраивался благотворительный базар - один из элегантнейших праздников сезона. В мае 1897 года он открылся в специально выстроенном павильоне на улице Жан-Гужон, около Елисейских полей, на пустыре. Фирма «Жоли - Норманден» устроила кино в уголке базара. Это был зал с вертящейся дверью, предназначенный, главным образом, для детей и молодых девушек. Поскольку электричество еще было мало распространено во Франции, для передвижных киноаппаратов употребляли не дуговые лампы, а различные приспособления, самым удобным из которых была эфирная лампа.

К вечеру, в самый разгар праздника, эфирная лампа в кино погасла. Неумелый оператор открыл горелку и неосторожно поднес зажженную спичку к еще не остывшей лампе. Пары эфира, находившиеся под давлением, вспыхнули, и длинный язык пламени зажег расположенную напротив палатку - гостиницу «Кот в сапогах». Через две минуты весь базар пылал.



«Всемирная иллюстрация», №20, 1897
Началась невероятная паника. Мужчины из самых знатных родов Франции пробивали себе дорогу, палками отгоняя женщин и детей. У единственного выхода образовалась давка, и павильон стал ужасающим крематорием. Хладнокровие и мужество двух-трех служащих спасло несколько десятков жизней. Погибло около 140 человек. Знатнейшие дамы французской аристократии сгорели заживо, и в их смерти обвинили кино. В действительности, пламя эфирной лампы было искрой, поднесенной к бочке с порохом, созданной неосмотрительностью организаторов базара, но это не помешало обществу отныне смотреть на «движущуюся фотографию», как на развлечение крайне опасное...



«Всемирная иллюстрация», №19, 1897
Три пожара в Нью-Йорке, случившиеся в 1899 году. Первые два знаменитыми не стали, и информации по ним нет. Первый пожар попал в прессу из-за того, что после его тушения ударили морозы, и замёрзшая вода выглядела очень живописно. А второй... я, честно, не знаю даже, что там горело. Но картинка - красивая.



«Новое время», 3 марта 1899



«Illustrated News», №24, 1899
А вот пожар отеля «Виндзор» стал знаменит благодаря женщине-астрологу Эванджелине Адамс. В марте 1899 года она приехала в Нью-Йорк и остановилась в «Виндзоре». По просьбе управляющего отелем Леланда она рассчитала для него гороскоп. Адамс предупредила его об опасности, подстерегающей его на следующий день. И именно назавтра из-за непогашенной сигареты какого-то курильщика произошла "величайшая беда отелей всех времён, знаменитый Виндзорский пожар", в огне которого погибло более 30 человек, в том числе жена и дочь управляющего. Здание отеля было уничтожено полностью.



«Новое время», 12 мая 1899
24 февраля 1900 года в Париже сгорел театр «Комеди Франсэ». Пожар начался незадолго до полудня, поэтому в театре почти никого не было. Погибла молодая актриса, не сумевшая выбраться из своей уборной. Пожарные приехали слишком поздно. Как говорили, из-за того, что телефонистки не хотели соединять с пожарной службой, полагая, что звонящие шутят...



«Нива», №11, 1900
В связи с пожаром «Комеди Франсэ» журнал «Огонёк» приводит статистику театральных пожаров. Из 252 сгоревших театров 5 сгорели еще до открытия, 70 - в первые 5 лет своего существования, еще 38 не простояли и 10 лет. Средний срок жизни театра от открытия до гибели в пожаре был определен в 22,5 года. Всего в XIX веке сгорело не менее 1000 театров. Более половины театральных пожаров случалось ночью после представления, и только седьмая часть - во время представления. Наибольшее количество жертв при театральном пожаре - это более 1000 человек, погибших в 1794 году при пожаре театра на греческом острове Истрия.



«Огонек», №10, 1900
18 июня 1900 года случился сильный пожар в доках Нью-Йорка, где в это время разгружалось одновременно пять океанских судов из Германии. Пожар начался с пристани; стал распространяться на пароходы, началась паника и давка. Только один из пароходов, благодаря находчивости капитана, быстро отчалил от пристани. На четырёх оставшихся были многочисленные жертвы, более 200 чкловек.



«Нива», №30, 1900
К 1903 году в метро Парижа функционировало несколько десятков километров линий. За очень короткое время этот вид транспорта стал популярным. В метро приходили не только для поездок, но и чтобы полюбоваться станциями, посмотреть на стремительно бегущие поезда - чудо того времени.

Вечером 10 августа 1903 года неисправный пассажирский вагон собрались отвезти в депо для ремонтных работ, поэтому его отцепили от состава и оттащили в параллельный туннель. Но на перегоне между станциями «Менилмонтан» и «Куронне» в вагоне произошло короткое замыкание, и он неожиданно загорелся. Локомотив от него сразу же отцепили, но погасить пожар подручными средствами не смогли. Тушению мешали мгновенно образовавшаяся большая задымленность, вызвавшая плохую видимость. Дым был густым и едким. Но самое страшное заключалось в том, что он расползался по туннелям и лишал обзора машинистов других поездов. От светофоров толку не было, так как свет прожекторов не мог пробить плотную пелену дыма.

Машинист двигавшегося поезда, не увидевший из-за дыма горевший вагон, не остановился и даже не затормозил. На полном ходу состав врезался в горящий вагон. Удар был настолько сильным, что некоторые пассажиры выпали из вагонов. В дыму они стали прыгать на рельсы и искать выход. Машинист при столкновении погиб. Прибывшие к метро пожарные из-за сильнейшего задымления не смогли пробиться к поврежденному составу и вывести людей, они попросту не знали, куда идти и что гасить. Только на следующее утро удалось определить место происшествия. Было решено взорвать туннель, чтобы добраться к месту аварии. Взрыв образовал отверстие в земле, из него повалил дым, и туда стали спускаться пожарные.

Но эта помощь для многих уже запоздала. После трагедии люди в темноте разбрелись по туннелям в поисках выхода. Не находили его, теряли сознание и погибали от удушающего дыма. Десять часов, проведенных в задымленном туннеле, стали последними в жизни более ста человек...



«Новое время», 9 августа 1903



«Нива», №33, 1903
30 декабря 1903 года в Чикаго вспыхнул пожар в театре «Ирокез», жертвами которого стали более 600 человек. Пожар начался от искры ацетиленовой лампы, используемой для получения на сцене эффекта лунного света. Пытались потушить огонь, но безуспешно: пламя охватило декорацию и росло с невероятной скоростью. Прибежавший пожарный-доброволец бросился было тушить пожар огнетушителем, но обращаться с ним он не умел, и струя ударила в противоположную от огня сторону.

Поначалу не было никакой паники. Артисты со сцены уговаривали публику сохранять спокойствие, не уходить из зала. Оркестр исполнял веселые мелодии. На спектакле присутствовало много детей. Видя языки пламени, они смеялись и даже аплодировали. На глазах зрителей пожар разросся до серьёзнейшего масштаба. Директор театра приказал немедленно опустить противопожарный занавес, чтобы изолировать сцену, но конструкцию заклинило, и дым начал поступать в зрительный зал.

Собственно, это были последние разумные действия сотрудников театра. Дальше уже все думали только о собственном спасении, нимало не заботясь о судьбе зрителей. Директор театра, актеры, рабочие сцены, билетеры стали спасаться бегством, при этом никто даже не попытался вызвать пожарную охрану города. Находившиеся на сцене на дежурстве добровольные пожарные запаниковали едва ли не больше всех, стремглав бросившись к выходам и не подумав что-либо сделать для прекращения пожара. Более того, они оставили открытыми выходы наружу со сцены, и образовалась дополнительная тяга.

Публика поначалу спокойно продолжала сидеть. Но когда на сцене с грохотом взорвались два ацетиленовых баллона. а потом погас свет - вот тут-то паника и началась. На выходах возникла давка. Сидевшие на балконах вообще оказались в западне, они прыгали вниз - почти без шанса на спасение. Мёртвыми телами оказались буквально замурованы все выходы из театра. Жуткая картина. Многие выжившие пополнили число пациентов психиатрических больниц.



«Нива», №3, 1904



Последствия пожара в театре Чикаго. Фото 1904 г.

Всемирные выставки тоже любили гореть, пусть и не так, как театры. В августе 1910 года сгорели павильоны выставки в Брюсселе.
БРЮССЕЛЬ, 2(15),VIII. В воскресенье, в 9 часов вечера, вспыхнул пожар в главном здании выставки. Через полчаса пламя охватило значительную часть территории выставки. Сгорели животные в цирке. Пострадали многие посетители. Есть убитые.

БРЮССЕЛЬ, 2(15),VIII. К 11-ти часам ночи совершенно уничтожены отделы бельгийский, английский и почти весь французский.
В 2 часа уже не существовало павильона «Париж» и всей левой половины выставки. К часу ночи прибыл вызванный из Остенде бургомистр Брюсселя.
Королю, находящемуся в Поссенгофене, сообщается о всех подробностях бедствия по телеграфу.
Пожар принял грандиозные размеры по причине недостатка пожарной охраны и отсутствия воды в окрестностях. Сгорело дотла 30 частных домов.

«Русское слово», 3 (16) августа 1910.


«Новое время», 14 (27) августа 1910
Пожар, вспыхнувший на фабрике «Трайангл» в Нью-Йорке 25 марта 1911 года, считается крупнейшей производственной катастрофой города.
Пожар возник на фабрике блуз The Triangle Waist, занимавшей три верхних этажа 10-этажного огнестойкого здания. На фабрике в день катастрофы находилось 600 женщин и 100 мужчин. Огонь нашел богатую пищу среди хлопчатобумажных материй, готовых кофточек и быстро стал распространяться по фабрике. Сотни девушек бросились к дверям подъемной машины. Другие, видя, что им не дождаться очереди, бросились к выходным дверям. Но двери оказались запертыми: хозяева всегда держали их на запоре, чтобы девушки не ходили с одного этажа на другой.

А пожар всё усиливался. Объятые ужасом, окруженные всё разрастающимся пламенем, девушки стали кидаться с восьмого и девятого этажей вниз на каменную мостовую. Падая, они превращались в бесформенные массы. О спасательной пожарной лестнице забыли; ею воспользовались хозяин и несколько конторских служащих. Девушки же, обезумевшие от страха, метались по коридорам, целыми десятками кидались из окон, разнося повсюду огонь, которым уже были охвачены их платья.

А внизу, на улице, десятитысячная толпа работниц, сбежавшихся с соседних фабрик, оглашала воздух душераздирающими криками, вступая в бой с полицией и пожарными, которые не допускали толпу к горевшему зданию.

Только к 11 часам вечера пожар потушили. Но, к несчастью, отстоять удалось только здание, человеческие же жертвы, в виде обуглившихся масс, десятками лежали на мостовой. Погибло не менее 150 девушек, из них свыше 100 недавно только приехали в Соединенные Штаты из нашего Северо-Западного края.

«Огонёк», №15, 1911.


«Огонёк», №15, 1911
Ну, и в завершение обзора - опять Нью-Йорк, последние дни 1911 года. На этот раз сгорел дом страхового общества. В комментарии к картинке есть подробности.



«Огонёк», №3, 1912

И напоследок процитирую поэта:
Ребята, помните о том, что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен, у того пожар возможен!

К оглавлению «Ретро-катастроф»

ретро-катастрофы

Previous post Next post
Up