Я вполне могу утверждать, что стал свидетелем окончательного становления эры телевидения. В середине 60-х телевизор считался еще предметом роскоши, доступным немногим, и влияние телевидения на людей, доля его в культурной составляющей нашей тогдашней жизни были минимальными. А через 10 лет телевизор стал предметом обихода уже практически в каждой семье. Телепередачи, фильмы, увиденные именно по телевизору, становились все в большей и большей степени предметами обсуждения, расходились на цитаты.
Году этак в 1964-65 телевизор на нашей Пушкарской улице был только в одном доме - у нашего соседа напротив, дяди Лёвы. Он был ярым болельщиком и всегда зазывал соседей, в том числе и моего папу смотреть футбол или хоккей. Иногда папа брал и меня. Атмосфера там напоминала нынешний спортбар. Дядьки курили (сдается, что не только), бурно, вплоть до ругани, обсуждали игру... Но вскоре, в 1965-66 годах телевизоры появились еще в нескольких домах - у самых активных болельшиков братьев дяди Васи и дяди Бори, у наших родственников, тоже обитавших на Пушкарской - у дяди Феди, у тети Клавы. И футбольно-хоккейная "тусовка" разбрелась по разным точкам. Чемпионат мира по футболу 1966 года мы ходили смотреть именно к дяде Феде или тете Клаве. Финальный матч Англия - ФРГ смотрели все, включая моих маму, тетю и двоюродных сестер. Помнится, все дружно болели за англичан и радовались их победе. Видно, сильны еще были симпатии и антипатии времен войны.
В 60-х появилось устойчивое выражение "ходить на телевизор", по аналогии с "ходить в кино". Походы "на телевизор" вполне согласовывались с тогдашними традициями ходить в гости к соседям, тем более, если они - родственники, без приглашения и предупреждения. Спортивные трансляции принято было смотреть либо у дяди Феди, либо у того же дяди Лёвы. Фильмы и юмористические программы - КВН и "Кабачок 13 стульев" - ходили смотреть всей семьей, с дедушкой и даже глухой бабушкой к тете Клаве.
Программа в те времена в Старом Осколе принималась одна - первая. В 70-е годы в местной газете неоднократно обещали обеспечить прием второй программы, но до моего отъезда из Старого Оскола в 1978 году этого так и не случилось. Ретранслятор возле городского рынка построили, ориентировочно, в 1968 году. До этого сигнал принимался слабо, нужна была высокая стационарная антенна. Сигнал шел из Воронежа, поэтому вместо некоторых передач центрального телевидения были воронежские программы - местные новости, еще какая-то муть. Воронеж вообще себя вел беспардонно. Они могли прервать фильм или футбольный матч на середине и вставить какую-нибудь свою программу о посевной в Лискинском районе. Без зазрения совести! После открытия ретранслятора это безобразие прекратилось, и качество приема стало намного лучше. Можно было обходиться даже комнатной антенной.
Свой собственный телевизор мы приобрели в 1971 году. Назывался он "Восход-2" и стоил 270 рублей - деньги по тем временам очень немалые. Эта сумма соответствовала, например, полугодовой дедушкиной или годовой бабушкиной пенсии. Изо всех соседских телевизоров, которые я знал, наш имел самый большой экран - 47 см по диагонали, это, по-теперешнему, 18,5 дюймов.
Со своим телевизором, конечно, началась другая жизнь. Каждый день можно было что-нибудь посмотреть! Или почти каждый - если проходил какой-нибудь съезд, или торжественное собрание, или по какому-нибудь иному поводу "товарищ Леонид Ильич Брежнев" толкал речь - вот тогда смотреть, конечно, было нечего. Даже если в программе передач было заявлено, что после программы "Время" будет, например, какой-нибудь фильм - происходил облом. Программа "Время" затягивалась на 2-3 часа, в зависимости от длины речи "товарища", а там уж и конец вещания. Но в общем случае, фильмы или телеспектакли, или футбольные и хоккейные матчи были каждый день. А по выходным дням вообще было много интересных передач. По субботам - "В мире животных" с ведущим Александром Згуриди (это потом уже Дроздов появился). По воскресеньям - "Клуб путешественников", который вел - нет, еще не Сенкевич! - а Владимир Шнейдеров. Раз в 2-3 недели выходил очередной выпуск знаменитого "Кабачка 13 стульев". В 1973 году появилась замечательная программа "Очевидное-невероятное", которую и по сей день ведет Сергей Капица...
В начале 70-х зарождались и новые телевизионные форматы. Например, мини-сериалы. Как правило, они были на производственную тему: возвращается парень из армии в родной колхоз... или приезжает на стройку новый главный инженер... Но были и сериалы поинтересней, военной ("Обратной дороги нет") или детективной ("Совесть") тематики. Тогда же появился знаменитый цикл "Следствие ведут знатоки", который не был сериалом в чистом виде - новые серии выходили по мере готовности, примерно раз в полгода. Еще один жанр, зародившийся в те же годы - сериал-"телеэпопея". Первым фильмом этого жанра был "Тени исчезают в полдень", потом пошли его клоны - "Строговы", "Сибирь", "Вечный зов". Действие происходило непременно в сибирской глуши и охватывало целую историческую эпоху; параллельно прослеживались линии многих героев - главного, как правило, не было. "Эпопеи" были сняты на добротном уровне, в них играли неплохие актеры. Появилась и первая, в чистом виде, "мыльная опера" - телеспектакль "День за днем", где показывалась жизнь обитателей московской коммуналки. Там был просто великолепный актерский состав: Грибов, Сазонова, Горобец... Ну, а "Семнадцать мгновений", впервые показанные по ТВ в 1973 году, я думаю, представлять не надо.
Вещание заканчивалось около полуночи, обязательным выпуском "Новостей". Исключения допускались только для спортивных трансляций. Впрочем, так было до конца 80-х. Помнится, в 1986 году, в Таллине, я был несказанно удивлен тем, что после ночных "Новостей" и пожелания спокойной ночи от диктора, вещание вдруг возобновилось - стали показывать художественные фильмы в режиме "нон-стоп". Оказывается, у них так было всегда. Это объяснялось тем, что ночью на той же частоте можно было хорошей антенной поймать финское телевидение, а это было идеологически недопустимо...
По-моему, живя в Старом Осколе, я так и не увидел ни у кого цветного телевизора. Массово они начали появляться на стыке 70-х - 80-х и стоили очень дорого - 600 - 800 рублей. Но в годы моего детства была популярна имитация цветного телевизора! В магазине продавалась специальная пластковая пленка, покрывавшая экран. Низ пленки был зеленым, в середине цвет пережодил в красновато-кирпичный, а верх был синим. Пленку крепили на корпус телевизора, и - нате вам, цветное телевидение! Правда, подходила эта раскраска далеко не ко всем случаям. Пейзажи могли смотреться адекватно, а вот трехцветные лица крупным планом - не очень. Кроме того, глаза привыкали к искусственному цвету и в конце концов переставали его замечать. Вдобавок ко всему пленка притягивала пыль, на ней появлялись царапины, и качество изображения от этого портилось. Так что, когда, повисев месяц, эта пленка нам надоела и мы ее сняли, изображение казалось непривычно ярким и четким.
Ну, и в заключение - желающие могут посмотреть подборку телепрограмм из газет 1960-х и 70-х годов.
К оглавлению по Старому Осколу