Суд по делу о двойном убийстве во владикавказском клубе «Ретро», судя по всему, приближается к своему логическому завершению. Он станет очередным, N-ым по счету судебным действом в Осетии, в котором виновный не понесет наказания, адекватного содеянному. Предположить это с высокой долей вероятности позволяет его ход и совершенно явный «крен» в сторону дальнейшего вешания всех собак на погибших сотрудников Госохраны Южной Осетии.
Для психически здоровых, адекватных людей ясно, что правых в случившемся нет, произошла трагедия, и убийца виновен без каких-либо вопросов. Но вот вчера в блогосфере появилась длиннейшая пошлая история в стиле «ЖЗЛ: Альберт Цгоев» за авторством некой «независимой» журналистки. Наверно, ее целью было разжалобить общественность описанием того, какие тяготы и испытания выпали на долю бедного убийцы. Но сделано это было максимально грязно и непорядочно. Дошло до спекуляции на смерти матери Цгоева, которую тоже включили в процесс придания убийце ореола жертвы обстоятельств.
Одной из наиболее животрепещущих тем осетинской блогосферы является аморальность. Люди горазды порассуждать на эту тему, предполагая при этом, что слово «аморальность» к ним самим никак не относится. Реакция на убийство двух молодых людей третьим, ранее судимым, оказалась настолько показательной, что показательней нарочно не придумаешь. Появившееся вчера жизнеописание Цгоева стало выражением позиции определенной части осетинского общества. Понимают эти люди или нет, но посыл их фраз «Бек-красавец», «так им и надо» максимально прост. «Убивайте!».
Убивайте, потому что найдутся те, кто в случае чего назовут вас красавцами. Тем более если убили вы кого-то «чужого». Тем более если у вас есть влиятельные друзья, знакомые, родственники. Вас назовут олицетворением другой идеологии, другого жизненного уклада, который подвергся грубому вмешательству извне. Расстреливайте людей в спину, убивайте их лежачими, без сознания - все равно у вас будет шанс прослыть «красавцем». У вас найдутся единомышленники, которые скажут, что другого выбора у вас не было. И вы - жертва обстоятельств, хороший парень, любящий отец. Убили, да, но все-таки… Может не быть даже общественного осуждения (поборники «ирондзинад» и «хъоды» именно в таких случаях почему-то теряются), ну а осуждение государственное в Осетии всецело подчинено российскому «закон что дышло».
Возникновение даже подобия дискуссии по поводу таких случаев - признак тяжелой болезни. Нужно оценить то, что юго-осетинская сторона не стала ввязываться в публичную полемику. Не стала проплачивать материалы в СМИ, рекламировать судимость и прошлое Цгоева, называть его представителем чуждой идеологии. Хотя можно было рассказать о жизни Алима Кабулова и ее трудности, о двух маленьких детях, оставшихся после него. И об Олеге Икаеве, который сумел выйти живым из грузинской тюрьмы, куда его в свое время посадили как «боевика». Вышел он из нее только для того, чтобы быть убитым своим же, осетином. Тиражировать все это не стали совершенно правильно, потому что никакого отношения к происшедшему подробности биографии убитых не имеют. Никогда у осетин в подобных случаях не принимали во внимание эмоции и чувства.
Несправедливость - это замкнутый круг. Она воспроизводит сама себя, порождает только другую несправедливость. Мы сейчас подошли к черте, когда несправедливость не получает однозначного осуждения даже в обществе. Даже среди людей, называющих себя верующими, а потому обязанными понимать, что значит жизнь человека перед Всевышним. Зачем вести разговоры о распущенности молодежи и утрате традиций, если у нас даже двойное убийство допускается оправдывать?
P.S. Часто приходится слышать о том, что в тех или иных заведениях Владикавказа неприлично себя ведут представители других республик. Мы нисколько не сомневаемся, что придерживающиеся точки зрения «Бек красавец» всегда его пресекают, и их мужество выходит за рамки громких слов.