Как мы вызывали первые звуки

Jun 09, 2011 18:51

Когда-то я обещала написать. Выполняю.
Сразу напишу. Это исключительно опыт работы со специалистами, а не определенная методика. Вполне возможно, что эта методика все-таки существует, но я про нее не читала, если честно.
Итак.
У аутиков первая и основная проблема - вызвать голос и научить его вызывать по велению, желанию самого ребенка.
У алаликов -  обучить, что какие слова обозначают и научить пониманию этих слов.
Ну, если посмотреть глобально, то аутик, например, может запросто знать слово, знать,  что оно обозначает. Но вот сказать, сказать в нужный момент, или вообще даже его произнести - очень большая такая, глобальная проблема.
Алалик -  звук или слово, если надо, может издать. Но вот выучить и понять, что оно значит - вот здесь уже сложность.

У нас на момент было две проблемы - аутячья и алаличная. Потому что на картировании мозга зона эпилептической активности расположилась в аккурат на месте речевой зоны. Т.е. ему было сложно и произнести, и понимать он практически ничего не понимал.

Звуки мы вызывали в центре глухих, в Киеве. Повезло нам только со вторым логопедом. Первая, после 30 минут его валяния на полу и полного игнора, сказала, что это исключительно к психиатру.
Вторая, пожилая женщина, посмотрела на него и сказала, что у нее есть очень хороший подход к детям, у которых тугоухость обнаружили очень поздно. И что главное - это вызвать любой звук, который он может издать и научить его вызывать в нужный момент, по требованию.
Рассказываю, как работали. Мы зашли, она достала из коробочки конфету и дала Илюхе. Когда он, не отрывая глаз от коробки, съел ее и потянулся за второй, то она взяла коробку и подняла над собой. Илья, молча, попытался на тетку залезть. Потом понял, что безперспективно и взял меня за руку, чтобы моей рукой достать. Я отказалась, в это время коробку логопед опустила опять пониже, чтобы он не потерял интерес. Он снова рванул к логопеду, и она вдруг поставила коробку на шкаф. Тут он откровенно расстроился и издал свой любимый звук, в виде такого тонкого дельфинячьего "ииииии!", перед тем, как заплакать, за что тут же получил конфету из коробки.
В общем, день за днем коробка опускалась ниже и ниже, пока он не понял, что конфета достается по звуку, который он издаст. Никто на тот момент других звуков от него не требовал.
Иногда он не мог сказать свое "ииии" и молча открывал рот. Тогда я рядом издавала тот же звук, в том же диапазоне, и он вдруг прорывался, подстраиваясь под меня.
"иииии" отрабатывали дома, когда он хотел определенную игрушку, которая лежала высоко и он не мог достать, когда хотел конфету...

Второй этап наступил, когда мы попытались дефференцировать звуки. Появились песочные часы у логопеда, это была просто его мечта. Он запал на них, как ни на что другое. Когда потянулся к ним, она убрала их на уровень своего лица и четко долго сказала ему в лицо: "ааааааа".
Илья издал тут же любимое:
 - Ииииииииии!
Она продолжала говорить: "а", невзирая на его "и" пока он вдруг не замолчал, вытаращил глаза и попытался открыть точно так же широко рот. Открывал и закрывал, но молчал, как рыба. И тут она показала мне, чтобы я обняла его, прижала к себе спиной и говорила низкое "аааааа", чтобы он чуствовал вибрацию. И вот так я говорила это "а", прижимая его, а он открывал рот, пока вдруг не издал тихо что-то очень отдаленно похожее. Это было начало прорыва. Часы тут же торжественно ему отданы.
Так мы "акали" еще дня четыре, но почти всегда ему нужна была помощь, я прижимала его к себе. Еще очень долгое время у него сохранялось это "а" шепотом, потому что если он вруг говорил "а" громко, то пугался.
Дальше мы дефференцировали "а" и "и". "А" - это были часы, "и" - конфеты. Т.е. надо было попросить "правильным" звуком то, что предлагалось.
Потом мы уехали домой, и постепенно мы начинали вводить слоги, другие гласные... Но это уже другая история.
А женщину эту я потом искала через год, чтобы отблагодарить. Но она, как сказали мне, ушла на пенсию.  
Вот такой опыт.

Аутизм, обучающие, полезное, Важное

Previous post Next post
Up