Оригинал взят у
nionilas_baby в
ОтказыМой конспект.
Виды отказов:
- Кажущийся - ребенок крутит головой при кормлении, перевозбужден. В возрасте примерно 3-4 месяца ребенок может вести себя неспокойно у груди, часто отвлекаться на посторонние звуки, смотреть по сторонам. Также может быть связано с тем, что в момент кормления ребенок писает или какает - это также отвлекает его от груди. После 3-4 мес. также может часто отвлекаться на внешние раздражители - этап взросления. Также причиной может быть гиперлактация - ребенок отпускает грудь, если молоко течет слишком сильным потоком и ребенку некомфортно. Также не надо забывать о том, что причина может быть в болезни ребенка - насморк, отит, молочница во рту, короткая уздечка. Эти факторы могут привести в последствии к подлинному отказу.
- Подлинный бывает:
- нежесткий - варианты: ребенок берет только одну грудь; ребенок спокойно берет грудь через накладку; ребенок привык к одному положению при кормлении; ребенок не берет грудь во время бодрствования, но берет на засыпание;
- жесткий - ребенок не берет грудь ни в каком положении и настроении.
Отказ от груди - это всегда психоэмоциональная проблема ребенка, иногда при нарушении контакта с мамой. "Отказ" - протест, забастовка. "Отказ" - нарушение естественной ритмичности кормления грудью. Само слово "отказ" на консультации лучше не озвучивать.
Ритмичность - характерное поведение у груди для данного возраста. Суть проблемы легче воспринимается мамой и больше выражает суть отказа. Цель - вернуть ритмичность, а не "побороть отказ".
Причины отказов
1. Физиологические факторы
Технически невозможны сосательные движения - ДЦП, гипотонус, ВЧД, отит, насморк, неудобное положение в слинге пр. Диагностический вопрос: "Сосет ли ребенок что-то кроме груди?"
2. Психологические факторы
- Реакция ребенка на уход, быт, эмоциональное состояние мамы.
- Проблемы при зачатии, беременности, родах.
- Наличие пустышки, докорма из бутылки, режимное кормление.
- Затянувшиеся по времени физиологические факторы (дисплазия, другие длительные заболевания, которые влекут за собой частый контакт с врачами, медицинские процедуры, другие вмешательства, вызывающие страх у ребенка).
Ребенок устраивает своеобразную забастовку. Мама заставляет ребенка сосать грудь, когда он этого не хочет - "эффект сауны" (хочется "выпрыгнуть" из ГВ и пожить спокойно без груди).
- Регулярные негативные переживания мамы во время кормления.
- Неумение понять и устранить причину плача.
- Длительные прогулки, проныривания, плавания, массажи, динамическая гимнастика, газоотводные трубки, клизмы, посещения врача - любые вмешательства.
- Нарушения представления безопасности маминых действий.
Причины отказов новорожденных
- большие/плоские/втянутые соски - трудно схватить слишком округлую грудь, проблемы с прикладыванием
- вмешательство медицинских средств при родах мамы в т.ч. эпидуральная анестезия
- слишком активное отсасывание слизи из дыхательных путей после рождения
- аномальное строение ротовой полости
- короткая уздечка языка
- наличие пустышек, бутылочек
- кормление по режиму, кормление через силу
Работа с отказами на выезде
Определить причину отказа, оценить глубину проблемы, уметь смотивировать маму на борьбу с отказом.
1. Выяснение истории беременности, родов, налаживания ГВ.
2. Возраст и пол ребенка (девочки чаще подвержены отказам).
3. Выяснение состояния здоровья ребенка (нос, уши, молочница, стоматит, зубы, уздечка пр.)
4. Способ вскармливания - качество и частота прикладываний к груди, наличие пустышек/бутылок/докормов/накладок, выяснить как можно больше информации.
5. Как организован уход за ребенком.
6. Определить как мама дает и забирает грудь, наличие гиперлактации.
Рекомендации по работе с отказами
Гнездование
Физический контакт и внимательность к ребенку. Мама сама удовлетворяет все потребности ребенка, учится максимально понимать все его "маячки". Физический контакт позволяет восстановить нарушенные биоритмы ребенка. Может потребоваться отсутствие прогулок, высаживание, сон у мамы на руках, просыпание у мамы на груди.
Контакт кожа к коже, ношение ребенка методом "Кенгуру", ношение на руках, ношение в слинге. Купание в маленькой ванночке (купание в пеленке, теплая вода несколько сантиметров, чтоб ребенок не чувствовал невесомость в воде, начинать с воды теплее комнатной температуры и делать теплее к концу купания) или вместе с мамой в большой ванной.
Исключить пустышки/бутылки/накладки. Исключить раздражающие ребенка факторы. Удобно маме завести дневник, чтоб отмечать при каких действиях ребенок плачет.
Восстановление ритмичности кормлений
Кормления по требованию мамы - мама задает ритмичность ГВ,чтоб восстановить её у ребенка. Естественная ритмичность - сосание груди вокруг снов (ребенок засыпает с грудью во рту в удобной маме позе). Если ребенок не хочет брать грудь - делать попытки приложить не дольше 10-15 минут, чтоб не мучить ребенка грудью. Если ребенок не засыпает - прикладывать к груди во время сна (предложить грудь однократно, при пробуждении - еще попытка, до следующего засыпания грудь не давать).
Ритмы предложения груди связаны с длительностью бодрствования ребенка и зависят от возраста ребенка:
новорожденный - каждые 30 минут
2-3 мес. - каждые 45-60 мин
3-4 мес. - каждые 1-2 ч
4-6 мес. - каждые 2-4 ч
после 6 мес. - реже
Важно обучить маму как вести себя во время бодрствования ребенка, чтоб успокоить его без груди. Если ребенок очень точно просит грудь - предложить ее однократно. Ночью пробовать прикладывать к груди на каждое шевеление ребенка. Если мама не чувствует сигналы ребенка - мама кладет ребенка себе на грудь и спит в таком положении.
У ребенка не должно быть негативных переживаний на груди мамы. Когда ребенок уже берет грудь - кормить его по требованию.
Установление причин нарушения ритмичности
Озвучить причину максимально деликатно, упор на позитив, идти от обратного (например "малышу важно не плакать"). Упор на индивидуальные особенности ребенка (например "вашему малышу сейчас не подходит режим"). Озвучить причину, когда мама будет готова её услышать.
До 8-ми месяцев ребенок может повторить отказ по любой причине. Маме важно с 9-ти месяцев начать отлучаться из дому.
Докорм при отказе
В первые сутки работы с отказом необходим тест на мокрые пеленки. Если количество пописов меньше 10 во время бодрствования - добавлять прикорм из ложки, чашки или шприца. При жестком отказе - стимулируем лактацию сцеживаниями раз в 2-3 часа.
90% работы при отказе зависит от мамы, 10% - от работы консультанта по ГВ.
После визита задача консультанта поддержать маму, следить за тестом на мокрые пеленки (далее ТМП), посоветовать маме завести дневник для записи всех событий в течение дня. Эти записи помогают понять маме, что ребенку часто предлагать грудь не нужно.
Варианты отказов
1. Сосание бутылок/пустышек:
- оцениваем мотивацию мамы
- легче убрать до 2-3 мес.
- сократить время сосания соски (может занять длительное время от 3-х дней до 1 месяца)
- не давать соску в бодрствовании
- давать при засыпании (2-3 минуты), затем менять на грудь
- начинать с гнездования, исключаем причину плача, навязываем ритмичность кормлений
- старшим детям давать грудь на засыпание
2. Сосание пальцев является нормальным в возрасте 1-3 месяцев (процесс познавания). Если малыш плачет при попытке мамы заменить пальцы на грудь - стараться ненавязчиво отвлекать ребенка от пальцев.
Трудности в работе с отказами у мамы
- Маме трудно работать с отказами, если ребенок сильно неспокойный, часто и подолгу плачет.
- Сильный удар по самооценке мамы, важно озвучить её положение.
- Буря эмоций у мамы, ненависть, злость к ребенку.
- Разрушение идеальной картинки о её отношении с ребенком.
- Мама цепляется за другие причины плача (колики, зубы пр.).
- Мама не готова увидеть проблему взаимоотношений с ребенком.
- Мама не готова услышать причину консультанта.
Случаи, когда невозможно работать с отказом:
а) нежелание мамы кормить;
б) травма груди или сосков у мамы;
в) проблемы со здоровьем матери, отсутствие возможности ухаживать за ребенком;
г) мама спорит с консультантом.
Трудности в работе с отказами
- Сложно установить причину беспокойства ребенка.
- Маме не всегда согласна выполнять рекомендации.
- Разное отношение к детскому плачу мамы и её окружения.
- Трудно рассмотреть проблемы за массой диагнозов.
- Эмоциональные проблемы мамы и ребенка усложняют работу консультанта.
- Личные переживания за маму и ребенка.
- Слишком индивидуализирован подход к методике преодоления отказа у консультанта (попускательство, смягчение условий пр.)
- Консультант и мама путают причины причины и следствия отказа. Узнать был ли период, когда ребенок сосал спокойно, какие события предшествовали отказу.