Родитель, ты тоже виноват, и сейчас узнаешь в чём.
«Мир чудес», «Лучик», «Солнечный круг», «Счастливый ребёнок»… - какие милые, добрые названия, ассоциирующиеся с ребенком, с детством, со счастьем и добром! Как они радуют слух любящего родителя: «Мой ребёнок будет ходить не в казённое заведение с безликим номером, а в садик с собственным, приятным именем!», где, наверное, такое же отношение не только к названию, не только с положительными эмоциями во внешних атрибутах, но и по сути, по отношению к деткам и родителям, в отношениях сотрудников друг к другу (что всегда есть не просто какой-то там фон, «атмосфера», а непосредственное воздействие на ребёнка). Тогда как эти прекрасные, добрые, человеческие названия, в отличие от бездушных номеров, - всего лишь гримаса вежливой и притворной улыбки. Это умелый камуфляж ушлого оборотня, истинная личина коего тоже имеет много эпитетов, подобных «волшебному», «сказочному», «удивительному»… Например, «волшебный круг стяжателей-бездельников» или «сказочно непыльные доходы с богатых буратин-родителей», особенно если поинтересоваться их расходами на самое главное - на тех, в чьей власти оказывается ваш ребёнок на многие часы, дни и недели. Ведь для того, чтобы извлекать прибыль себе «на хлеб с маслом»: на новые авто, шубы, отдых заграницей несколько раз в году и пр. - они платят педагогическому составу сущие копейки за, как у нас считается, «низкоквалифицированный» труд по работе с детьми. Да-да, вы не ослышались: работу с детьми они оценивают именно как низкоквалифицированный труд с соответственной трёхкопеечной оплатой. И точно таким же образом они оценивают ваших детей, их благополучие и развитие, психическое и эмоциональное здоровье и т.д. Вы и ваши дети для них дойные коровы, и больше ничего, ходячие кошельки с купюрами. А все эти праздники для родителей и т.п. мишура - это показуха, пыль в глаза, создание видимости заботы о развитии и хорошем настроении ваших детей.
Конечно, и среди этой армии «обслуживающего персонала», кем для бизнесменов, владельцев и управляющих данным бизнесом людей являются педагоги и воспитатели, встречаются люди, любящие детей и работающие с ними с искренними добрыми помыслами и созидательными стараниями, но за них-то, как раз, и обиднее всего! Они делают такую важную работу: воспитание и образование маленького человека! Они обеспечивают его эмоциональное, физическое и умственное благополучие и развитие. Это им родители доверяют своё «самое дорогое» (если верить им)! Это они засыпают с планами занятий и раздаточными материалами в руках, готовясь вечерами к урокам и праздникам для детей, к мероприятиям. Это они просыпаются с мыслью «А как там Петя, Оля, Женечка?.. (ведь у каждого из них свои ёжики в тумане и зайцы в кармане, и потому каждую проблему нужно иметь ввиду, прогнозировать, придумывать как её решать или обходить, подстраиваться…), да и просто: «надо и это не забыть, и это ещё успеть…». И всю дорогу до работы продолжая вести работу в голове: «и так надо будет попробовать, а вот это упражнение или эту тему с такого-то нужно начать, а вот для закрепления с ними (особенно с маленькими) лучше будет так, а не этак…». Им ведь чтобы было понятно - должно быть интересно, иначе результат нулевой, а они все разные, есть очень инфантильные, а есть наоборот, не усадишь, а ведь его нужно как-то заставить (заинтересовать) слушать, иначе ведь он и другим не даст! А вы вообще в курсе, что дай бог, если хотя бы один из сегодняшних мальчишек в группе не с одними только монстрами в голове?! У них ведь - несчастных - сегодня одни монстры в глазах (в их детских и распахнутых глазах, жадно впитывающих всё, как тысяча губок, и наполняя этим всего себя до краёв, а нередко и через край)! Это они, педагоги-воспитатели, не только проводят развивающие занятия с детьми, не только отвечают за их безопасность и даже жизнь, - они отвечают за всё в своих воспитанниках, они живут детьми: дарят положительные эмоции и заряжают энергией, веселят, приободряют, утешают и жалеют, успокаивают деток, водят их в туалетик, переодевают их, укладывают спать, читают им сказки, гуляют с ними, играют, поют, дарят лучшие свои чувства - любви и тепла, доброты сердца и ясность ума, дарят внимание и силы, здоровье… - да чего они только не делают для ваших детей! И это им платят за такой самый важный труд на свете - как гастарбайтеру, чистящему дорожки в городском парке.
Но основной педсостав, конечно, соответствующий идеалам руководства: формалистки, совершенно не любящие детей, и ходящие на эту работу только потому, что в жизни у них не сложилось с другой работой. Вы водите своих деток в «Счастливый ребёнок», где на входе вам фальшиво улыбаются сертифицированные «Монтессори-педагоги», а когда за вами закрывается дверь, они общаются с вашими детками, как со зверушками недоразвитыми (конечно, они их не бьют и матом не кроют, как детдомовских сирот, но общаются очень высокомерно и формально). А после окончания рабочей смены они за чайком с удовольствием обгладывают косточки вам и вашему ребёнку, какой он у вас не такой, и какие вы сами не такие…, а на следующий день они опять приветствуют вас фальшивыми улыбками и дежурными фразами для родительских ушей: «Здравствуй, Машенька, какое у тебя красивое платье сегодня», и опять закрывается дверь, и так каждый божий день, и конца и края этому нет и не видно на горизонте.
А кто виноват? Конечно, те товарищи, которые руководят этими «Лучиками», «Плейляндиями» и иже с ними. Это они сосут из родителей деньги и нанимают какой угодно плохой персонал - лишь бы задёшево! Да они и понятия не имеют о том, что такое хороший педагог или хороший воспитатель, а если кто-то и имеет, то для него этот вопрос очень вторичный, для них всё это в первую очередь только бизнес, и если их прибылям не угрожает максимальная экономия на персонале - они экономили, и будут экономить! Прибыль - главный закон бизнеса! «Это бизнес, детка!», рынок, который выдавил из отрасли альтруистов или людей просто любящих детей, заботливых и человечных простаков и добряков, людей честных, порядочных и неравнодушных (к детям, к своей работе, к людям, вообще к окружающему миру и т.д.) - такие в рыночных условиях не выживают. А если и выживают, то не столь успешны, сколь того требуют современные родители (и чем платежеспособнее, тем тщательнее блюдя соответствие своим «стандартам качества», критериям соответствия своему мировоззрению успешных людей, где успех, успешность - главный критерий состоятельности бизнеса, а равно и его качества, хотя это совсем не одно и то же). Нет, в бизнесе выживают другие - с совсем противоположными качествами: хитрые и жадные, циничные и лицемерные, меднолобые и пробивные, а ещё лучше наглые, люди из серии «хочешь жить - умей вертеться!»… Этим руководителям главное - создавать для клиента (родителей) видимость озабоченности «любимым делом» и забот-хлопот о детях.
Но кто же позволяет им всё это безобразие, кто потворствует такому положению вещей и даже финансирует, спонсирует такое отношение к собственным детям?! Кто же это добровольно обманывается, как говорится, обманываться рад, самоутешаясь какими-нибудь оправданиями, дескать, везде же так, а что тут поделаешь и т.п.? Ответ, думаю, напрашивается сам собой.
…За целое лето в поисках работы я походила по множеству разных детских центров и садиков, и везде одна и та же картина! Я пока так и не нашла альтернативы. А если сюда прибавить все те места, где я уже поработала - то мой взгляд на проблему уже не будет столь уж «частным случаем», делом моего какого-то личного невезения, «плохой кармы» и т.д. Какой ещё кармы, если я осознанно ищу то, чего нет в природе рыночной системы отношений за исключением каких-то - я верю - редких случаев, которые каким-то редкостным, как божий дар, стечением обстоятельств, всё же где-то есть! Они есть, ведь не может же всех устраивать такая жизнь в этих подлых отношениях, меркантильных и вообще двумерных. Да-да, рыночные отношения (вы только вдумайтесь в смысл этой формулы венца человеческих отношений, современного общественного идеала), «закон джунглей», «выживает сильнейший» - все эти эпитеты только подтверждают очевидную примитивность, животность данной жизненной концепции, идеологии.
Только вдумайтесь.
«Счастливый ребёнок» - Монтессори-центр, где кроме оборудования от Монтессори нет ничего. Это я про подход к общению с ребёнком. Я стала невольным свидетелем того, как опытные, сертифицированные «Монтессори-педагоги» работают с детками, потому что приехала раньше назначенного времени на собеседование с руководством, а руководство опоздало на встречу со мной на час. Таким образом, я просидела в центре полтора часа, за это время увидев всё, что нужно было бы увидеть каждому неравнодушному родителю, отдающему своего ребёнка в опытные лапы их педагогов. Я же всё это наблюдала и как педагог, которому не всё равно с кем и под чьим руководством работать.
Ещё расплодилось много хитрых предпринимательш, которые дабы выдержать московскую конкуренцию в сфере детского образования делают ставку на английский язык с…, о это волшебное слово, просто мантра какая-то, - с Носителем языка! Все упали в обморок от восторга. Полежали в обмороке, очнулись, встали, так, теперь можно продолжать? Спасибо. Например, с каким-нибудь американцем или австралийцем. Притом это может быть человек, не просто без педагогического образования (что лично для меня не показатель профпригодности, но документ №1 для любого простого смертного россиянина, устраивающегося в детское образовательно-воспитательное учреждение). Однако, когда мы, россияне, нанимаемся на работу там (за границей), с нас требуют не просто дипломы, а международные, плюс стаж в известных компаниях и т.д. и т.п. А этим у нас все двери открыты, с них ни дипломов, ни богатого резюме, ни рекомендаций даже и не спрашивают. Если ты Носитель - это всё, что нам, хитрым тёткам, нужно, т.к. это даёт нам возможность брать с клиента втридорога! А клиент этот при слове «носитель» - маму родную готов продать, ни то, что переплатить. Заграница, иномарка, импортный… - эти волшебные слова ведь до сих пор для миллионов моих соотечественников с рабским сознанием - магические пассы, символы веры и поклонения. У нас же все с петровских времён молятся на Запад, мечтают эмигрировать туда, и поэтому уже чуть ли не с пелёнок учат своих чад английскому. Ладно, бог с ними, пусть учат, но всё-таки за что же они переплачивают, отдавая своих чад в руки т.н. носителей?
Как стало известно, очень нередко эти чудотворные носители работают не просто без соответствующей профессиональной подготовки, но и без опыта работы в данной сфере. Да и то бы полбеды, если, как говорится, человек хороший. (У меня тоже когда-то не было опыта, зато было желание и старание!) Но когда ты видишь, что человек-то, оказывается, как раз совсем не хороший, да он и не старается стать и быть хорошим педагогом для деток, чьи родители платят ему просто огромные деньги, чтобы он мог питаться не на кухне дома, как мы, а в ресторанах, летать хорошим классом на самолётах по миру и мн.др. Он даже и видимости не утруждает себя создать, что если уж и не увлечён своей работой, то хотя бы она ему не противна! Он с плохо скрываемым высокомерным равнодушием к детям запросто ведёт урок перед незнакомым педагогом, совершенно не стесняясь того, что дети его и не слушают вовсе, а вместо занятия языком занимаются каждый своим делом, отвечая на высокопрофессиональный пофигизм на грани брезгливости - своим, незатейливым и также не особо скрываемым. Я уж вообще помолчу про старание этого заграничного «педагога» найти мало-мальский контакт с детьми! Они тупо натаскивают ваших детей, как мартышек, на определённый набор лексики, выхолащивая при этом весь их творческий и интеллектуальный потенциал.
Меня от вида такой «педагогики» просто вырвать тянет. Да-да, когда калечат детей - рвотный позыв это ещё самое малое, что может рождаться у нормального человека.
Совсем свежий, недельной давности пример моего похода ещё в одно подобное «элитное заведение». Русская эмигрантка, вернувшаяся из Америки, научившись там тупой натянутой улыбке и громким, крикливым, а-ля приподнятым, восхищенным интонациям в работе с детьми, только благодаря которым они и не засыпают на её тренингах для мартышек, решила продемонстрировать мне своё «мастерство». Да простят меня мартышки, образ дрессировки которых неизбежно всплывает при наблюдении подобных занятий с подопытными человеческими малышами, безропотно подчиняющимися любому опыту над собой (подчеркну, опыту, имеющему цели совершенно далёкие от декларируемых ради привлечения клиента и получения своих дивидендов). Вся на шарнирах, до истеричного состояния, вся, как говорится про таких, в дешёвых понтах… И вот вы настолько ей доверяете, что ведёте за ручку и отдаёте своё самое дорогое и драгоценное?! Как же нужно быть добровольно ослеплёнными или такими же прожженными лицемерами - ворон ворону глаз не выклюет - чтобы так не любить своих малышей с их доверчивыми ангельскими глазами, вынужденных сидеть и выполнять приказания этих стерв с американскими повадками и программами?!
Ещё немного об этих самых носителях. Говорящих только на чужом и непонятном языке (это почти повсеместное «преимущество» данных контор с носителями) дети почти не воспринимают и не слушаются. Слушаются совсем немного и то только благодаря авторитарной подоплёке данных коллективов, где авторитетность носителя имеет самый открытый, доходящий до подобострастия перед ним, характер (и, естественно, носится самим носителем как дорогой костюм - с чрезвычайной охотой и сознанием собственной значимости). А то немногое послушание и покорность достигаются в таких условиях только повышенным тоном, одёргиванием и психологическим давлением, которое, вот здесь внимание, пожалуйста! - которое дополнительно поддерживают и сами родители, а также няни детей. Я своими глазами видела, как няньки и маманьки отчитывали своих 4-6 летних детей за то, что те, видите ли, вяло занимались с носителем! Ай-ай-ай, какие дрянные дети! А директорша такого «учебного» заведения довольна: денежки текут, носитель клиентам на входе улыбается - всё на мази.
Ну а дети? Детей жалко во всех отношениях. Они страдают и от такого «общения» с носителями, и от других «прогрессивных», как ЕГЭ, либеральных подходов руководства к воспитанию. Ситуация: старший в группе мальчик систематически обижает младшего новичка. На мои слова о происходящем австралиец высокомерно ухмыляется, дескать, ерунда это. Директриса же категорически запрещает мне разговаривать с родителями обидчика на эту тему, выдвигая свой железный аргумент: они платят деньги, их чаду можно всё. Как же коротки умом люди таких вот рыночных, либеральных взглядов и отношений! До неё не доходит даже такой очевидный факт, что родители мальчика, которого здесь разрешают обижать - тоже платят деньги, такие же большие! И уж не за то, чтобы его обзывали и гнобили! Кстати с родителями обидчика я всё-таки поговорила - очень вежливо, спокойно, доходчиво и успешно, после чего они провели с ним дома беседу, и он стал лучше относиться к новичку, и вообще изменил свой образ поведения, даже как будто бы стал более внимательным, открытым и понимающим. А директриса за это попросила меня уйти «по собственному желанию». )))
Занятия с такими носителями и «гуру», постажировавшимися в америках, отбивают у детей любовь к языку, и даже рождают к нему настоящую неприязнь. А если это детский садик полного дня, где дети проводят бóльшую половину своей сознательной жизни, то там они вообще лишены и полноценного общения, и разностороннего развития. Зато с Носителями! Которые бубнят что-то непонятное на непонятном детям языке, и так целый день и каждый день. А вдобавок периодически появляется директорша и, заметив, что русский педагог-воспитатель по-человечески общается с четырёхлетним ребёнком на его родном русском языке, делает замечание - чтобы воспитатель разговаривала только на английском. В очередной раз при этих её словах ребёнка как ветром сдуло: почуяв, что ему опять предстоит, он быстренько сообразил ретироваться в угол с игрушками. Через минуту приходит мамка ребёнка и укоряет его за то, что он молчит в ответ на английскую речь директрисы в его адрес: «Почему ты, Ваня, не отвечаешь по-английски, ну-ка давай-давай!». Ваня закатывает глаза и сквозь зубы цедит: «У меня уже уши и всё устало от этого английского».
Это я не выдумала, это дословная цитата из жизни, из моей практической педагогической работы в одном таком месте. А иногда доходит до смешного. Например, когда наблюдаешь, как носитель или директриса, порхающая перед ним на цыпочках, упорно что-то тарабанят деткам на английском языке, а дети, ничего не понимая, даже не обращают на них никакого внимания, занимаясь своими играми, в то время как эти настойчиво продолжают свой цирк с кудахтаньем на непонятном языке да ещё негодуют от того, что дети на них совершенно не реагируют. Ни глаз не поднимут, ни головок не повернут, ничего, как будто бы тех и нет вовсе, пустое место. Очень забавно, особенно, что те - «пустое место» - ещё и злятся. Очень «элитный» маразм!
Я не говорю, что не встречаются исключения и так абсолютно везде, что все языковые носители плохи, боже упаси. Но есть и такие, как я описала, из личного опыта работы. Так что, уважаемые родители, будьте бдительны, не будьте лохами, которых дёшево разводят на деньги - вы не сможете потом повернуть всё вспять и компенсировать плохое образование и воспитание вашего ребёнка. Хороший русский педагог иностранного языка в сто раз лучше плохого носителя. После моих занятий, дети не начинают ненавидеть язык, как после этих носителей. Обычно дети с радостными воплями и улыбками на лицах несутся на мои занятия и нередко, встретив меня ещё до занятия, облепляют меня и забалтывают своими рассказами кто о чём, тянутся обнять, взять мою руку и прижаться к ладони щекой, а маленькие часто тянут ко мне ручонки и просятся «на ручки»… А с занятий они выходят и со знаниями, и с хорошим настроением. Хотя платят мне в разы меньше, чем носителям и всяким стервам, пожившим в Америке.
Ну ладно бы эти жёны бизнесменов, у которых не хватило мужниных денег на собственную галерею современного искусства, салон красоты или ресторан, и которые, дабы иметь более дешёвый, но не менее тешащий самолюбие и тщеславие бизнес, приносящий доход, открывают частные садики, «центры развития» и т.п. - они хотя бы вкладывают свои, вернее, заработанные на другом бизнесе, деньги. И совсем другое дело - это кровососы, присосавшиеся к городской муниципальной недвижимости и городскому бюджету! Эти вампиры и вампирши благодаря своим связям в чиновничьей своре не платят аренду за помещения, где работают их полугосударственные-получастные садики, и получают деньги сразу из двух источников: и из бюджета, и оплату с родителей. Не вкладывая ни каких бы то ни было материальных средств, ни каких бы то ни было интеллектуальных ресурсов - они просто гребут бабло. Сосут отовсюду, откуда только можно. Т.е. преспокойно сидят своими заплывшими от жира задницами на двух очень мягких креслах. И это именно они меньше всех платят педагогам и воспитателям - ведь им о выживании и думать не приходится. И сколько они ни плати педагогам, сколько ни унижай их любыми другими условиями работы - да увольняйтесь хоть все, не жалко, ведь всегда найдутся меднолобые или рабски покорные - им по барабану! Они ведь ничем не рискуют! У них ведь не висит грузом аренда: набрали детей, нет - а ежемесячно вынь да положь, как говорится. И будет ли дополнительный доход, нет ли, а бюджетная копеечка всегда капает! В одном таком месте тебе спокойно могут предложить 13 тысяч в месяц при пятидневной рабочей неделе в должности воспитателя (Москва, 2012г.), в другом «целых» 18 - и это уже потолок. Тогда как директорши-бизнесвумены уж хотя бы 20-то тысяч платят воспитателю за такую же работу, иногда и побольше.
Эти номенклатурные блатные тётки (как правило, родственницы чиновников) ножка на ножку сидят в кабинетиках, и только и занимаются что осваиванием поступающих с разных сторон средств, а мы, педагоги-нищеброды, возимся на ковре с вашими детками, получая крошки с их барского стола. Вы, уважаемы родители, когда-нибудь удосужились спросить у педагога или воспитателя, работающего с вашими детьми, какая у него зарплата?! А какие у их начальства зарплаты и доходы?!
Лично меня родители, подъезжающие к детскому центру на джипах, да с личными водителями, только один раз за восемь лет спросили о том, сколько я получаю за ведение занятий. И когда я им сказала сколько, они искренне удивились, что так мало. А то ещё была самая высокая из оплат за преподавание иностранного языка в том детском центре!
А вы когда-нибудь слышали, в каких оскорбительных выражениях и наглых интонациях заведующие и директрисы этих садиков и центров разговаривают с педагогами и воспитателями, которые вынуждены у них работать, потому что альтернативы им нет? Не слышали? Видите, как вам хорошо и спокойно спится. А теперь представьте, как спится человеку, горбатящемуся каждый день за сущие гроши, которых хватает только на квартплату и еду (больше ни на что), и в конце трудового дня слышащему только поддёвки и упрёки, недовольство, которое у начальника всегда найдёт свою причину. Но, предвосхищая недоумение на тему того, что, дескать, ведь и в любой другой работе всегда найдётся недовольный начальник - спешу заметить: самое-то главное в нашем случае - это предмет «работы», предмет деятельности!.. Ведь здесь предметом приложения старания и сил, внимания и энергии, ума и чувств …являются ДЕТИ! Дети!!! И даже то, как спится униженному или обиженному человеку, или даже от одного только осознания того, что он самый неквалифицированный сброд, судя по размерам зарплаты, существующий на копейки, в то время как его начальники на иномарках, в золотых часах и т.д. и т.п. - всё это НЕИЗБЕЖНО отражается на детях! И ведь речь здесь не о зависти, как снова можно услышать недалёкие рассуждения, а об УНИЖЕНИИ условиями труда (одним из которых является достойная его оплата)! А ведь вы ещё хотите и требуете, чтобы она («воспиталка», «училка») всегда вам улыбалась, была приветлива и расторопна, позитивна и вообще сочетала бы в себе всю предупредительность и лакейность обслуживающего персонала с …воплощением и проводником высокой культуры и интеллигентности, опрятности, душевности, профессионализма,.. многих других человеческих и моральных качеств.
Что ж, хотеть не вредно! Только, прочтя эти строки, напрягитесь и вспомните: с кем сейчас ваши дети - с увлечёнными профессионалами своего дела (которые нередко вынуждены работать в неуважительных условиях), или с сервильными приспособленками, которые приходят на работу отрабатывать зарплату (нехитрым навыком угождения начальству, которому только того и требуется), и которым совершенно наплевать на то, что их работа каким-то образом оказалась связана с детьми, а не с разведением породистых собачек (хотя, с собачками, может, было бы и веселее, и доходнее…). И впредь не забудьте, что ваши дети в руках этих людей (меж двух огней): хитрого и алчного руководства подобных заведений (вне зависимости от того - предприимчивая хищница возглавляет его или наглое и алчное муниципальное ворьё, конечно, одинаково с вами вежливые и обходительные), с одной стороны, и несчастного обиженного обслуживающего персонала - с другой (вымещающего свои обиды на ваших детках, пусть даже невольно). А как вы хотели? Круговорот воды в природе. В жизни всё взаимосвязано. И если рядом есть несчастный обиженный человек - не быть вашему личному эгоистичному счастью полным и безоблачным.
Я, автор книги «Ненавижу школу», некогда пришла в ужас от увиденного в современной школе, о чём решила заговорить на страницах своей книги, в интервью, в статьях и телепередачах, защищая прежде всего интересы ребёнка, ученика, и его родителей, обеспокоенных плохим качеством образования. Ну, и скажите: кого я защищаю?! Вас, кто ни разу не вступился за обижаемого педагога, не желая вступать в конфликт с директором школы, садика? Вас, кто ни разу не поинтересовался: а как ты живёшь, учитель, воспитатель? А ведь хорошие педагоги - это как раз те, кто не «бомбит» на репетиторстве в ущерб качеству работы в школе или садике, кто не водит шашни с коррумпированными директорами ради премий, разрядов и других привилегий, кто не вымогает деньги у родителей за хорошие оценки и т.п. Именно хорошим педагогам как раз не хватает на сапоги. Вы хоть раз хоть что-нибудь сделали для него, для хорошего педагога? Ну, кроме формально принятых цветов и сувениров на праздник - это не в счёт. Сделали? Нет. Тогда почему я или кто бы то ни было ещё должен отстаивать и защищать ваши права и права ваших детей? Почему нам, педагогам не должно быть наплевать на то, как растут и обучаются ваши дети, если вам глубоко наплевать на нас, и на то, как нам работается, соблюдаются ли наши права и т.д.!
Запомните раз и навсегда, что пока педагог не будет защищён и в материальном, и в моральном плане - ваши дети будут и останутся слабым звеном. И никакие репетиторы, гувернантки и частные заведения вам не помогут, потому что там работают те же униженные и оскорблённые педагоги, а также ушлые стервы, создающие видимость заботы о вашем чаде и сосущие из вас ваши деньги!
Блин, вы же все против ребёнка! И паразиты, зарабатывающие на нём, и родичи, отдающие его в лапы этих упырей. А хороший учитель стоит рядом и плачет, о ребёнке и о себе самом, вспоминая о Макаренко, о Толстом, о своих мечтах быть Педагогом, а не обслугой, и воспитывать Человека, а не бегать по конторам и подработкам, вкалывая за гроши и закрываясь от орочьих пинков и плевков.
Или всё-таки, наконец, повернётесь к лесу с вурдалаками задом, а к педагогам передом? А, родители?
С Днём Учителя!
Зинна.