Александр Прох-нов
Потерявшие ориентацию.
Впечатления от спектакля Сергея Кургиняна “Креакло Humanis”
Я был зван Сергеем Кургиняном на этот спектакль, о котором слышал не один год и который всё не появлялся в его экстравагантном и таинственном "Театре на досках". Само оповещение о предстоящем действе велось по интернету. Билеты не продавались, а дарились.
Будущие зрители проходили тестирование и собеседование, словно их отбор предполагал выявление в человеческом племени особой, редкой породы, способной воспринять кургиняновскую драматургию. Спектакль обещал приоткрыть тайну "Творческого Центра", о котором слывет молва как о закрытом обществе или магическом ордене, собравшем в свое лоно кудесников, прозорливцев, предсказателей будущего, где отдельные человеческие интеллекты и дарования сложились в надличностный разум, многократно усиливающий мыслительные способности каждого. В это можно поверить, знакомясь с блестящей аналитикой "Центра", с работами по метаистории и "организационному оружию", теории развития и исторической роли спецслужб, феноменологии власти и социальному проектированию. Сам Кургинян слывет адептом "красного смысла", метафизиком коммунизма, хранителем той загадочной мистической культуры, которая таилась в глубинах советского строя. Той неуловимой энергии, что по сей день брезжит в розовом кристалле мавзолея, в "красном пантеоне" кремлевской стены.
Зал, куда я пришел, был полон на одну треть. Публика была не знакома. Ни завсегдатаев кургиняновского "клуба", ни известных театральных критиков, ни VIP-персон. Сцена без занавеса, огромный черный куб с едва различимыми конструкциями - то ли обесточенная и обезлюдевшая полость космического корабля, то ли производственный цех, где новейшие технологии не требуют людей и источников света.
В этот раз главную роль исполнил сам Кургинян. Забегая вперед, скажу, что сыграл он великолепно. Особенно учитывая всю ее сложность и неоднозначность его роли.
В центре повествования стоит одинокая фигура Оппозиционера, Оранжиста, этакого собирательного болотного персонажа. Его/ее зовут Анна-Варни. На самом деле Сергей Еревандович позаимствовал этого персонажа из мрачной западной культуры разложения, потому что неожиданно узнал в нем тех, кто стремится принести эту жутковатую современную Европу, ту Европу, что утратила Бога, в наш дом, в Россию.
Так кем же является Анна-Варни, этот сконцентрированный оппозиционер? Оппозиционер - мрачный демиург-креакл современного либерального мира - кто он?
Анна-Варни не имеет ни пола, ни ориентации, что становится понятно уже из мастерски выполненного грима и костюмов, в которых Сергей Еревандович изменился до неузнаваемости. По концепции Кургиняна - Анна-Варни трижды меняло пол и, в результате, окончательно потеряло ориентацию. Возраста это существо тоже не имеет. Оно молодое, но и старое одновременно, потому что у него нет будущего. Но все эти описания ничего не дадут. Понять этот образ невозможно, его можно только прочувствовать.
На протяжении трех часов Анна-Варни в исполнении Кургиняна кривлялось, ползало по полу, лазало по декорациям, билось в конвульсиях, рыдало и пело. Пел проникновенно и жутко. Пел голосом ни мужским и ни женским, ни молодым и ни старым. Он пел голосом существа, которое заглянуло в себя и полностью осознало свою безысходность, свой тупик, свое абсолютное поражение в борьбе с Богом и с Россией. Анна-Варни - это обреченный либерал, обреченный потому, что не может перестать быть либералом. Но и жить дальше для него мучение. Анна-Варни, как мне видится, это темный двойник всякого хипстера. Стоит последнему выключить свои бесконечные айфоны и айподы, телеканал “Дождь” и радиостанцию “Эхо Москвы” как он увидит в зеркале Анну-Варни и ощутит весь ужас либеральной экзистенции.
В конце спектакля Сергей Еревандович упал на сцену и помощникам пришлось его выносить и отпаивать коньяком. Как актер он выложился по полной, но свою задачу выполнил: все присутствующие в зале были потрясены. По завершении спектакля возникает шок, как от перепада давления, как от моментальной потери нескольких часовых поясов или резкого перехода из Полярной ночи в Полярный день.
К сожалению, а может быть к счастью в театре запрещено снимать на видео. И это повод прийти еще раз. Чего и Вам желаю.
P.S. С удивлением узнал в недавней беседе с Кургиняном, что он задумывал воспроизвести укороченную версию спектакля (длительностью 30-40 минут) во время митинга на Поклонной в феврале 2012 года. Но передумал. А жаль.
источник