Распад Советского Союза и связанные с этим процессы многократно обсуждались, писались книги, снимались фильмы. С. Е. Кургинян доказывает, что именно борьба КГБ с КПСС и желание советской элиты развалить надстройку для распила базиса и явились основным фактором «геополитической катастрофы 20 века». Не затрагивая вопрос верности диагноза С. Кургиняна и не оценивая верности сценариев (была ли эта неудачная попытка модернизации Империи, как я считаю, или же версия С. Кургиняна верна), не оценивая даже собственно роли борьбы КГБ с КПСС в развале СССР и прочих вопросах, обратим внимание на вопрос представляющий наибольший интерес для понимания пост-СССР, а именно: деятельность КГБ СССР в среде интеллектуалов, творческой интеллигенции, созданных ею структурах и их жизнедеятельности в пост-СССР и, естественно, влиянии этих процессов на современную Армению.
В своих многочисленных публичных выступлениях С. Е. Кургинян (1) подробнейшим образом рассматривает деятельность Ю. В. Андропова, говорит об О. В. Куусинене, М. М. Бахтине, 5-ом управлении КГБ и многом другом. Говорит об идеологической борьбе с КПСС силами КГБ и контролируемыми КГБ «диссидентами». Но он не говорит об одном крайне примечательном деятеле - философе, психологе, антропотехнологе и методологе Г. П. Щедровицком, одном из основателей Московского логического, впоследствии, и методологического, кружка, членами которого были А. А. Зиновьев, В. А. Грушин, М. Мамардашвили и многие другие. Сам Г. П. Щедровицкий читал курс лекций в 1989 году в театре Кургиняна «На досках», а Щедровицкий-младший и Кургинян в некоторых кругах считаются «братьями по оружию».
Щедровицкий Г. П. (см. Кургинян и Русский институт -
http://zlobnig.livejournal.com/355742.html)
Это тем более удивительно, что в конце 80-ых наряду с А. Чумаком и А.Кашпировским и многими другими явлениями таким же массовым феноменом было своеобразное победное шествие Г. Щедровицкого, его методологии и ее адептов. В статье неоднократного участника ОДИ (организационно-деятельностных игр) Валерия Лебедева «Игротехника от Щедровицкого до Ходорковского» отмечалось: «Странным образом, в советской прессе (тем более на телевидении) нигде и никогда не говорилось об этом, можно сказать, массовом движении и вовлечении в ОДИ.
Хотя оно было совершенно официальным. Ибо игры заказывались, например, руководством области или министерства, или заводом. Решение, разумеется, утверждалось также на парткомах. Бухгалтерия выделяла немалые средства. Нужно было оплатить приезд команды игротехников - это иногда человек 15-20. Всех разместить (часто в хороших гостиницах). Всем выплатить гонорары - причем немалые. Помнится, я привозил с одной игры до 1000 рублей - тех, еще полновесных, (…) Затем, командировать на игру (на неделю или даже больше) своих работников с сохранением содержания. (…).
В свое время я много участвовал в организационно-деятельностных играх (ОДИ), придуманных и основанных Георгием Петровичем Щедровицким в 1979 году, которого я хорошо знал на протяжении лет двадцати. Участвовал в играх и с самим Георгием Петровичем, и с его сыном Петром, и с Сергеем Поповым, и с Борисом Островским, и с Александром Левинтовым.
Немного скажу об организационно-деятельностных играх (ОДИ). Это важно для того, чтобы стало ясной суть нынешних игр и школ, которые раскинул ЮКОС по всей России.
Суть игр, придуманных Щедровицким в 1979 году, была в том, что собирается группа участников (это могли быть специалисты уровня от инженеров до министров, от секретарей обкомов до работников республиканской прокуратуры), в каждой группе есть свой “направляющий” - игротехник. Возглавляется игра руководителем. В групповой работе начинаются как бы стандартные процедуры: самоопределение, проблематизация, схематизация и пр., затем всякого уровня рефлексии (это больше на пленарных заседаниях). Нет, не стоит описывать технологию. Все равно не передать того, что есть игра. Игра могла продолжаться неделю, каждый день с раннего утра до поздней ночи. Даже ночные танцы входили в игру. И никто не хотел спать (и не нуждался!) более 5 часов. Чем дальше, тем больше участники входили во вкус. Они не хотели уезжать. Не хотели возвращаться в понурую действительность. Они начинали летать на тех самых крыльях мышления, которые у них отрастали и крепли изо дня в день. Как в сауне только минут через пять сидения тело начинает выделять пот, так в игре мозг начинал через какое-то время сочиться идеями. И заменить участие в игре нельзя ничем, точно так же, как нельзя пересказом о сауне вызвать то самое “банное состояние”.
После игры участники говорили, что они испытали настоящее счастье от самого процесса мышления. Такое сильное, какого они не испытывали даже от любви, не говоря уж о водке.
Некоторые приходили в себя по несколько недель, и все мечтали снова попасть на игру. А уж совсем некоторые становились маньяками игры, игроманами. Они ездили на любую игру за свой счет, даже платили за участие в ней. Для руководителей игры это было целой проблемой.
Да, была зима начала 1989 года. Иркутск. Мороз 30 градусов, Ангара дымится белым паром. До водораздельного августа того же года, когда в “Новом мире” были напечатаны избранные главы “Архипелага ГУЛАГ” еще 7 месяцев. Никто еще не отменял (и даже не помышлял об этом) 6-ю главу “брежневской Конституции” от 1977, повествующей о направляющей и руководящей роли КПСС в советском обществе.
В центре Иркутска в большом дореволюционном здании Городской Думы идет организационно-деятельностная игра с депутатами и кандидатами в Областной совет. Само собой, присутствует и участвует областное советское и партийное начальство. Игра с самого начала снимает идеологические и политические опасения. И ограничения. То, за что можно положить на стол билет в реальной жизни, здесь разрешается. На что это похоже? Да хотя бы на военные и штабные игры. Там ведь тоже одни воюют за красных, а другие - за синих. И победившие синие не считались же антисоветчиками, можно сказать - белыми. Играл за синих незадолго до войны Жуков, победил и получил награду, а не был расстрелян как пособник троцкистско-фашистской банды.
На игре вводится такой элемент, как brain storming - мозговой штурм. Это ситуация, когда для решения проблемы разрешается предлагать любые, даже самые, на первый взгляд, экстравагантные или даже безумные идеи. Функция критики, фильтров и всякой рефлексии на этом этапе снимаются и не разрешаются. Просто фиксируются все поступающие идеи, составляется их реестр.
Например, для разрешения некоторой экономической ситуации, для того, чтобы ускорить процесс кооперации и успеть опередить в конкурентной борьбе некоего условного соперника для завоевания места на мировом рынке можно выдвинуть нелепую идею о введении частной собственности на средства производства. На партхозактиве подобное немыслимо. Исключение, увольнение, а то и отсидка. А на игре - можно. В игровой ситуации в работе в группе тот, кто пользовался моделью частного предпринимательства, оказывался впереди тех, кто увязывали свои порывы и новации через Госплан, Госкомцен, Министерства и управления.
В игре это было можно. Хотя и приводило психологически (да и идеологически) к весьма нежелательным для коммунистических устоев последствиям. Но тогда, в конце 80-х годов опасность подобных игрищ еще не просматривалась. Наоборот, считалось, что они содействуют перестройке, новому мышлению, возвращению к ленинским истокам НЭПа, кооперативному мышлению и развязыванию массовой инициативы населения на местах.
В мае 1996 года Компания предложила одному из руководителей лицея “Подмосковный” разработать подобную игровую программу для школьников наших отдаленных нефтяных городов и поселков. И уже летом того же года первые массовые игры под названием “Новая цивилизация” прошли в Нефтеюганске, Новокуйбышевске, других городах...
Летом 2000 года в живописном уголке Краснодарского края - Красной Поляне - дети нефтяников из Москвы и Самары, Сызрани и Воронежа, Нефтеюганска и Безенчука, Красноярска и Новокуйбышевска, Ачинска и Суходола, Жигулевска и Орла, а также других больших и малых городов России создали республику Ньюландию, - рассказывает президент межрегиональной общественной организации детей и молодежи “Новая цивилизация” Анатолий Ермолин. - В ньюландском государстве - все как у взрослых. Выборы президента и парламента, формирование правительства, государственная служба и частное предпринимательство, начисление зарплаты и расчеты с налоговой инспекцией. В процессе игры ребята также узнают, как работает Компания, каковы ее цели и задачи.
Идеология Ньюландии в общем-то проста и прозрачна. Мы стараемся возродить вполне реальное ребячье движение - вспомните незаслуженно забытых Тимура и его команду...
Как поется в ставшей гимном Ньюландии любимой ребячьей песне:
Будут все проблемы решены,
Будут встречи с новыми друзьями,
Главное, что мы понять должны -
Жизнь свою творим и строим сами!”
Примерно то же самое в сходных словах излагалось во многих других газетах. Например, разражалась панегириком статья “Все достижения цивилизации - в гости к нам” в “Комсомольской правде” от 9 января 2001 года.
Итак, было известно, что существуют лагеря подготовки молодежи, начиная со школьного возраста. В них царит дух корпоративной этики. Дети учатся зарабатывать и складывать на свои личные счета “рудолы” - деньги Ньюландии (от РУбль-ДОЛлар). Кто больше заработает, тот передовик. Кто обойдет других при выборах на должность министра финансов Ньюландии, а конкурентов завалит - тот самый большой молодец. А уж кто всех задвинет, а сам станет президентом игрового ЮКОСа - тот просто удалец.
Click to view
Были пионеры - всем ребятам примеры, а стали навигаторы - всем ребятам кранты. Да и вообще тут много вариантов. Например:
Навигатор - всем ребятам кредитор. Точнее - секатор. Эвакуатор. Плантатор. Или даже инквизитор.
В любом случае - навигатор - это триумфатор. А уж премьер-министр Ньюландии - и вовсе диктатор. Не рифмуется министр-диктатор, но это ничего. По рифме - издевательство, зато по существу - верно.
При всем том, корпоративный дух навигаторов питался как бы из двух разных источников. Один - это идеология ярого индивидуализма. Под девизом: сам выплывай, а товарища утопляй. Утопляй - не совсем по-русски, но для языка будущего, на котором скоро станут говорить в Ньюландии, как раз в самый раз.
Немного эту идеологию потом заимствовали в новой русской игре “Слабое звено”. В ней группа, именуемая командой, стоящая в полукружии, отвечала на разные вопросы. Вроде того, сколько километров от Земли до Альфа Центавра, или какова удельная плотность ртути, если ее растворить в царской водке.
Кто отвечал - тот молодец-удалец. Кто на примерно такого же типа вопрос запинался, получал штрафной балл. По завершении сеанса все должны были проголосовать за набравшего наименьший проходной балл. А это не простое дело, так как можно ответить частично правильно. И ответить быстро. Или более правильно, но медленнее. Так что тут играла роль внутренняя симпатия. Но в гораздо большей степени - желание ближнего своего завалить, а себя вытащить. Ибо победитель получал деньги. Вот так и топили друг друга. Ведущая, в точности по виду и манерам Эльза Кох (садистка, надсмотрщица и жена коменданта из концлагеря Бухенвальд), холодно-свирепо возвещала: “Вы - самое слабое звено! Па-а-а-а-прошу покинуть площадку!”
А вот второй ингредиент психики нового русского навигатора - это как раз нечто корпоративное. Ну, как бы вариант коллективного. Только все-таки не то. От коллективного там были упомянутые линейки, сборы, доски почета, поиски спрятанного знамени ЮКОСа (тоже игра), совместные песни. Они давали ощущение приобщенности к своего рода “тайному” сообществу. Нечто вроде масонской ложи. Но разве масонов можно было бы назвать коллективистами? Ни в коем разе. Так и тут.
Мы - в одной ложе, но уж внутри нее каждый за себя. И ты, “друг”, имей в виду, что во время деловой игры в выборы, или при конкуренции наших банков, или там, при заключении договоров на поставку нефти из нашей Ньюландии в Китай, я, чуть зазеваешься, так огрею тебя рудолом, что уже не встанешь. Сгною и похороню по первому разряду с кистями и глазетом.
В детских летних школах ЮКОСа (сейчас имеются в 19 городах), в которых “градообразующим” предприятием является как раз ЮКОС (там выбирать не из чего, других предприятий просто нет) царят любопытные порядки. Например, в них запрещен интернет, радио, у курсантов отбирают сотовые телефоны, нет телевизоров. Это, как и линейки со сборами, как ношение униформы и галстуков с цветами ЮКОСа и пение корпоративного гимна можно расценивать как нечто очень положительное. А можно - наоборот, как отрицательное. Дело вкуса. Положительное, де, потому, что дети там свободны от всяческого внешнего влияния извне. Они совершенно свободны в своих решениях и руководствуются только своими правилами. Никакие дяди им не указ. Полная свобода, прямо как на необитаемом острове. Кто, к примеру, мог что-то приказать или внушить, навязать Робинзону Крузо? Никто. Потому как никого нет. Он сам приказывал своей козе. К тому же для навигаторов интересы корпорации превыше всего, а это значит - есть дух непобедимой команды! В общем - нечто очень образцово-показательное. А если учесть, что за истекшие восемь лет существования этих школ через них прошли более полумиллиона человек, то становится радостно за будущее, как крупного, так и среднего с малым бизнесов в России. Как раньше было радостно за увеличение поголовья как крупного, так и мелкого рогатого скота в СССР.
Считается, что во второй половине 80-х годов в стране действовало около трехсот команд, каждая из которых проводила в среднем по десять игр в год, при средней численности участников каждой игры примерно в сто человек. Таким образом, за пять лет играми ОДИ было охвачено примерно полтора миллиона человек. Вспоминает Александр Левинтов: «Считаю, что конец Советского Союза - заслуга в большей степени ММК и ГП с учениками, чем ЦК и Горбачева» (4). Левинтов лукавит, якобы не понимая, что ОДИ и был инструментом ЦК и Горбачева для насаждения «нового мышления».
Вот выдержки из лекции Г. Щедровицкого 1989 года в театре «На досках» С.Кургиняна: «Я вам скажу откровенно, хотя понимаю, что меня потом будут забрасывать камнями:
- А я разницы между тоталитаризмом и не-тоталитаризмом не вижу. Понимаете? Не вижу. И считаю: тоталитарная организация есть будущая единственная организация всякого человеческого общества. Просто Германия и СССР немножко, «на ноздрю», вырвались вперед. Но это ждет всех, включая и гордую Британию. Другого не будет, уважаемые коллеги - это ж есть необходимость развития человеческого общества, черт побери!
Это я уже обращаюсь к московской интеллигенции, которую я терпеть не могу... Ненавижу, понимаете, за ее беспринципность, подлость и все остальное. Считаю, что «интеллигент» - это самое страшное ругательство, которое может быть в нашей среде, и говорю, обращаясь уже к Вам, как к интеллигентному человеку. (Дружный смех.)». (9)
А уже в 1993 году в статье «Экономические формы организации хозяйства и современные предпринимательские стратегии» сын и продолжатель дела Г. Щедровицкого П. Щедровицкий пишет: «Реальный деятельностный анализ экономической формы организации хозяйства К.Маркс подменил псевдо-этическим и псевдо-моральным рассмотрением отношений «эксплуатации». (10)
Там же П. Щедровицкий называет пролетариат «несостоявшимся классом», и под конец обосновывает право на средство производство не предпринимателей, а социальной группы, которая обладает «знаниями о способах и формах использования (употребления) этих условий деятельности и технических средств». Этакое идеологическое обоснование передела собственности под власть менеджеров от 5-го Управления, что и произошло: собственность досталась тем, кто «знал»; модернизаторам социализма и в голову не пришло наделить правом собственности народ.
Полтора миллиона человек охваченных ОДИ, и практически информационная пустота и тогда, и теперь. Объяснение этому заключается в том, что эта сила живет, здравствует и контролирует не только крайне серьезные финансы, но и медиа, связанные с ним, обладает не малым политическим весом, а само движение методологов, тесно связанное с «молодыми банкирами», рекрутирует, готовит и координирует тысячи менеджеров для всех сфер деятельности в РФ, и не только в РФ. И конечно же, это не только А. Чубайс (5) или его оппонент, но «брат по оружию» щедровитян С. Кургинян (6), удивительным образом любящий рисовать логические рисунки своих политологических схем. Это много больше, чем конкретные персоналии, хотя, конечно, лишь единицы из прошедших ОДИ оказались в рядах посвященных.
теперь несколько слов о посвящённых:
В начале девяностых годов на базе Особого Конструкторского Бюро (ОКБ) в связи с возросшим интересом к тематике связанной с "Активацией резервных возможностей человека" и поступлением ряда соответствующих военных заказов был создан одноименный сектор в состав которого вошли лучшие специалисты из различных областей науки (медицины, психологии, методологии, электроники, физики, химии,...).
В течении последующего десятилетия сформировались специфические подходы в изучении данной темы, были получены интересные результаты и разработки. Собрался дружный коллектив энтузиастов посвятивших себя всецело этой работе.
В связи с общей реорганизацией государственных предприятий, резким сокращением заказов Космического и Военного комплексов страны, изменением основного направления деятельности ОКБ на бытовую медицинскую электронику и конверсионные разработки, это направление было закрыто.
Группой ведущих специалистов в 1999 г. была создана независимая самофинансируемая Научная Творческая Лаборатория Психотехнологий "МОСТ"
слово мастера:
Click to view
на что то это очень похоже...
теперь немного "теории" (можно не читать):
Метаигры. Обобщения
Человек всегда играл в игры.
В детстве игра - инструмент познания мира и приобретения социального опыта. В студенческие годы игра - способ через модели освоить новые роли и области знания. Для бизнеса и государства игра - способ проверить жизнеспособность стратегии развития.
Перекосы в попытках объять необъятное мы видим сейчас в доминировании компьютерного моделирования в играх, в фактическом проигрыше формата организационно-деятельностных игр (ОДИ), как "единственно правильного для формирования стратегии" , в кризисе сегодняшней образовательной модели.
Работа с будущим требует сочетания всех видов моделирования деятельности в условиях ограниченного времени и места. Участники такого проекта должны привнести в игру и различные экспертные позиции, и ролевые компетенции, и современный подход к информационным технологиям.
Чтобы уйти от рамок стратегических линий, необходимо перейти к сценированию и к созданию моделей множества параллельных процессов, а не только параллельных ситуаций и цепочек событий.
Чтобы в игре выстраивать будущее, игра должна моделировать жизнь во всех ее проявлениях. Тогда участники игры будут стремиться использовать все доступные им системы мышления для управления игровой ситуацией.
Очевидно, чт вместо расширения границ игровых форматов необходимо перейти к синтезу комплексных систем, мета-систем, соединяющих возможности всей существующей типологии.
В России уже более 12 лет существует опытное поле подобных игр, не используемое в научном обороте. Этот формат зародился в результате пересечения деятельности представителей нескольких социальных движений - ролевых игр, учителей-новаторов, футурологов и социотехников.
Мы называем этот синтез МЕТАИГРОЙ. Первые метаигры появились в 1998 году и представляли совмещение ОДИ, ролевых игр, имитационных моделей и интернет-форумов.
Метаигры прошли путь от общественных экспериментов до локальных внедрений в нескольких ВУЗах страны, непрерывно изменяясь и вбирая различные игровые форматы. Сегодня они превратились в успешно работающую мозаику технологий под названием "социальный тренажер".
В рассуждении работы с будущим метаигры используются так:
Во-первых, процессы метаигры можно использовать в качестве основы и в качестве проверки работы ситуационного центра. Метаигра позволяет быстро проверить жизнеспособность нескольких социальных сценариев с учетом экономических, политических, культурных и иных процессов, отраженных в моделях игры.
Во-вторых, Метаигра создает для участников единое смысловое поле, что особенно важно для выработки стратегии Участники игры не просто заявляют образ будущего. Они проживают его, наполняют внутренней связностью и деталями, которые невозможно создать в теории.
Чтобы экономически метаигра была оправдана, мы собрали уже множество кубиков-технологий. В основном это программные комплексы, обслуживающие разные процессные модели. Завод. Банк. Магазин. Биржа. Логистика. Общественные институты. Медиа. Лаборатория. Для каждого элемента реального мира мы делаем модель-кубик, помогающую расширить спектр возможных действий участников - ведь чем больше элементов будет доступно - тем более достоверной будет игра.
Про каждый из элементов мы напишем отдельную историю, а про систему управления компетенциями - и не одну. Оставайтесь с нами.
2. Тема Неврота, не нашедшая своего пространства для обсуждения с авторами, так бы и осталась без последствий,
если бы, роясь/капаясь в свои бумагах для конференции, вдруг не обнаружил наметки своего второго доклада, который я, прочитав список тем участников, решил сделать, так как моя тема - иннограда - могла «не пойти» в совершенно другой семантической среде.
3. Но... процесс пошел почему-то! - дальше... (Может быть из-за чувств, которые проявила ко мне вдруг возникшая «Анка Пулеметчица»?! она же Анна Ильина. Видит Бог, наша (???) игра с ней игра была очень семинарно-кошерная!!). И вот, читая эти свои заметки, вдруг начинаю понимать, что тему Неврота можно рассмотреть и в жанре ТАРО(!!!).
НО… мировой глобальный финансовый кризис показал, что прежняя система почти что исчерпала себя, и сейчас как раз должно произойти ТО САМОЕ НОВОЕ первичное выделение из окружающего пространства, которое как раз и есть та самая начальная точка истории «базового текста», нового цикла, которое «всегда случайно» (М. Мамардашвили).
подробнее
здесь но не рекомендую опасно для мозга
на что то это всё очень похоже...
Click to view
использованы материалы:
http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=70215 http://www.gilbo.ru/index.php?page=vokrugigr&art=2198 http://metaver.ru/2010/metagames-summary/ http://www.psymoct.com/laboratory/person.html http://psymoct.livejournal.com/ так же по теме:
Психотехнологии на службе СЕКты