3
В указе было три пункта. Первый определял, какие решения СБ оформляются указами президента, а какие - распоряжениями. Второй вменял руководителям федеральных и местных органов обязанность беспрекословного выполнения соответствующих решений СБ. Третий - са мый важный в документе пункт - возлагал на секретаря СБ не только "контроль за реализацией решений СБ и указов президента РФ по вопросам безопасности"(из "Закона РФ о безопасности"), но и "координацию деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений".
С формальной точки зрения указ развивал Закон "О безопасности", определяя механизмы его выполнения в соответствии с международной юридической практикой. До принятия указа
Юрий Скоков если и "координировал исполнительные органы", то в достаточной мере явочным путем, в обход представительных органов на местах.
Теперь он получил эту возможность вполне официально - в силу того, что по Закону "О безопасности" одной из основных задач СБ является "определение жизненно важных интересов личности, общества и государства".
Поскольку соответствие критерию важности устанавливал сам СБ, то круг вопросов, по которым можно координировать исполнительные органы, был фактически неограниченным. Кроме того, по некоторым данным,
Юрий Скоков рекомендовал президенту отправить в отставку министра иностранных дел Андрея Козырева и вступил в некоторый конфликт с коллегией правительства, когда та посчитала, что деятельность СБ выходит за рамки его функций и ущемляет права Совмина.
4
09 октября 1992 года
Борис Ельцин подписал Указ "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью". Согласно этому документу, создавалась межведомственная комиссия Совета безопасности по борьбе с преступностью и коррупцией во главе с
Александром Руцким .
Секретарю Совета безопасности
Юрию Скокову было поручено обеспечить приоритетное рассмотрение в Совете безопасности мер по борьбе с преступностью и коррупцией. Однако тесного взаимодействия между вице-президентом и секретарем СБ налажено не было.
Александр Руцкой набрал собственный штат МВК и, судя по всему,
Юрий Скоков не принимал участия в работе комиссии и сборе материалов в коррупции в высших органах гос.власти (которые впоследствии был и названы "материалами из "чемоданов Руцкого").
После выступления Бориса Ельцина по телевидению в котором он заявил о введении в стране "особого порядка управления" (10 марта 1993 года),
Юрий Скоков заявил президенту о своем категорическом неприятии президентского курса. По словам самого Скокова, он от казался визировать текст выступления Ельцина. По некоторым данным, именно в марте 1993 года произошло сближение
Юрия Скокова и Александра Руцкого.
Несмотря на то, что
Юрий Скоков формально оставался на своем посту до 15 мая 1993 года, репутация его в глазах президента пошатнулась. В частности, до назначения нового секретаря ни одно заседание СБ не созывалось.
5
13 июня 1993 года на должность секретаря СБ был назначен Главнокомандующий Объединенными вооруженными силами СНГ маршал авиации
Евгений Шапошников . Через несколько дней после своего назначения активный сторонник идеи коллективной безопасности СНГ Евгений Шапошников внезапно подал в отставку со своего прежнего поста Главкома ОВС, заявив о "разочаровании" в том, как к его идее относятся в республиках бывшего Союза.
Этот поступок Шапошникова вызвал негодование у его прежних сослуживцев по Главкомату ОВС СНГ. Вместе с Шапошниковым согласие перейти в СБ дал начальник Центра общественной информации ГК ОВС СНГ генерал-лейтенант Валерий Манилов. Он был представлен президенту и назначен помощником секретаря СБ.
Назначение маршала Шапошникова вызвало неоднозначную реакцию СМИ. Существовала версия, что единственной целью назначения было смещение довольно авторитетной и влиятельной фигуры Главкома ОВС, который мешал российскому министерству обороны проводить собственную политику в вопросах взаимодействия со странами СНГ. По другим оценкам, истинной причиной перевода Евгения Шапошникова на оставленный Юрием Скоковым пост было желание Бориса Ельцина, и - в большей степени - его окружения, избавиться от "людей Скокова" и осуществить организационную чистку СБ.
Все сотрудники СБ были выведены за штат, а реорганизация СБ была поручена Валерию Манилову. На пост заместителя секретаря СБ был назначен бывший руководитель аналитического центра КГБ СССР Владимир Рубанов, известный своим "демократизмом" и дружбой с
Олегом Калугиным.
Однако должной жесткости в кадровых вопросах ни Валерий Манилов, ни Евгений Шапошников не проявили. Одной из наиболее значимых перестановок стала замена руководителя секретариата (им стал полковник Владимир Маркин), изменена структура управлений СБ (бывший заместитель
Юрия Скокова и начальник управления стратегической безопасности Юрий Назаркин стал начальником Управления анализа и информации, лишившись статуса заместителя, а начальник Управления анализа и информации Владислав Насиновский возглавил Управление координации и взаимодействия).
Кроме того численность аппарата СБ была существенно увеличена (до 150 человек, 117 из которых - ответственные работники), а также началась работа по формированию системы межведомственных комиссий СБ, заложенную еще при
Юрии Скокове.
Евгению Шапошникову, по мнению некоторых сотрудников аппарата СБ, был присущ "романтически-идеалистический" подход к решению стоявших задач. Неискушенный в аппаратных играх маршал быстро ощутил, что в его собственных идеях относительно того, как должно ос уществлять защиту интересов национальной безопасности России, никто особо не нуждался.
В августе 1993 года Евгений Шапошников подал президенту рапорт с прошением об отставке с поста секретаря СБ. Отставка, принятая лишь несколько недель спустя, оказалась Борису Ельцину кстати - ему было необходимо "пристроить" вступившего в конфликт с
Егором Гайдаром первого вице- премьера
Олега Лобова . 20 сентября Лобов был освобожден от исполнения обязанностей первого вице-премьера и министра экономики и одновременно назначен секретарем Совета безопасности.
6
Олег Лобов также не стал проводить кардинальных чисток аппарата, ограничившись назначениями заместителя секретаря Владимира Трошина, который состоял в его первых замах в министерстве экономики (ранее он работал в Госплане СССР) и руководителя секретариата (им стал Юрий Колобаев).
Кроме того, при Лобове была проведена очередная структурная реорганизация СБ, который стал состоять из двух управлений (информации и анализа, координации и взаимодействия), секретариата, секторов по обеспечению деятельности МВК (по 2-3 человека).
Три заместителя секретаря курировали:
Владимир Рубанов - преступность и здравоохранение;
Валерий Манилов - оборонные вопросы и безопасность;
Владимир Трошин - экономическую безопасность
К 1994 году было практически завершено формирование межведомственных комиссий СБ. В состав комиссий входят представители государственных ведомств, причастных к решению соответствующих вопросов. В рамках МВК осуществляется координация их деятельности и раз работка конкретных проектов взаимодействия по обеспечению безопасности в соответствующих областях.
На начало 1994 г. при СБ действовали следующие комиссии:
По информационной безопасности. Председатель - советник президента, председатель комитета по информатизации при президенте Аркадий Голубков.
По общественной безопасности. Председатель - заместитель министра внутренних дел генерал-лейтенант
Александр Куликов .
По экономической безопасности. Председатель - заведующий экономическим отделом правительства Андрей Зверев.
По охране здоровья населения. Председатель - генеральный директор корпорации "Фармимэкс" Александр Апазов.
По оборонной безопасности. Председатель - первый заместитель министра обороны
Андрей КокошинПо борьбе с преступностью и коррупцией. Председатель - министр юстиции РФ Юрий Калмыков .
Межведомственная внешнеполитическая комиссия. Председатель - бывший заместитель министра иностранных дел
Анатолий Адамишин.По научно-техническим вопросам оборонной промышленности. Председатель - бывший советник президента по вопросам ВПК и конверсии Михаил Малей, умер в 1996 г.
По экологической безопасности - бывший советник президента Алексей Яблоков
Специальная межрегиональная комиссия при СБ. Председатель - министр по делам национальностей и региональной политике
Сергей Шахрай 01 февраля 1994 года
Борис Ельцин подписал указ, определяющий новый состав членов СБ. В него вошли Николай Голушко,
Павел Грачев ,
Евгений Примаков ,
Андрей Козырев ,
Сергей Шахрай , Сергей Шойгу, Юрий Калмыков,
Виктор Ерин По сравнению с предыдущим составом СБ в него не вошли, помимо
Егора Гайдара и
Бориса Федорова , министр экологии Виктор Данилов-Данильян и министр здравоохранения Эдуард Нечаев.
7
В результате Совет безопасности стал формироваться не по должностному, а по персональному признаку. Эти действия Бориса Ельцина, касающиеся деятельности и персонального состава СБ, могут свидетельствовать:
о неизменности курса на единоличный контроль за деятельностью исполнительных структур путем введения в состав СБ приближенных к нему людей и назначении на должности руководителей МВК своих советников (особенно ярко это было продемонстрировано на примере вывода из состава СБ Эдуарда Нечаева и сохранении за его противником, но приближенным к президенту Александром Апазовым должности председателя МВК по охране здоровья населения)
об увеличении удельного веса СБ. Именно в его аппарате разрабатываются не только рекомендации по вопросам национальной безопасности, но и прорабатываются важнейшие проекты (военная доктрина, программа вооружений, программа борьбы с преступностью, реорга низация спецслужб и силовых структур).
Последняя реорганизация аппарата Совета Безопасности была проведена в январе 1995 г.
Олегом Лобовым . Эти преобразования не носили политического характера, а лишь меняли организационную структуру аппарата СБ. Во-первых, секторы межведомственных комиссий, до последнего времени являвшихся самостоятельными подразделениями, были введены в структуру управлений СБ. Во-вторых, были образованы три управления, каждое из которых курирует заместитель секретаря.
Начальником информационно-аналитического управления был назначен Сослан Гучмазов (куратор - зам.секретаря СБ Владимир Рубанов). Это управление занималось проблемами общественной безопасности, правовым обеспечением аппарата СБ, вопросами информационной без опасности.
Организационное управление возглавил Владимир Лященко (куратор - Валерий Манилов). Специалисты этого управления отвечают за организационную работу, связанную с подготовкой вопросов к заседаниям Совета Безопасности РФ.
Управление стратегических оценок и прогнозов возглавил Владислав Насиновский (был назначен на пост начальника управления СБ РФ еще Евгением Шапошниковым, до этого работал в центральном аппарате Министерства внутренних дел, возглавлял штаб этого ведомства) . Это управление курировал "экономический" заместитель секретаря СБ Александр Трошин.
Управление занималось проблемами экономической безопасности, которые Олег Лобов всегда считал "приоритетными". Специалисты этого управления принимали участие в подготовк е доклада Госкомиссии по расследованию причин обвала рубля в октября 1994 года ("черный вторник").
Руководителем секретариата Олега Лобова был назначен Юрий Колобаев (который руководил лобовским секретариатом в Экспертном совете и в министерстве экономики).
Одним из последних проектов аппарата СБ стала внедрение и техническое обеспечение Ситуационной комнаты президента - своеобразного штаба по моделированию и прогнозированию ситуаций.
По неофициальной информации, к июню 1996 г. в аппарате Совета Безопасности работало около 100 человек.
8
После того, как 18 июня секретарем Совета Безопасности был назначен
Александр Лебедь (совместившего этот пост с должностью помощника президента по вопросам национальной безопасности), было объявлено об изменении функций и задач аппарата СБ. По мнению экспертов, аппарат Совета Безопасности будет заниматься преимущественно проблемами военной и национальной безопасности.
Новым важным направлением в работе аппарата СБ станет выработка концепции борьбы с организованной преступностью и коррупцией (эта проблема была ключевой в предвыборной программе Лебедя "Правда и порядок").
Сразу после назначения Лебедь произвел кадровые перестановки в аппарате Совета Безопасности. Лебедь заявил, что из "старых" заместителей секретаря Совета Безопасности на своем посту останется только Валерий Манилов.
С одним из заместителей секретаря Совет а Безопасности Владимиром Рубановым произошла любопытная история. Утром 24 июня 1996 г. информационные агентства распространили информацию о состоявшейся встрече Александра Лебедя и Владимира Рубанова, в ходе которой Рубанов подал прошение об отставке. Позднее Владимир Рубанов дал интервью, в котором опроверг слухи о своей отставке, заявив, что остается на своем посту.
25 июня 1996 г. Борис Ельцин подписал распоряжение, которым освободил от своих должностей заместителей секретаря Совета Безопасности РФ Владимира Рубанова и Александра Трошина "в связи с сокращением численности аппарата СБ РФ".
Предельная численность аппарата была действительно "сокращена" со 150 до 183 человек. Кроме того, президент РФ своим распоряжением назначил новых заместителей секретаря СБ РФ Сергея Харламова и Владимира Денисова.
О новых заместителях секретаря СБ РФ пока ничего не известно, однако не исключено, что они ранее входили в "тираспольскую" группировку Александра Лебедя, а потом работали в предвыборном штабе Лебедя. Теперь секретарь СБ РФ Александр Лебедь имеет право иметь 4 заместителей, из них одного первого, а также руководителя се кретариата.
Александр Лебедь в одном из своих выступлений обозначил основные направления очередной реорганизации аппарата СБ
Первое. Аппарат СБ будет заниматься вопросами кадровой политики и финансирования тех ведомств, чьи руководители входят в состав СБ. Все назначения на руководящие посты, изменение функций и структуры этих ведомств будут согласовываться с секретарем Совета безопасности.
Второе. В ближайшее время будет введен институт полномочных представителей ведомств в аппарате СБ. Эти полномочные представители будут работать в аппарате СБ на постоянной основе, оставаясь при этом на занимаемых должностях. Все они будут сведены в группу советников или в Оперативный совет при Совете безопасности. По сути дела, это предложение копирует старую модель направления в аппарат СБ сотрудников спецслужб. По плану А.Лебедя, ситуационный центр аппарата СБ будет переподчинен этой группе советников.
Третье. Все аналитические подразделения, входящие в состав различных комиссий, управлений и отделов СБ, будут сведены в единый информационно- аналитический Центр. Как отметил А.Лебедь, ближайшая задача Центра - "определение потенциальных угроз и очагов экс тремизма".
9
10 июля 1996 г. Борис Ельцин подписал
указ № 1024 , которым утвердил
положение о Совете Безопасности и структуру аппарата Совета Безопасности. Принципиально новым моментом в принятом документе стало то, что секретарь Совета безопасности имеет теперь право проводить рабочие совещания с членами Совета Безопасности. Этим указом секретарю СБ были предоставлены дополнительные полномочия.
Александр Лебедь теперь уполномочен осуществлять документальную проверку работы федеральных органов власти по обеспечению безопасности страны, выносить на рассмотрение СБ и президента предложения по привлечению к ответственности руководителей федеральных органов власти, на которых возложены функции обеспечения безопасности страны. Кроме того, секретарь СБ по поручению президента будет предоставлять информацию на ответственных работников, рекомендуемых к назначению на высшие государственные должности.
Пока не решен вопрос с количеством, составом и проблемами, которыми будут заниматься межведомственные комиссии. Неясно, будут ли межведомственные комиссии оставлены в прежнем виде или вместо них будут создаваться новые.
Интересно, что аппарат СБ будет теперь заниматься проблемами развития глобальных информационных систем (в указе, правда, не поясняется, что имеется в виду под этим понятием). Это направление ранее не было отражено в нормативных документах, закрепляющих функции СБ РФ.
11 июля секретарь СБ РФ Александр Лебедь на своей пресс-конференции заявил, что основными направлениями в работе аппарата СБ станут проблемы оборонной, общественной, информационной и экономической безопасности.
В структуре СБ образованы соответствующие 4 подразделения - управление оборонной безопасности, управление общественной и федеральной безопасности, управление экономической безопасности, управление информационной безопасности и стратегического планирования. По информации СМИ, в начале июля 1996 г Александр Лебедь заявил, что намерен назначить своим заместителем
Владимира Грошева .
В советское время Грошев был ректором МИНХ им. Г. Плеханова. Потом Грошев работал президентом Академии менеджмента и рынка и председателем Совета Инкомбанка. Если назначение состоится, то, очевидно, что Грошеву поручат курировать экономическое направление в работе СБ РФ.
29 июля Борис Ельцин согласился с предложением секретаря Совета Безопасности Александра Лебедя назначить заместителем секретаря СБ Николая Михайлова, президента оборонной корпорации "Вымпел". Предполагается, что Михайлов будет отвечать за блок экономическ их вопросов.
Ранее на должность замсекретаря
Александр Лебедь предлагал назначить экономиста
Сергея Глазьева . По неофициальной информации, назначению Глазьева активно противодействовал
Анатолий Чубайс 31 июля Борис Ельцин своим указом утвердил новый состав Совета Безопасности. В состав совета были введены новые члены - министр оборонной промышленности
Зиновий Пак и директор Федеральной службы охраны РФ Николай Ковалев.
"Лебедевская" концепция реформирования СБ во многом совпадает с концепцией военного строительства и реформы военно-политической системы, выдвинутой в конце 1995 года начальником Академии Генерального штаба Николаем Родионовым. В частности, одной из основных идей Родионов является усиление роли СБ при принятии решений оборонного характера, в частности, - создание в рамках СБ Совета обороны
Источник "НГ" 16 октября 1992 года пятница № 200
ЕЩЕ ОДНОЙ государственной структурой в России стало больше вчера в Президентотеле российские республиканские лидеры во главе с Борисом Ельциным договорились о создании Совета глав республик РФ. Во встрече не принимали участие представители Чечни и Дагестана.
До некоторых пор вся президентская власть в республике была представлена лишь самим Ельциным. Позже появился институт его представителей в регионах. Эта структура сохранила за президентом единоначалие. Со временем был создан Совет безопасности, функции которого на деле простираются гораздо шире определенных в названии. Этот совет вырабатывзет политическую стратегию гоодарства, так что некоторые наблюдатели даже срав. нивают его с политбюро. И вот теперь новый государственный орган под председательством Ельцина. Функции этого органа прссс-секретаоь президента РФ обозначил довольно пространно, сказав, что Совет глав республик РФ призван разрабатывать политические, экономические и социальные проблемы. Из этого определения, правда, следует по крайней мере, что новый орган «отберет» значительную часть забот у Совета безопасности. Однако решено, что рабочие органом Совета глав республик будет служить аппарат Совета безопасности, а секретарем там и там Юрий Скоков.
Ельцин укрепляет президентскую вязсть как может, создавая в обход парламента государственные структуры. А Скоков. получив карт-бланш от российских республиканских лидеров, простирает влияние Совета безопасности и свое на всю федерацию. Теперь Москва получит наконец возможность жестко контролировать национальную ситуацию в республиках, а Ельцин продемоистирует в очередной раз парламенту, кто в России хозяин. В свою очередь главы республик РФ обретут свои акции в контрольном пакете власти, а также некоторый покой, заручившись поддержкой прежде всего силовых институтов Совета безопасности, что необходимо лидерам республик в их противостоянии с оппозиционными движениями и вчера Ельцин сделал ставку на глав республик, главы республик - на Ельцина. Они одобрили предложение о создании совета в политическом заявлении (от Татарстана его подписал вице-президент Василий Лихачев). Кроме того, республиканские лидеры заявили о полной поддержке законно избранных органов власти РФ и обратились к парламенту республики с предложением перенести, учитывая напряженную ситуацию, VII съезд народных депутатов с 1 декабря на март-апрель будущего года и на нем принять новую Конституцию.
Что касается «особой») позиции Татарстана, выразившейся вчера в отсутствии на встрече президента республики Шаймиева, Борис Ельцин лишь заметил, что татарский лидер, наверное, мог отложить дела и приехать. А в общем Россия ведет переговоры с этой республикой и подпишет соответствующее (имелось в виду соответствующее Федеративному договору) соглашение.
«МН» № 43. 25 октября 1992 г.
"Секретарь Совета безопасности 53-летний Юрий Скоков отныне руководит также аппаратом Совета глав республик Российской Федерации.
Сам Совет был создан 15 октября во время рабочей встречи лидеров бывших автономий с Ельциным. В «Президент-отеле» местные президенты изложили свои жалобы и выслушали инструктаж президента российского, а затем согласились такие контакты упорядочить. Бывший радиоинженер сделал карьеру в «оборонке» (в Краснодаре возглавлял завод «Сатурн», в Москве - концерн «Квант»). Был номером вторым в правительстве Силаева. Ельцин никогда не оставлял Скокова без своей опеки, награждая то «почетным» рангом госсоветника, то вполне реальным статусом секретаря Совета Безопасности с правом решающего голоса. Одновременно он возглавил комиссию по расстановке высших должностных лиц в Министерстве обороны и Вооруженных Силах России (упразднена 30 сентября с.г. по указу президента).
Но характеру он человек властный, по призванию - администратор, местные власти его слушаются. так что новая роль, видимо, не потребует от него ни смены имиджа, ни затраты сверхусилий."
Кургинян С.Е.:
Ну, и в эту эпоху, конечно, все говорили: «Скоков, Скоков, Скоков». Юрий Владимирович Скоков был тогда секретарем Совета безопасности. Это был такой прогрессивно мыслящий директор завода «Квант» в Москве, приехавший из Краснодара, выдвинутый там Аркадием Вольским, еще одним руководителем нашего военно-промышленного комплекса. И как-то быстро вписался этот Скоков в команду Ельцина. Явно он играл в ней какую-то особую роль. Было это такое «ВПК ВПКашное».
Стопроцентное ВПК. И тоже долго он оставался таким еще «норным» серым кардиналом нашей политики. Потом тоже отправился в страну, откуда еще никто не возвращался. Как говорится, «иных уж нет, а те далече». Вот все ждали Скокова. И Ельцин тоже вел себя как-то странно. Он не вёл себя как человек, который решил усесться надолго у власти. Я имею в виду январь, февраль, март, апрель 1992 года - начальный период. Он рычал, шумел, но никакого ощущения, что он укореняется во власти, не было. Потом оно было, а тут его не было.
Но все говорили про Скокова - «центризм Скокова». При этом было ясно, что под «центризмом Скокова» имеется в виду одновременное уничтожение двух крыльев: либерального и коммунистического, - и вот какой-то такой центр полудиктаторский, который продолжит реформы в духе ВПК. Все ждали этого. И было совершенно ясно, что американцы консервативные из окружения Буша-старшего, который тогда был президентом еще (Клинтон же позже стал президентом), они как бы все ориентируются только на Скокова: Ельцин не интересен - он проходная фигура. Это я говорю точно, потому что я находился, ну, вот прямо в самой гуще процесса. Ключевым вопросом был вопрос об СС-18 (вот об этих «Сатана», вот об этих ракетах). И ЭТЦ, молодой совсем центр наш, был оппонентом Генерального штаба в вопросе об СС-18, и мы доказывали, что их нельзя резать, снимать с боевых дежурств, что они главные. А в ответ на это была группа Генерального штаба, которая всё время говорила, что их надо заменять на «Тополя», причем моноблоки, как по причинам экологического характера - видите ли, жидкостные двигатели хуже, чем твердотопливные, - так и по причинам каким-то другим: они и современнее (что было такое «современнее», не понятно). Но мы выдержали тогда эту полемику, и Верховный Совет не принял решение о выбрасывании на помойку СС-18 и Договоре СНВ-2. Это было парализовано. И одна, кстати, из причин неприятностей Верховного Совета была в этом. Ельцин пытался переложить ответственность на Верховный Совет за непринятие этого договора.
1992 - 03 июня. Секретарь Комиссии при Президенте по разработке предложений, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР
1992 - 15 октября. Руководитель аппарата Совета республик Российской Федерации. Является также президентом Фонда социальных гарантий военнослужащим
1992 - 16 декабря. Глава МВК Совета безопасности России, которая будет "координировать работу по подготовке решений в области внешней политики"
Кургинян С.Е.:
Скоков был отстранен и начались события лета 1993 года. Было две линии. Одна линия - на примирение Ельцина и Хасбулатова и проведение в стране выборов, и принятие конституции, другая линия - на конфликт Ельцина и Хасбулатова. При этом линию на конфликт Ельцина и Хасбулатова очевидным образом вел Скоков, он находился в тени этого процесса и всеми своими возможностями... А они у него были большие, в его обойму входили и те политики, которые сейчас находятся в категории «топ», поэтому я это буду обсуждать в обтекаемой форме. Целый ряд политиков скоковской генерации сейчас находятся в самом соку. При этом я совершенно не хочу сказать, что Скоков даже при жизни мог ими управлять, ведь они там уже, когда получили рычаги какие-нибудь, Скоков кто там для них? Никто. Просто я говорю о том, что генерация была единой.
1993 - Июнь. Снят с должности секретаря Совета безопасности
Кургинян С.Е.:
Но какие-то пружины всё время создавали этот конфликт. Я говорил о том, что одной из точек решающих в этой комбинации был мой разговор с таким администратором и военным как Поляничко. Я заходил в кабинет к Хасбулатову, сидел, ждал, когда из кабинета выйдут и я зайду. Внезапно незнакомый мне человек вышел из кабинета и начал мне кричать: «Серго-джан, цавт танем!» и что-то еще. - «Я мало знаю слов, действительно, если можно, давайте перейдем на русский язык и скажем что к чему. Я только прошу, мы хотим примирить Ельцина и Хасбулатова, провести выборы. Только Вы, пожалуйста, не мешайте». Он мне говорит: «Я клянусь, что не буду мешать. Это моя линия, я буду помогать». - «А почему Вы считаете, что я буду мешать?» - Да вот, я там враг армян, я думал, что Вы тогда сделаете меня своим врагом и мне помешаете». Я говорю: «Вы с ума сошли? Причем какие-то армяне, не армяне? Это русская политика, она требует этого примирения». И т.д., и т.п.
На следующий день я захожу к Хасбулатову. Он действительно такой бело-зеленый и говорит, что Поляничко убит. Я говорю: «Как убит? Я его вчера видел, с ним разговаривал». - «Сегодня он убит». Я тогда говорю... Я всё это рассказывал. Я просто это всё собираю заново, потому что мне нужна картинка. ...Что это был один из редких случаев, что я пошел на похороны мне малознакомого человека, в Доме офицеров, если мне не изменяет память. Я вошел, там рыдающая семья, всё.
Как я узнал позже, те же люди, которые управляли снайперами, которые стреляли в Киеве сейчас, они же и решили проблему Поляничко. И решили её именно потому, что Поляничко организовывал мир и был слишком близко к этому миру.
С этого момента стало понятно, что мир - это самое опасное, что может быть, что очень большим силам нужен этот конфликт. И с этими мыслями я уехал на Курилы, потому что Бурбулис был в Японии и явно пытался договориться о том, чтобы Курилы отошли к японцам. А я циркулировал прямо с семьей на Курильских островах.
Приехав с Курильских островов с невероятно ценными данными, в том числе и о готовящемся перевороте - так вот странно (да?), поскольку к этому моменту очень близкие Скокову все подразделения по борьбе с оргпреступностью были переведены в режим особой готовности, и им было приказано ждать разворота событий, - я с недоумением увидел, что Руслан Имранович в оставшееся время, пока он находился без постоянного (я тогда с ним находился почти постоянно) взаимодействия со мной, успел показать, что Ельцин вот [щелкает по горлу - алкаш] - по телевизору.
продолжение
другие темы:
Украинский гамбит ГРУ Закрытый сектор Открытый сектор Операция - Преемник 2.0. Психотехнологии на службе СЕКты Экстремальная политика Заговор Коржакова Операция - Преемник материалы по ЭТЦ Ельцинизм The Tragedy of Russia's Reforms