Принятые решения о приватизации часто «размываются», правительство должно провести ее в полном объеме. Такое заявление сделал президент РФ Дмитрий Медведев на заседании «открытого правительства» во вторник.
«Правительству нужно набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме - вот как утвердили по пунктам, так и провести. Если этого не сделать, это означает, что приватизации не будет», - сказал он, передает «Прайм».
Мужики мужества ещё не набрались, чтоб пограбить напоследок.
Медведев отметил, что принимаемые решения о приватизации затем зачастую тормозятся лоббистами.
«Решения принимаются, а потом на уровень руководства страны устремляется поток лоббистов, одержимых разными устремлениями: кто-то абсолютно искренен в том, что не надо ничего приватизировать, кто-то считает, что не время еще пока. Но факт тот, что в результате этого правильное по сути решение о приватизации размывается по соображениям нецелесообразности: давайте этот завод пока не будем трогать, он нам так важен, тем более, что там ситуация пока не блестящая, а через два-три года, особенно если акции на рынке начнут котироваться, тогда мы все и продадим. И ничего не исполняется», - сказал президент.
Приватизация - дело идеологическое
В ходе заседания «открытого правительства» президент ОАО «ММВБ-РТС» Рубен Аганбегян
только гляньте
отметил, что избыточное присутствие государства в экономике является одним из основных факторов, препятствующих развитию конкуренции в России. Он привел данные, согласно которым в настоящее время десять крупнейших по капитализации российских компаний на 60% контролируются государством, из 20 крупнейших - 54% находятся под госконтролем. При этом в этой статистике не учтены непубличные компании, такие как ОАО «РЖД», еще не вышедшие на рынок.
«Государство должно существенно понизить свою долю в экономике, и приватизация - ключ к этому. Приватизация - это институциональная вещь», - сказал Аганбегян. По его словам, приватизация госкомпаний имеет положительное значение для развития конкуренции, так как государство начинает относиться к ним так же, как к другим частным компаниям.
Аганбегян также предложил ограничить через антимонопольные механизмы расширение госкомпаний и приобретение ими других предприятий. «У нас много стало эффективных руководителей государственных компаний, поэтому у нас идет еще невидимая экспансия государства через приобретения и расширение, и государство растет, само того не контролируя. Поэтому эту экспансию нужно останавливать», - сказал он.
«Государство должно еще до приватизации ограничить по сути ползучее расширение, которое сейчас происходит через развитие этих компаний», - добавил Аганбегян.
Медведев в июне 2011 года заявил о необходимости более решительных действий по продаже госимущества и потребовал от правительства к 1 августа представить новый, расширенный план приватизации. Правительство 3 августа 2011 года обнародовало предварительные планы расширения приватизации крупнейших компаний, в ряде из которых государство к 2017 году может сохранить только «золотую акцию».
Так, государство к 2017 году может полностью выйти из капитала «Роснефти», «РусГидро», «Зарубежнефти», «Интер РАО ЕЭС», АК «АЛРОСА», Россельхозбанка, «Росагролизинга», ОЗК, «Аэрофлота». До 50% предполагается снизить госдолю в ОСК и ОАК. Также в период до 2016 года включительно будут проданы пакеты в ФСК, «Транснефти», РЖД и «Уралвагонзаводе», участие государства в их капитале сократится до 75%.
Однако окончательно план еще не утвержден, и по срокам приватизации ряда активов в правительстве идут споры. В частности, вице-премьер Игорь Сечин, курирующий ТЭК, выступил с идеей отложить продажу пакетов акций госкомпаний до тех пор, пока котировки не превысят цену IPO. В частности, такую схему он предложил применить по отношению к компаниям топливно-энергетического сектора - «Роснефти», «РусГидро», «Зарубежнефти», ФСК и «Интер РАО ЕЭС». Между тем на прошлой неделе помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что решение Медведева о масштабной приватизации должно выполняться вопреки мнению отдельных членов правительства.
«Уже все объявлено, нас не интересует позиция отдельных членов правительства. Президент решение принял, будет делаться», - сказал Дворкович.
Абел Гезевич Аганбегян (8 октября 1932, Тифлис) - советский и российский экономист армянского происхождения, доктор экономических наук (1963), член-корреспондент АН (1964), академик АН СССР (1974), ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (1989-2002). Советник генсека М. С. Горбачева по вопросам экономики.
Окончил Московский государственный экономический институт (1955). Член КПСС (с 1956 г.). Работал в Государственном комитете Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы (1956-1961). В 1961 году Аганбегян стал сотрудником Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук (ИЭОПП СО АН СССР), спустя два года Аганбегян стал доктором экономических наук, еще через год - член-корреспондентом АН СССР, а в 1964 г. 32-х летний Абел Гезевич стал директором ИЭОПП СО РАН и оставался в этой должности до 1984 г.. Являлся главным редактором журнала «ЭКО», членом редколлегии журнала "Наука и жизнь". Ректор АНХ при Правительстве РФ (1989-2002), заведующий кафедрой «Экономическая теория и политика» АНХ при Правительстве РФ (с 2002 г.).
Иностранный член Болгарской и Венгерской Академий наук, член-корреспондент Британской Академии наук, почетный профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики. Награждён медалью им. Леонтьева (2004).
Председатель Совета директоров совместного британско-российского предприятия «Линк», председатель Совета банка «Зенит», инициатор стройки делового центра «Зенит» в Москве, ставшего одним из самых известных «долгостроев» города. Строительство бизнес-центра было прекращено после выявления фактов широкомасштабной коррупции в связи с получением строительных контрактов.
Автор и соавтор 259 научных работ, в т.ч. 20 монографий. Его книги по экономическим проблемам перестройки (1988-1989) опубликованы в 12 странах мира.
то есть А.Г. Агенбегян это как раз директор того самого института где Татьяна Заславкая писала свой манифест
С 1950 по 1963 годы работала в Институте экономики АН СССР. В 1963 по приглашению А. Г. Аганбегяна переехала в Новосибирский Академгородок, чтобы работать в команде молодых и талантливых учёных, которые собрались в то время там в Институте экономики и организации промышленного производства (ИЭ и ОПП) СО АН. В 1967 возглавила отдел социальных проблем в этом институте. Под её руководством этот отдел со временем стал одним из ведущих социологических коллективов нашей страны и получил широкую известность за рубежом.
Созданная Т. И. Заславской Новосибирская экономико-социологическая школа (НЭСШ) признана одним из влиятельных течений в российской общественной науке 1960-90-х годов, оказавшим существенное воздействие на развитие социологии в советский период, и, в частности, на институционализацию экономической социологии как самостоятельной научной дисциплины. Импульс, данный новосибирскими учёными, способствовал количественному и качественному росту экономико-социологических исследований в 90-годы. В это время НЭСШ становится общепризнанной «родиной» отечественной экономической социологии, а возникновение и функционирование этой школы признано важной вехой в развитии российской социологической мысли. Уже к началу нового века школа объединила несколько поколений учёных, проживающих в Новосибирске, Москве, Барнауле и др. Многие из них прошли путь от студентов и аспирантов Т. И. Заславской до докторов наук - авторов новых концепций, теорий, научных направлений.
В апреле 1983 года Т.И. Заславская подготовила доклад «О совершенствовании социалистических производственных отношений и задачах экономической социологии», который сразу был вызвал отторжение цензурой. Печатать его открыто запретили, но директора института академик А.Г. Аганбегян решился под свою ответственность разослать этот доклад под грифом «для служебного пользования» в 10 ведущих академических институтов, а затем распечатать его в 100 экземплярах Конференция, собравшая ведущих экономистов и социологов доклад был оценен как принципиальный прорыв в науке, вызвал бурные и интересные прения. В связи с недостаточным тиражом (100 экземпляров) некоторые участники даже переписывалди его от руки. Вскоре как все номерные экземпляры, так и подготовительные материалы автора, были изъяты КГБ. Тем не менее, уже в августе доклад, попавший США и ФРГ без обложки, был опубликован под названием «Новосибирский манифест». Запад воспринял его как первую ласточку, возвещавшую о начинавшейся в СССР «весне» и стал передавать на СССР его текст по своим радиостанциям. В России же этот документ был опубликован только в начале 1990-х. Soviet Decentralization: Fact or Fiction. Aug 28, 1991
Ещё одна группа, которая уже в тот момент задумывалась об экономических трансформациях в СССР, - это новосибирская группа под опекой академика Татьяны Ивановны Заславской. Заславская была заведующей отделом в Институте экономики и организации производства Сибирского отделения Академии наук СССР. С этой группой очень плотно сотрудничал Пётр Авен (в частности, когда он помогал группе Заславской изучать проблемы Алтайского региона). В 1983 году группа Заславской подготовила доклад о совершенствовании социалистических производственных отношений и задачах экономической социологии, который получил хождение под грифом «для служебного пользования». Однако, этот документ, который носил гриф «для служебного пользования», каким-то образом оказался в США и ФРГ, где был опубликован под заголовком «Новосибирский манифест». И там он был объявлен первым признаком политико-экономической «весны» в СССР. То есть это тоже не была ни в коем случае самодеятельность. Какой год стоит на дворе? 1983-й. Андропов борется за дисциплину с помощью походов милиционеров и дружинников по кинотеатрам. В Узбекистане уже сажают людей. Будет ли в этой обстановке кто-то на свой страх и риск писать аналитические доклады об экономических трансформациях и, уж тем более, передавать эти доклады на Запад? Если и были такие инициативники, выражаясь языком определённых служб, то явно эти инициативники, скажем так, были не из числа младших и старших, и даже главных научных сотрудников соответствующих академических вузов.
Время второй половины 1950-х и первой половины 1960-х, когда Никита Хрущев возглавлял КПСС, либералы постоянно называют «оттепелью». Такое название не соответствует реальной жизни. Правильнее назвать «время скрытой диверсии». Именно во времена правления Хрущева на русское крестьянство подули леденящие душу ветра и накрыл студеный холод, сковывающий жизнь крестьян. Именно в период правления Хрущева русскому крестьянству был нанесен ВТОРОЙ удар, действие которого не остановлено до сих пор. Этот невидимый на первый взгляд ВТОРОЙ удар нанес рваные и глубокие раны жизни русского крестьянства, которые оказались сильнее и глубже ПЕРВОГО удара от «раскулачивания». Раны от этого удара по жизни крестьян не зажили и кровоточат до сих пор. Подготовка ВТОРОГО удара по крестьянству началась в 1950-х, а его смертельно разящий этап пришелся на начало 1960-х. Именно тогда в Новосибирском Академгородке в рамках Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР под руководством академика Аганбегяна была создана команда из молодых экономистов для разработки концепции ликвидации «неперспективных деревень». Один из самых рьяных ликвидаторов - Татьяна Заславская. На волне ликвидации «неперспективности деревень» она получила докторскую степень, затем звание «академика». Суть концепции «неперспективности» состоит в том, что в сотнях тысяч русских деревень было предложено не строить ничего того, что нужно для жизни: ни школ, ни магазинов, не проводить к ним дороги, электричество и телефонную связь. А что делать с «неперспективными жителями»?.. Их предлагалось переселить в «перспективные», укрупнённые поселения. Эту реформу «неперспективных деревень» поддержали высшие партийные деятели КПСС и правительства СССР в Москве. Ведь по оценке «экономистов» в масштабах страны получалась огромная экономия средств. И началась ликвидация «неперспективных».