Особенности генезиса европейской интеграции
Дискуссионной проблемой является приведенная в монографии «Россия в многообразии цивилизаций» классификация цивилизаций, которая содержит те же самые противоречия, что и вышедший в 2008 г. одноименный доклад.
Глубочайший анализ цивилизации как объекта исследования, проделанный А.А. Громыко, содержащий не только историографию этого вопроса, но и комплекс религиозных, культурных, исторических, географических и иных аспектов, обусловливающих типологию цивилизаций, соседствует с представленной в первой части работы апологией отдельных, частных аспектов, которые ставятся во главу угла фактически без объяснения причин.
Это закономерно порождает противоречия. С одной стороны, европейская цивилизация отделяется как от североамериканской, так и от российской. Тем самым авторы не только, по сути, соглашаются с теми исследователями, которые, например А. И. Фурсов (вслед за В. П. Федоровым), исходят из цивилизационной самостоятельности и самодостаточности России, но и вступают в полемику внутри самого авторского коллектива со сторонниками другой точки зрения - о существовании единой «западной» цивилизации.
С другой стороны, авторами говорится о русской (православной) цивилизации, что тоже представляется неоднозначным.
Во-первых, в мире насчитывается более 20 поместных и автокефальных православных церквей, что не позволяет отождествлять с православием только русскую цивилизацию.
Во-вторых, имперская трансформация России в петровскую эпоху, а также советская национальная политика, которая - трудно не согласиться с авторами - способствовала формированию единой исторической общности - советского народа, позволяют говорить о постепенном преобразовании русской цивилизации в российскую, образованную союзом славянско-православного и тюрко-исламского начал. Распад СССР развитие этой тенденции, безусловно, приостановил, но вспять не обратил. Сегодня не существует доказательств невозможности реинтеграции постсоветского пространства в единый ареал, что подтверждается и плюрализмом мнений внутри самого авторского коллектива: от апелляции к восприятию русских «другими», даже в Белоруссии, до утверждений о неразрывной «культурно-цивилизационной близости» в СНГ.
С сугубо политической и геополитической точки зрения приверженность российскому «европейству», как и недооценка в историческом и современном контекстах цивилизационной и геополитической самостоятельности нашей страны, укрепляет позиции крайне деструктивных, антигосударственных сил.
Придерживаясь весьма спорной, если не сказать одиозной, геостратегической концепции Париж - Берлин - Москва, являющейся совокупным продолжением троцкизма («перманентная революция») и нацизма (Lebensraum), сторонники этого взгляда не только имеют прямое отношение к распаду СССР, но и вынашивают аналогичные планы и для Российской Федерации.
Важно отметить, что этот проект опирается в том числе и на экуменические тенденции в РПЦ, укорененные в наследии видного церковного иерарха 60-70-х годов митрополита Никодима (Ротова), одним из учеников и последователей которого является нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Явная симпатия авторов к экуменизму является ответом на вопрос о том, почему объектом критики деятельности Отдела внешних церковных связей (ОВСЦ) в монографии становится не отрицание его нынешним главой митрополитом Иларионом (Алфеевым) основополагающей для российской цивилизационной идентичности концепции «Москва - Третий Рим», а борьба с сектантством и усиление в РПЦ консервативно-охранительных настроений. Между тем экуменизм и консерватизм Церкви взаимосвязаны той же логикой, что и успешность республиканских администраций США в достижении договоренностей с СССР по сравнению с демократическими. Консерваторов труднее заподозрить в отступлении от принципов, и современное руководство РПЦ, на наш взгляд, пользуется именно этим. (Хотя не можем не отметить, что прикрываемый консерватизмом экуменический курс вызывает растущее сопротивление в рядах не только мирян, но и священноначалия.)
Что касается сектантства. Управляющие центры приведенных в монографии сект - иеговистов, кришнаитов, бахаистов, мунитов, сайентологов и т. д. - находятся, как известно, за рубежом, а их деятельность носит подрывной характер, угрожая не только цивилизационным основам, но и национальной безопасности России. Поэтому логичнее было бы услышать от авторов не оправдание их активности наличием у этих сект государственной регистрации, а предложение конкретных путей и способов пресечения их деструктивной деятельности. Ибо прецедент судебного запрета Сайентологического центра за несоответствие реальной деятельности заявленным в регистрационном свидетельстве целям и задачам уже имел место в Санкт-Петербурге (2008 г.), и ясно, что сайентологи в этом смысле отнюдь не составляют исключения.
Отсюда появляется ряд вопросов в рецензии. Например, в каком соотношении между собой находятся экуменический проект «Париж - Берлин - Москва» и анонсированная в монографии «Большая Европа будущего без разделительных линий»? Особенно учитывая сделанный авторами акцент на том, что «Общее пространство внешней безопасности предлагает принятие норм международных отношений, еще не кодифицированных международными договорами, например, в сфере совместной борьбы с терроризмом»? Означает ли это наличие планов вовлечения России в разрешение европейско-мусульманских противоречий после прихода к власти в арабских странах в результате революций «братьев-мусульман», чего, судя по всему, усиленно добиваются США? И какие еще «не кодифицированные международные договоры» авторами имеются в виду?
Безусловно, следует признать, что такой вопрос, как типология цивилизаций, представлен огромным количеством позиций и точек зрения. Их содержательный анализ является одним из очевидных достоинств работы. Вместе с тем монография значительно выиграла бы от применения получающей в настоящее время широкое распространение в рамках цивилизационного подхода проектной концепции, указывающей, как сказано в новой редакции Концепции внешней политики РФ, на «конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями развития». В рамках такого представления Россия после 1917 г. перестает выглядеть «субъектом, поглощенным СССР», как утверждает Е.Ю. Сидоров, вступающий в спор не только с идеологами КПСС, но и с предводителями белого движения А.И. Деникиным и В.В. Шульгиным, считавшими СССР реинкарнацией Российской империи, продолжением единой и неразрывной проектной преемственности.
Кроме того - и это главное: благодаря проектному подходу Россия и Запад сразу же начинают выглядеть не двумя частями единого целого, а конкурирующими проектными цивилизациями, противостояние которых является главной исторической тенденцией всей второй половины второго тысячелетия, а не только советского периода.
Принижение конкурентного императива российско-западных отношений, ярко выраженного еще Петром («Европа нам нужна на 100 лет, а потом мы повернемся к ней спиной»), в монографии осуществляется с помощью апелляции к европейскому генезису Византии. При этом упускается из виду быстрый, явно символический перенос Константином Великим столицы христианской империи на Восток, проведение первого Вселенского собора в Никее, то есть вообще вне пределов географической Европы, а также разделение империи и размежевание с латинским Западом.
Из этого следует, что в генезисе Византии доминируют отнюдь не европейские традиции, что подтверждается жесткими противоречиями с Ватиканом практически во всех сферах духовной, политической и культурной жизни, а также в догматических и богослужебных вопросах, ставших главным содержанием эпохи Вселенских соборов. Поэтому, с одной стороны, неудачу потерпели попытки объединить Запад и Восток, предпринятые в VI в. Юстинианом I, а с другой - незадолго до принятия православия Древняя Русь отвергла миссию в Киев папского посланника Адальберта (956 г.). Это внятно зафиксировало ее неоднократно впоследствии подтверждавшийся отказ от пресловутого «европейского выбора», связанного с католицизмом. В пользу этого свидетельствует и приведенная авторами оценка истории российско-польских отношений директором Библиотеки конгресса США Дж. Биллингтоном, в которой констатируется противоположность Руси не только традиционной, католической, но и обновленческой, протестантской версии западного христианства.
Акцент, сделанный на противопоставлении европейского федерализма унитаризму Третьего рейха, не учитывает факты разработки федералистских планов еще в годы войны эсэсовской верхушкой. Если об инициативах У. Черчилля по созданию Совета Европы как инструмента примирения между Францией и Германией в монографии рассказывается достаточно подробно, то об аналогичных предложениях Ш. де Голлю, исходивших от рейхсфюрера СС Гиммлера и отраженных в военных мемуарах основателя Пятой республики, не говорится ничего.
Не упоминается также:
- ни о документе Верховного командования СС «Идея мира для Европы 1944/1945» (Die Europaische Friedensidee 1944/1945), предполагавшем строительство «Европейской конфедерации» в виде «конституционного фюрерского государства» - «ассоциативного и социалистического сообщества народов Европы»;
- ни о соответствующих разъяснениях, данных в советском плену одним из членов Совета («малого круга») «Черного ордена СС», обергрупенфюрером Гильдебрантом («Отказ от всякой претензии на немецкое господство вне естественных этнических границ расселения немецкого народа и, таким образом, возвращение к первоначальной программе НСДАП; создание Соединенных государств Европы на основе равенства прав всех вошедших в них народов и подчинение всех национальных точек зрения этой великой общей цели»);
- ни о планах опоры в реализации данного проекта в СССР на власовскую «Русскую освободительную армию», руководство которой разделяло эсэсовские «федералистские и социалистические» императивы;
- ни о самом происхождении проекта «новой Европы» из планов компромиссного завершения войны, которые, как свидетельствовал в своих мемуарах В. Шелленберг, обсуждались им в разговоре с Гиммлером еще в августе 1942 г.;
- ни о предложениях Шелленберга взять в качестве образца будущей конституции «новой Европы» швейцарскую конфедеративную модель, высокая оценка которой дается в монографии;
- ни об обусловленности этими планами попытки ликвидации Гитлера, предпринятой 20 июля 1944 г., целью которой со всей очевидностью являлось создание условий для заключения сепаратного мира «обновленного» нацистского режима с западными союзниками СССР по антигитлеровской коалиции;
- ни о сотрудничестве с нацистами таких крупных фигур послевоенной Германии, как К. Аденауэр, Й. Мюллер, кардинал Фаульгабер, факты которого, вплоть до личного участия в судьбе Аденауэра шефов гестапо и абвера Г. Мюллера и Э. Кальтенбруннера, засвидетельствовал видный сотрудник РСХА К. Нойгауз;
- ни о ставшем в 2009 г. достоянием гласности плане операции «Немыслимое», предполагавшем оккупацию Восточной Европы и западной части СССР. Начало новой войны было намечено на 1 июля 1945 г., а в помощь британо-американским войскам планировалось отрядить десять дивизий бывшего вермахта;
- ни о роли британских и американских, а также нацистских спецслужб в формировании и развитии исламского фундаментализма, справедливо увязываемого авторами с международным терроризмом, и т. д.
Дискуссионной выглядит и представленная точка зрения на эволюцию европейского экологического движения. Успех «зеленых» связан не столько с энергетической проблематикой, сколько с глубоким укоренением в европейских и национальных институтах идей и планов, выраженных разработанной Римским клубом концепцией так называемого «устойчивого развития», развернутый критический анализ которой нашим журналом уже приводился.
Авторам монографии не может не быть известно, что фракция «Зеленые/Европейский свободный альянс» в Европейском парламенте, укрепление которой ими констатируется, является политическим крылом Федералистского союза европейских национальных меньшинств (ФСЕНМ), финансирование которого осуществляется бюджетом МВД ФРГ. ФСЕНМ включает более пятидесяти этнических меньшинств из тридцати с лишним государств, в том числе немцев Грузии и Казахстана, ингушей и кабардинцев России, крымских татар и венгров Украины и т. д.
Действуя в составе Совета Европы, ФСЕНМ тесно взаимодействует с Ассоциацией европейских приграничных регионов (АЕПР), отвечающей за реализацию планов «еврорегионализации», в центр которых поставлено переформатирование Европы государств в «Европу регионов и племен» (в монографии упоминается формула «Европа народов»).
Этими институтами дело не ограничивается. ФСЕНМ связан с группой «Проект по этническим отношениям» (ПЭО), в рамках которой взаимодействует с Государственным департаментом США и фондами Рокфеллера, Форда, Карнеги. В свою очередь, ПЭО является частью «Платформы за обогащение культурного и этнического разнообразия Европы», включающей Институт Сороса и группу «За права меньшинств» со штаб-квартирой в Лондоне. Полный перечень соответствующих институтов и документов занял бы не одну страницу.
Таким образом, федералистские тенденции, представленные авторами как прогрессивные и демократические, на деле оборачиваются управляемым подрывом территориальной целостности и суверенитета европейских государств, в том числе и России, на территории которой образовано шесть «еврорегионов», причем все - в Северо-Западном федеральном округе. Это указывает вектор внешней экспансии против нашей страны, осуществляемой в рамках принятой ООН стратегии «устойчивого развития». Между тем очевидна преемственность этих планов как обнаруженному в германских архивах в 2009 г. Генеральному плану «Ост», так и аналогичным англо-американским проектам расчленения нашей страны - меморандуму А. Бальфура, плану «Петля анаконды» и т. д. Причем основой таких планов являлась идея «тевтонского союза» англосаксонских стран с Германией, выдвинутая в 1899 г. Дж. Чемберленом и получившая развитие в предложенном (1913 г.) полковником Э. Хаузом проекте четырехстороннего альянса этих стран с Японией («для обеспечения мира и развития неразработанных территорий»).
Между тем очевидно, что обращение к этой части европейского исторического и современного наследства способно было бы существенно повысить объективность выводов монографии, особенно в части, касающейся оценок происхождения, роли и места в общем глобалистском замысле таких институтов, как Европейский союз, Совет Европы и ОБСЕ, а также Социнтерн с учетом социалистического генезиса эсэсовского плана «Европейской конфедерации».
Лишь трое членов авторского коллектива - Н.П. Шмелев, В.П. Федоров и А.А. Язькова - затрагивают данную проблематику, указывая на сочетание национализма национальных автономий России с сепаратизмом и поддержку этих тенденций «демократической Европой в лице ее интеграционных органов». Замеченная ими опасность, которую таит в себе формула «Европа от Атлантики до Урала», для территори-альной целостности страны дополняется глубоко осознаваемой угрозой запустения зауральских территорий и отпадения их от страны «естественным путем». Предлагаемый, однако, в качестве выхода из этой ситуации перенос столицы в один из сибирских областных центров, решая в принципе данную проблему, порождает другую, не менее, если не более, опасную. Он напрочь блокирует перспективы постсоветской интеграции и воссоздания «большой страны». Между тем вернуть самодостаточность без Украины и Белоруссии так же невозможно, как и без Сибири и Дальнего Востока.
профессор, доктор политических наук и руководитель журнала «Обозреватель» Владимир Владимирович Штоль
источник Владимир Владимирович Штоль
Главный редактор информационно-аналитического журнала "Обозреватель-Оbsеrvеr", генеральный директор информационно-издательского агентства "Обозреватель", вице-президент международной неправительственной научно-исследовательской и образовательной организации "РАУ-Корпорация"; родился 23 ноября 1956 г.; окончил МГИМО, кандидат исторических наук; работал в системе МИД СССР, преподавал на кафедре истории международных отношений и внешней политики МГИМО; автор многочисленных работ по проблемам внешней и внутренней политики; член Союза журналистов России; член Правления Российской ассоциации содействия ООН, председатель Комиссии по проблемам национальных отношений Российской ассоциации содействия ООН; избирался председателем Исполкома, заместителем председателя Центрального Совета Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие"; женат, имеет сына.
© Фото: "Голос России"
слева направо: И.Н. Панарин, В.В. Штоль.
Закрытый сектор Открытый сектор Операция - Преемник 2.0. Психотехнологии на службе СЕКты Заговор Коржакова Операция - Преемник материалы по ЭТЦ Ельцинизм The Tragedy of Russia's Reforms