Психотехнологии на службе СЕКты: ОДИ на досках - ч. 5 -
http://zlobnig.livejournal.com/382554.html Click to view
"Эту организацию иногда называют близкой сайентологам, но она имеет свое лицо, а ее члены именуют себя методологами."
Михаил Зубов Теперь, когда мы знаем немного о том, чем занимается СЕКт в своём театре, попробуем разобраться в том, каким образом эти ребята промывают нам мозги.
Игровой метод:
Говоря коротко - это игровой метод анализа и решения сложных проблем, не имеющих однозначного решения. Организационно-деятельностные игры применяют при решении сложных социальных задач, когда требуется объединение усилий специалистов разных направлений. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной правовой и иной информации. Далее идет выработка, обсуждение и принятие решений.
Беловежское соглашение»: катастрофа или меньшее из зол?
Гайдар: созидатель или разрушитель?
Коллективизация это преступная авантюра или страшная необходимость?
ГКЧП 1991 года - путч или попытка избежать распада страны?
и т.д.
Игры могут быть направлены на развитие индивидуальности, организации, региона или проблем общества в целом. Широко применяются ОДИ и в учебном процессе.
В последние годы метод ОДИ получил новый импульс, в частности был дополнен методом интуитивной драмы.
В чем же состоят особенности игры?
Выделяют следующие ключевые феномены игры.
1 - Между игрой и жизнью есть четкая граница. Мир игры обособлен.
2 - Существуют специальные предметы игры - игрушки. При этом они носят знаково-символический характер.
3 - В игре существуют правила (сценарий, сюжет).
4 - игра ограничена во времени и в пространстве.
5 - Игру, как правило, можно повторить.
6 - В игре человек испытывает особое состояние. (авт. - состояние изменённого сознания)
специальными средствами обеспечивается управление эмоциональным напряжением игроков.
Организационная задача преподавателя - координация коллективной деятельности участников игры, их личностное и межгрупповое общение на всех этапах решения проблемы. В организационно-деятельностных играх принципиально не закладывается безусловное решение проблемы, иногда игра может заканчиваться и отрицательным результатом.
Всё это связано с азартом, с риском, волевым напряжением, свободой, удовольствием. (авт. - Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">многие из тех, кто был вовлечён в этот процесс, связанный с телевизионной передачей суд времени отмечали особое удовольствие вместе со странным состоянием, связанным с эмоциональным переживанием).
это состояние:
"Нет, не стоит описывать технологию. Все равно не передать того, что есть игра. Игра могла продолжаться неделю, каждый день с раннего утра до поздней ночи. Даже ночные танцы входили в игру. И никто не хотел спать (и не нуждался!) более 5 часов. Чем дальше, тем больше участники входили во вкус. Они не хотели уезжать. Не хотели возвращаться в понурую действительность. Они начинали летать на тех самых крыльях мышления, которые у них отрастали и крепли изо дня в день. Как в сауне только минут через пять сидения тело начинает выделять пот, так в игре мозг начинал через какое-то время сочиться идеями. И заменить участие в игре нельзя ничем, точно так же, как нельзя пересказом о сауне вызвать то самое “банное состояние”.
После игры участники говорили, что они испытали настоящее счастье от самого процесса мышления. Такое сильное, какого они не испытывали даже от любви, не говоря уж о водке."
Организационно-деятельностные игры: история, теория и практика
Первая ОДИ была проведена в 1979 г. известным российским философом Г. П. Щедровицким, ( 1929- 1994). И с тех пор по настоящее время в бывшем Советском Союзе, а позднее в странах СНГ и Балтии, и ряде других странах было проведено множество игр, в которых участвовали тысячи людей. Возникновение ОДИ обусловлено тем фактом, что к 50-м годам прошлого века стала очевидной неадекватность имевшихся методов философского, научного и инженерного знания. Возникавшие проблемы требовали взаимодействия множества различных специалистов из разных областей. Но эти профессионалы были не в состоянии найти общий язык и наладить взаимодействие. На Западе это вызвало к жизни системный подход.
В Союзе на этот вызов решились ответить четверо молодых людей, учившихся в конце 40-х годов на философском факультете МГУ, которые создали Московский Методологический кружок ( ММК). Кроме Щедровицкого туда поначалу входили А. Зиновьев, Б. Грушин, М. Мамардашвили. Все они впоследствии стали учеными мирового уровня. Работы ММК привели к тому, что в Союзе системный подход развился в системно-мыследеятельностную методологию (СМД-подход).
Он и явился первой базовой компонентой ОДИ.
Второй стала практика проведения междисциплинарных семинаров по проблемам научного исследования.
Третьим элементом явились исследования в области игр детей.
И наконец, четвертым компонентом стала практика учебных деловых игр в воспитании тренеров высокого класса. Со временем ОДИ превратились в абсолютно оригинальный метод, намного превышающий по своим возможностям остальные игровые методы. Если говорить о внешней стороне ОДИ, то они выглядят как игры взрослых людей, ученых, специалистов и управленцев, иногда напоминающие научную конференцию, иногда - мозговой штурм по решению сложной проблемы. Это интеллектуальные игры, временами переходящие в психодраму. Добавим, что в последнее время появилась новая разновидность подобного метода, названного интуитивная драма, о которой мы скажем позже.
Если говорить о внутреннем содержании ОДИ, то Г. П.Щедровицкий определил организационно-деятельностную игру как новую форму организации коллективной мыследеятельности, позволяющую решать сложные междисциплинарные, межпрофессиональные и межкультурные проблемы, имеющие важное значение.
Этапы проведения ОДИ
Выделяются три крупных этапа в проведении ОДИ: подготовительный, игровой и рефлексивный.
На подготовительном этапе разрабатывается концепция игры, цели, которые должны быть достигнуты.
В результате составляется регламент ОДИ.
например:
Судья - Адвокат - Обвинитель - Эксперты - Глосующие по телефону - Голосующие в зале
На этом же этапе формируется команда, состоящая из организаторов и ведущих игры; методологов ( отвечающих за теоретические разработки) и игротехников, специалистов, работающих с группами участников.
(см. Психотехнологии на службе СЕКты: ОДИ на досках - ч. 5 -
http://zlobnig.livejournal.com/383558.html)
На игровом этапе реализуется программа игры и появляются ее результаты. Этот этап также делится на ряд фаз, имеющих свое назначение.
На первой фазе в форме установочных докладов всем участникам игры излагаются концепция и важнейшие рабочие цели проводимой игры, ее программа и регламент.
Click to view
На второй фазе начинается вхождение участников в игру, организация игровых групп.
На следующих фазах происходит работа групп, их переорганизация, достигаются промежуточные и окончательные итоги игры. На рефлексивном этапе обобщается опыт игры.
Команда, проводившая игру - анализирует опыт проведения игры и фиксирует его в тех или иных культурно значимых формах.
например:
«Суд над «Судом времени» в эфире Пятого канала
Click to view
Для экспертов-профессионалов - здесь происходит обобщение опыта решения профессиональных проблем. Участники игры строят программу воплощения в жизнь результатов игры.
другие исследователи так обозначают этапы игры:
Ввод игроков в игру. Здесь производится ориентирование игрового коллектива на цели и задачи игры, психологическая подготовка участников (мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала). Среди приемов мобилизации участников можно выделить такие, как «вызов огня на себя» - провоцирование игроков на дискуссию с преподавателем и руководителем группы. Среди положительных приемов могут быть любые другие приемы, вызывающие положительные эмоции. Задача этого этапа заключается в создании из разрозненных членов группы сплоченного коллектива, способного решать поставленную задачу.
Работа в группах. Этот этап на протяжении игры может неоднократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы. Для анализа хода игры здесь могут привлекаться эксперты-специалисты, не участвующие в ходе игры (жюри), либо наблюдатели - студенты, не получившие специальные роли. Они фиксируют ошибки, неточности и возможности их исправления.
Анализ хода игры. Осуществляется преподавателем без участия игровых команд по выработанным участниками игры решениям, по информации руководителей групп о деятельности группы. В итоге вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в следующем цикле. Таким образом, в ходе игры ее содержание может подвергаться коррекции, в то время как общая структура игры сохраняется.
Обобщение полученных результатов. По окончании игры руководители групп совместно разрабатывают основной итоговый документ, содержащий постановку проблемы, ее структурное рассмотрение и предложения по ее решению.
Обсуждение. После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также по взаимоотношениям руководства игры и участников.
Рабочие процессы и рефлексия в ОДИ
Соединение рабочих процессов с рефлексией является главным механизмом, позволяющим мыследеятельности трансформироваться и развиваться.
Понятие рефлексии здесь означает умение анализировать самого себя и свою мыследеятельность, переносить тяжесть коллективной работы с других на себя, и в первую очередь, в плане самокритики, самоопределения в ситуации и определения целей и задач саморазвития.
Именно этим определяются назначение и функции рефлексии в ОДИ - помочь каждому познать и оценить самого себя, самоопределиться в сложившейся ситуации и определить меру своего личного вклада в общую работу. Иными словами, в ходе рефлексии каждый должен, по меньший мере для себя, ответить на вопрос, что он может и должен делать в сложившейся ситуации и чего он, напротив, не может и не должен делать. Точно так же и каждой игровой группе необходима специальная групповая рефлексия, чтобы группа могла разобрать и проанализировать свои действия за день, определить успешность их сравнительно с действиями других групп и по отношению к общему ходу работы, а затем наметить программу и план своих действий на следующих тактах и фазах игры.
рефлексия в форме платного телефонного голосования или голосования на выборах или участие в пикетах и митингах сути времени т.д.
Суд времени - Спецпроект
Click to view
Лирическое отступление
Так что же такое ОДИ? Выше уже говорилось для описания игры недостаточно информационного или научного подхода. Поэтому я использую, и эмоциональный подход и приведу несколько наиболее ярких личных воспоминаний об ОДИ, в которых я участвовал в разных качествах. Я встретился с методологией в 1987 г., в период работы научно-исследовательском институте. Мне было тридцать лет, и я собирался поступать в аспирантуру. Получив солидное экономическое образование, я всегда интересовался историей, философией, психологией, но ничего не знал ни о методологии, ни об игротехнике, и никогда не слышал о Щедровицком. Но в один прекрасный день я прочел в газете объявление о конкурсном наборе в Школу игротехники и решил пройти конкурс. Это было одно из тех интуитивных решений, о которых говорилось выше. Конкурс проходил в в форме недельной ОДИ и полностью перевернул мою жизнь и представления о жизни вообще. Там мы впервые познакомились с понятием рефлексия. Это было самое трудное. Но зато я ощутил вкус игры, который оказался сильнее всех чувств, испытанных мною ранее. Я стал посещать семинары в Школе игротехников, и с тех начались самые насыщенные пять лет в моей жизни. Вскоре я поехал на игру, уже как игротехник. Это была фантастика - видеть как умудренные жизнью управленцы из Мособлавтотранса (организация, обеспечивавшая автобусное сообщение по всей Московской области) начинают «мыслить»!..
Начальники, не знавшие других методов управления, кроме как дать премию или послать; диспетчера, знавшие, что от шоферюг только матом можно чего-то добиться; милые девушки-плановики, понимавшие, что только приписками можно нарисовать план; хозяйственники, всю жизнь бравшие и дававшие взятки - все начали рисовать схемы, говорить о мышлении, и даже заниматься рефлексией. Да я и сам ошалел от вдруг открывшегося мне видения того как мыслю я сам и другие люди, какие стереотипы они предъявляют и как происходит конфликт разных стилей мышления. Добавим сюда еще негласное соревнование между игротехниками за то, чтобы твоя группа выступила лучше.
Схватки методологов и экспертов, рефлексию организаторов, затягивавшуюся до трех часов ночи - это был не испытываемый мной прежде азарт игры в сфере чистого разума. При том, не меньшее удовольствие доставляло и то, когда придуманные в сфере духа схемы воплощались в жизнь. И все же самое яркое впечатление - это ОДИ, которая называлась «Первая международная экологическая экспертиза « Байкал» (1988). Выходцы из Союза помнят, что борьба за чистоту Байкала, крупнейшего хранилища пресной воды на планете была одним из самых первых массовых общественных движений в Союзе. Она объединяла всех, от рафинированных интеллигентов до анархистов, от академиков до простых рыбаков. Но и противопоставляла всех друг другу: многие люди в байкальском регионе от тех же академиков до простых работяг, кормились от государства, выделявших финансирование и научным институтам и Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату (БЦБК). Из- за этого завода и разгорелся сыр-бор. Его считали главным загрязнителем уникального водоема. Собственно чтобы решить эту проблему, было издано специальное постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по улучшению ситуации в Байкальском регионе». Однако, как реализовать постановление было совершенно неясно. Местное руководство в отчаянии обратилось за помощью к методологам.
В игре участвовало порядка 300 человек из шести республик Союза и трех западных стран: США, Германии, Финляндии. Здесь было партийное и советское руководств, представители БЦБК и других предприятий региона, научная элита, представители министерств и ведомств, эксперты всех видов, жители региона, зеленые, анархисты и журналисты.. На игре постановление подверглось сокрушительной критике, и после выступления всех групп участников стало очевидно, что оно абсолютно не способно изменить ситуацию ни на заводе, ни в регионе в целом. Между тем, представители комбината доказывали, что очистные сооружения отвечают установленным нормам и не наносят ущерба озеру. Но в ходе игры выяснилось, что эти нормы установлены весьма поверхностно, и не учитывают множество вредных веществ, которые загрязняют воду. Но самое мрачное оказалось в том, что никто из участников вообще не представлял себе, что такое экология в целом, и как можно подходить к решению экологических проблем. Но и это было лишь следствием того факта, что никто из действительно крупных ученых, присутствовавших на игре, даже не задумывался о тех методах, благодаря которым он мыслит и действует.
Потом был следующий этап - экспертиза ситуации. Затем был третий этап - Общественный суд над ситуацией в Байкальском регионе. В ходе экспертизы участники сфокусировались на 5 делах, которые были существенны для проблем региона. Самое удивительное, что партийные и советские органы власти приняли условия игры и фактически согласились на судебное разбирательство существующих методов управления. В ходе следствия по делу о БЦБК выяснился поразительный факт: комбинат проектировался во многом для производства сырья для авиационной резины для военной авиации. Для производства сырья нужна была вода особой чистоты и достаточно леса. Однако на момент ввода комбината в строй, было изобретено новое покрытие, и фактически завод оказался не нужен. Чтобы новый завод и люди, привезенные сюда, не оказались без дела продукцию комбината отправляли далеко на восток для переработки. В конечном счете, этот процесс был настолько дорогостоящим, что как выяснилось, завод был совершенно нерентабельным. Но закрыть завод, на котором работало 20 тысяч человек, было уже невозможно. Сложилась чудовищная ситуация: завод годами работал в убыток, загрязнял уникальный природный объект, и никто не в состоянии был это прекратить. Общественный суд рассмотрел 5 дел сформированных по итогам экспертизы и сделал вывод, что в условиях советской системы хозяйствования и партийной системы управления проблема Байкала решения не имеет. Потрясающий факт - этот вывод был сделан в 1988г., и представители Иркутского и Бурятского обкомов партии были главными организаторами ОДИ. Тем не менее, новые подходы, которые были предложены в ходе игры, в дальнейшем были частично реализованы.
Сложившаяся на Байкале модель общественной экологической экспертизы была взята на вооружение по всей стране и позволила предотвратить множество антиэкологических проектов. В том числе и недавний проект прокладки нефтепровода в непосредственной близости от Байкала. Было еще множество интересных игр, например уже упомянутая экспертиза процесса приватизации в Латвии в 1991. Она выявила множество проблем, заложенных в процессе приватизации. Отчасти благодаря этому опыту в Прибалтике приватизация прошла намного успешнее, чем в других республиках. Игра в 1990 г. с местными советами народных депутатов показала, что данные органы власти в принципе неработоспособны. Потом со всей ясностью это показали события в России в 1993г, когда парламент вошел в конфликт с президентом. Но еще раньше, в 1992г. я переехал в Израиль, где надеялся применить метод ОДИ, в частности для решения проблем интеграции репатриантов и решения арабо-израильского конфликта.
Заключение. Современная практика применения Игрового канона в мире.
За последнее время наша международная исследовательская группа провела более 30 крупных игр в Израиле, Германии, Эстонии, Литве и на Украине на самые разные темы. Наиболее значимые из них: игра с экспертами русскоязычной общины Израиля на тему «Миссия еврейского народа и русскоязычной общины Израиля» (2005), с представителями русскоязычной молодежи страны - «Самоорганизация элиты русскоязычной молодежи Израиля» (2005); с партией НДИ - на тему «Стратегия партии Наш дом Израиль (2006). Отметим, что благодаря выработанным на игре идеям партия, имевшая на тот момент по опросам 4 мандата, получила на выборах 11 мест и стала одной из ведущих в стране. В последние годы группа усиленно работает над проблемами разрешения межнациональных конфликтов.
В 2006 г была проведена серия из трех интуитивных драм по теме «Духовные причины арабо-израильского конфликта». В 2007 г. - интуитивная драма на тему: «Гармонизация последствий межнационального конфликта в Эстонии», в 2008г. - драма по теме «Миссия литовского народа». Вывод, который был сделан в итоге этой работы, заключаются в следующем. Чтобы правильно строить отношения между народами, проживающими на одной территории они должны правильно понимать архетипы развития друг друга и миссию каждого из них. Данная работа позволяет начать в 2008 г. подготовку к проведению в Израиле в 2009 г. игры на тему: «Поиск путей разрешения арабо-израильского конфликта».
Выше мы говорили о том, что игра позволяет человеку реализовать свои мечты и том, что игра равномощна жизни. Моя мечта о том, чтобы использовать опыт ОДИ, полученный в бывшем Союзе для содействия в решении проблем Государства Израиль - сбывается. Но отмечу еще раз: игры и драмы также могут содействовать и содействуют развитию отдельного человека, обучают его использовать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал для решения конкретных жизненных задач.
Некоторые выводы:
Да - Суд времени был ОДИ игрой, в которой использовались возможности телевизионного эфира и современных средств связи, в том числе глобальной информационной сети ГИС.
Да - это, безусловно, специальный метод воздействия на сознание граждан сродни сеансам Чумака или Кашпировского.
Да - данное действо было встроено в сценарий предвыборной компании: Путин - 2012.
(см. К вопросу о Кургиняне -
http://zlobnig.livejournal.com/372195.html)
Вполне вероятно, что в скором времени будет запущен новый проект по зачистке мозгов не даром Кургинян обещал вернуться на ТВ. Приемлемым средством защиты является просмотр таких программ с выключенным звуком чары игротехника прыгающего по сцене в беззвучном режиме рассеиваются весьма быстро, потом это просто надоедает и хочется выключить телевизор.
mso-fareast-language:RU"> "Что тебе я скажу и что тебе бог сам напомнит.
mso-fareast-language:RU"> Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньем
mso-fareast-language:RU"> Всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.
mso-fareast-language:RU"> Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,
mso-fareast-language:RU"> Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети
mso-fareast-language:RU"> Не побегут никогда ему с радостным криком навстречу.
mso-fareast-language:RU"> Звонкою песнью своею его очаруют сирены,
mso-fareast-language:RU"> Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеют
mso-fareast-language:RU"> Груды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей.
mso-fareast-language:RU"> Мимо корабль твой гони. Залепи товарищам уши,
mso-fareast-language:RU"> Воск размягчив медосладкий, чтоб их ни один не услышал
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA"> Спутник."
пс
Школа № 1747 с этнокультурным (русским ) компонентом образования, где активно реализуется общегородская программа "Столичное образование" - 5, которая позволяет обеспечить качество среднего образования на уровне государственного стандарта, работает в режиме ресурсного центра по профильному филологическому образованию. Образовательный и воспитательный процесс в школе построен на основе народной педагогики, на педагогических идеях М.В. Ломоносова.
Положение
о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме
базового учреждения по профильному обучению
как инновационного комплекса в системе Департамента образования
города Москвы
5.5.Базовое учреждение по профильному обучению имеет возможность принимать участие в конкурсах на соискание Грантов Москвы в сфере образования по выбранному направлению профориентационной работы, предпрофильного и профильного обучения в соответствии с планами работы Департамента образования города Москвы и окружных управлений образования Департамента образования города Москвы. 5.6.При наличии заказа в базом учреждении по профильному обучению могут проводиться организационно-деятельностные игры, обеспечивающие опережающий характер разработок.
использованы материалы:
А у нас сегодня (и вчера) в школе было какое-то мероприятие! ОДИ называется какая-то аббревиатура -
http://34663.ru/viewtopic.php?id=363Организационно-деятельностные игры - что это такое? -
http://acmegroup.ru/node/568Использование деловых игр в учебном курсе «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» :Учебно-методическое пособие -
http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1139623 Положение о деятельности государственного образовательного учреждения в режиме базового учреждения по профильному обучению как инновационного комплекса в системе Департамента образования города Москвы -
http://shkola1747.ru/profilnoe_obuchenie.html Гомер. Одиссея -
http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt так же по теме:
Психотехнологии на службе СЕКты - ч.1
http://zlobnig.livejournal.com/378198.htmlПсихотехнологии на службе СЕКты: Цапок - ч. 2
http://zlobnig.livejournal.com/379300.htmlПсихотехнологии на службе СЕКты: Чубайс - ч. 3
http://zlobnig.livejournal.com/382140.htmlПсихотехнологии на службе СЕКты: Прохоров - ч. 4
http://zlobnig.livejournal.com/382554.htmlПсихотехнологии на службе СЕКты: ОДИ на досках - ч. 5
http://zlobnig.livejournal.com/383558.html Кургинян и Русский институт
http://zlobnig.livejournal.com/368201.html Заговор Коржакова - ч. 1
http://zlobnig.livejournal.com/365403.htmlЗаговор Коржакова: Оле Лукойе - ч. 2
http://zlobnig.livejournal.com/365903.htmlЗаговор Коржакова: Голосуй или проиграешь - ч. 3
http://zlobnig.livejournal.com/368468.htmlЗаговор Коржакова: Команда Чубайса - ч. 4
http://zlobnig.livejournal.com/370816.htmlЗаговор Коржакова: План - ч. 5
http://zlobnig.livejournal.com/373355.htmlЗаговор Коржакова: План - ч. 6
http://zlobnig.livejournal.com/374266.htmlЗаговор Коржакова: Послесловие - ч. 7
http://zlobnig.livejournal.com/374885.html Регент
http://zlobnig.livejournal.com/377248.htmlЕльцин сошел с ума
http://zlobnig.livejournal.com/376217.html Глеб Павловский архитектор Путина - ч.1 http://zlobnig.livejournal.com/323798.html