Ce que j'ai vu, ce que je vois,
Je me dois de l'écrire.
Et de vous prévenir -
Le pire est avenir!
("Dracula: Entre l'amour et la mort")
Сильно я перехвалила Питера Джексона в описании первой части «Хоббита». Во второй части Остапа снова понесло, да так, что от оригинала остались клочки по закоулочкам. В общем все детали и акценты похерены напрочь.
Итак, гномы дружною толпою добираются до владений Беорна, где Гэндальф им ничтоже сумняшеся сообщает, что тот оборотень и терпеть не может гномов. Те делают окейфэйс и прутся к Беорну прямо в хату, захлопывая дверь перед его оскаленной мордой. Медвежьей. Вообще, я бы на месте хозяина тоже озверела, если бы ко мне ночью приперлась толпа карликов, надавала мне дверями по мордам и нагло завалилась спать. Однако Беорну к утру полегчало, и он уже в человеческом обличии накормил гномов кашей из тазиков и напоил молоком, попутно с диким акцентом жалуясь на нелегкую судьбу оборотня, у которого (ВНЕЗАПНО) Азог и Ко перебили всю семью. На этом месте Профессор начал стремительно переворачиваться в гробу.
Попрощавшись с Беорном и получив стадо первоклассных коней, которых уничижительно обозвали понями, компания отправилась к Черному Лесу. Там Гэндальф предложил Торину совершить марш-бросок, достойный олимпийского рекорда: пересечь лес за двое суток, еще сутки он отвел на путь к Одинокой Горе. Пешком. Коней-поней они на границе вернули Беорну. Самому Гэндальфу предстоял путь тоже неблизкий: он рванул на север к гробнице короля назгулов Ангмарца, чтобы там перекинуться буквально парой слов с Радагастом (героически едва не навернувшись в пропасть десятка полтора раз). И суток не прошло, как Гэндальф добрался до Дол-Гулдура (из им озвученных данных, там около 400 миль, то бишь 600 км, но для бешеного майара семь верст - не крюк), где получил по морде сначала от Азога, а потом от Саурона лично. На этом следы его теряются, потому что внимание зрителя приковано к гномам, а те творят ад, угар и содомию.
Сначала они, благополучно миновав (ну то есть Джексон про него забыл) Сонный Ручей, попадают в плен к паукам. Когда пауков с помощью Бильбо всех благополучно порешили, откуда ни возьмись появляются эльфы во главе с Кейт из «Остаться в живых» в образе рыжей эльфийки Тауриэль. Ну и Леголас, куда без него.
Про эльфов надо сказать отдельно. ОНИ НЕ ТАКИЕ. Они не бесшабашные, не настороженные, не враждебно настроенные к нарушителям границ. Они ТУПЫЕ. И тупее всех Трандуил со своей монобровью и Леголас. Немотивированно злобные и какие-то болезненно алчные. Я не могу описать словами ту грань между Толкиеновскими эльфами и эльфами Питера Джексона, хотя она очевидна. Трандуилу только коварного злодейского смеха из мультиков не хватает, когда он обещает сгноить Торина и его компанию в темницах за то, что тот отказался принять его, Трандуила, помощь и послал его на гномий *длинное матерное слово, которое я обязательно найду и запомню*.
Немного о внешности. Если во «Властелине Колец» все эльфы за исключением Эрлонда и Арвен были блондинами, то в Лихолесье явно преобладает мода на рыжий цвет. Блондинами остается только правящая чета.
Леголас помимо лука и кинжалов вооружается чем-то смахивающим на длинное прямое мачете. Причем в ближнем бою предпочитает стрелять в упор, а когда заместитель Азога в Эсгароте медленно подкрадывается к нему по одной из пристаней, предпочитает размахивать этой дурой, в то время как мог истыкать орка стрелами как ежа на том расстоянии.
Что еще сказать об эльфах? А, к вопросу о немотивированной злобе. Леголас в процессе обыска отбирает у Глоина ладанку с портретами жены и сына и злобно при всем народе унижает их, называя уродцами. Достойное принца поведение, не правда ли? И вообще в этом фильме его явно волнует только кому бы морду набить. Зря Трандуил волновался, когда запрещал рыжей эльфийке давать надежды романтично к ней настроенному принцу, плевать тот принц на нее хотел. Ему дайте кого замочить…
Короче, Леголас уже (еще?) не торт. Мне вспоминается одна из серий мультика "Черный плащ", где Гусена попадает в будущее и видит, как ЧП превратился в Черного Воина и навел полный орднунг в Сен-Канаре. Только с Леголасом, если рассматривать каноническую очередность событий, происходит обратная метаморфоза.
Очевидная романтическая линия выстраивается у Кили и рыжей эльфийки Кейт, то есть, пардон, Тауриэль. Он в темнице втирает ей про огненно-красную луну и про то, как обещал маме вернуться, а она отправляется за ним в Эсгарот и всячески спасает.
Да. Сплав на бочках из дворца Трандуила Питер Джексон не упустил. В незакрытых бочках. По быстротечной реке с водопадами. И ведь никто не выпал! Правда, по дороге еще на выходе из дворца гномов атаковали орки, но их быстро перестреляли эльфы (забыв при этом перестрелять и удирающих гномов). Леголас отличился, выполняя достойный цирка «Дю Солей» акробатический этюд под названием «я твой папа башка катал»: орков он расстреливал стоя на головах у двух гномов, которые сплавлялись по речным порогам в бочках. Чуете грандиозность замысла?!
Да, родным языком эльфийский принц владеет на уровне гастарбайтера. Я помню тот пафос времен «ВК», когда всех эльфов-актеров обучали говорить на эльфийском. И я помню, что «орк» по-эльфийски «ирч».
В Эсгароте гномов ждет новый сюрприз: У-Орландо в образе лучника Барда. В этом фильме Орландо Блум воплотил две своих коронных роли: А-Орладно, сильно омоложенный фотошопом, снова бегает с луком и стреляет орков, У-Орландо в своем нынешнем возрасте плавает на утлой лодке в тумане аморальности. Честно говоря, я слабо помню, как там было в Озерном городе с политической и экономической обстановкой, но четырнадцать зубов своих отдам (жаль, их всего-то у меня четыре), что Болотная площадь в Озерном городе - это ноу-хау нашей игры, а вовсе не Толкиена. Проще говоря, экономического кризиса вроде как в городе не было, даже несмотря на близкое соседство с драконом. Тут все было печально: У-Орландо подвизается лодочником, а параллельно воспитывает троих детей и состоит в оппозиции к бургомистру. За скромную плату, опустошившую карманы гномов, он контрабандой доставляет гномов в город в бочках с селедкой, а к себе домой элегантно по-жиакомовски (только наоборот) через сортир. В благодарность гномы спелись с бургомистром и полностью снаряженные, обещая городу кучу бабла, отправились в гору. При этом Бофур (он проспал эфир поход), Кили (он был ранен еще на выезде из Лихолесья), Фили (не покинул брата) и еще кто-то остаются в городе, набившись в дом к Барду. Там-то их и застают орки, которых мужественно мочит Леголас, пока рыжая повторяет трюк Арвен с излечением от ранения моргульским оружием: укладывает гнома башкой в грецкие орехи, пихает ему в рану траву и матерно ругается творит эльфийское заклинание. Кили, между тем, в бреду признается ей в любви.
К слову, лично я не могу определиться: единый в двух лицах Орландо - это фишка или фэйл Джексона. Все очень неоднозначно.
Торин, Бильбо и Ко, разнаряженные как на бал, прутся к горе, на разные лады повторяя: «Когда прострекочет дрозд, последний луч солнца в день Дурина укажет скважину». Уж не знаю, косяк это наших переводчиков или Джексона, но луч-то был лунный. Пророчество звучало бы загадочнее, если бы «последний луч дня Дурина», потому что когда речь четко идет о солнце, внезапно озарение Бильбо с лунным лучом выглядит как-то нелепо. Гномы же вели себя как дети: пока солнце угасало, никому и не пришло в голову следить за его лучами - они ломали стену. Когда оно угасло, они с облегчением ломанулись назад, мол, не удалось, да и фиг с ним.
Кажется, не очень-то они и обрадовались, когда Бильбо таки нашел вход. За это его послали внутрь за Аркенстоном, где он немедленно разбудил Смауга, а Торин сделал все, чтобы тот полетел громить Эсгарот. Я не буду описывать весь этот угар. В режиме телеграфа разве что:
1. «Где ты, ездок на бочках?!» - ревел Смауг.
«Сюда я больше не ездец… не ездюк…» - думал Бильбо, лежа под гобеленом.
2. У Торина самая крутая тачка и самая термостойкая жопа в Арде: катание в расплавленном золоте на тележке - это пять.
3. Смауг должен быть кривой на один глаз. Или я снова путаю с игрой?
4. Не попасть мягкое тело Смауга, когда он собирается плюнуть огнем (конкретно в реализации Питера Джексона) мог только очень кривой лучник. Хотя если учесть те дуры, которыми они стреляли…
5. Мумии гномов (преимущественно почему-то женские), пролежавшие в Западной караульной энное количество десятков лет, сохранившиеся лучше чем мощи, фараоны и палермская девочка при перепадах температуры - это неописуемо.
6. Не знаю, было ли это специально задумано или случайно вышло, но очень сильный момент, когда Торин стоит на Одинокой горе и пафосно восклицает: «Я не такой, как мой дед!», а заходящее солнце четко вырисовывает его профиль и абсолютно такой же профиль каменной статуи Короля-под-Горой.
7. Как я могла забыть: мопсы! Два толстеньких чистеньких мопса, расхаживающие по грязным мосткам нищего, разоренного бургомистром Озерного города. Воистину апокалиптическая картина.
Резюмируя: в общем, фильм больше не ласкает сердце, поскольку абсолютно-совершенно похерен оригинал. С другой стороны, по-моему, гораздо грамотнее прописаны сражения, во всяком случае ничего такого же бессмысленного и беспощадного, как драка великанов в горах, вроде не было. Разве что драка Гэндальфа с недовоплотившимся Сауроном… ну да кто там его знает, чем он занимался, покуда гномы шарахались без него.
Неуемная фантазия Питера Джексона срочно нуждается в принудительной кастрации. Я еще понимаю, когда он в меру возможностей додумывает те моменты, которые в книге не прописаны, но зачем лепить горбатого там, где все четко и логично описано Профессором?! Моя не понимать.
Смотреть можно, но лучше сквозь пальцы и призму цинизма.
З.Ы. Е-мое, а Лучник Бард-то оказывается не Орландо Блум. А похож О_о
З.З.Ы.