Исторические свидетельства о мелитианском расколе.

Mar 15, 2019 00:58


К обсуждению позиции митр. Василия Смирнского (1887 г.) о действительности рукоположения раскольников.

Протест, который был выражен Мелитию письменно епископами Исихием, Пахомием, Феодором и Филеем, бывшими тогда в заключении:

“Есть закон отцов и праотцов наших, которых ты не можешь не знать, установленный по чину божественному и церковному (ибо все установлено ими по воле Божией и по ревности к лучшему): в чужих епархиях не следует никому из епископов совершать рукоположения. Этот закон очень важен и мудро установлен. Наперед надобно со всею точностью испытать поведение и жизнь поставляемых. Потом надобно отклонять всякое смущение и беспорядок. Каждый и своею епархией едва может управлять: со всем тщанием и обдуманно должен находить достойных служителей между теми, с которыми он проводит все время и которые воспитаны под его рукою. А ты дерзнул всем пренебречь - не принял во внимание ни последствий, ни закона блаженных Отцов наших, преемников Христовых по закону преемства, ни достоинства великого епископа и отца нашего Петра, от которого все мы зависим по упованию о Господе Иисусе Христе. Не умилостивился ты и нашими темничными страданиями, ежедневными и разнообразными поношениями и скорбями. Ты скажешь: я поступил так в отсутствие пастыря, по нуждам паствы опустошенной, чтобы не увлекались многие неверностию многих. Но очень известно, что паства не имела нужды в том”.PG 10, 1565-1568  - Архиепископ Филарет (Гуми­левский). Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 1.)

Тот же текст в более полном но менее дословном переводе П. Гидулянова:

"Про Мелетия, говорится в послании, ходят дурные слухи, будто он нарушает божественный порядок и церковные правила. Недавно слухи эти подтверждены большим числом свидетелей. В виду этого мы сочли необходимым составить это письмо. Мы не будем говорить о том, сколь великие смятение и печаль производят совершаемые тобою (Мелетием) посвящение священников в чужих пределах. Ты ведь знаешь древний согласный с божественным и человеческим правом закон, что ни один епископ не должен посвящать в чужих отделах. Ты же делаешь это без спроса великого епископа и отца Петра (епископа александрийского) и даже без спроса нас, заключенных, чтобы все привести в смятение. Пожалуй, ты скажешь в свое оправдание: меня вынудила необходимость, так как общины остались без пастырей. Все это неправда, так как тобою (Мелетием) поставлено много периодевтов и визитаторов. А если бы они были и нужны, то об этом должно было бы спросить нас, заключенных. Может быть тебе сказали, что нас уже нет в живых. Но и тогда ты должен был проверить верность этого слуха и даже в случае нашей кончины должен был для такого посвящения ожидать участия и позволения великого отца». Из этого акта совершенно ясно видно, что александрийскому епископу принадлежало право посвящения и право утверждения (κῦρος Никейского собора) епископов во всем Египте, а также полномочие рукополагать пресвитеров и диаконов в овдовевших епископских округах (энориях. Более определенно выступают эти права александрийского епископа из соборного послания 325 года к церквам Божиим, находящимся в Александрии, Египте, Пентаполе и Ливии: «Постановленных им (Мелетием) и утвержденных таинственным рукоположением собор определил допустить к церковному общению, но с тем, чтобы они в достоинстве и служении всегда занимали второе место после всех священнослужителей, в какой бы то ни было епархии и церкви, принявших рукоположение от досточтимого сослужителя нашего Александра. Также отнюдь не позволяется им ни избирать, кого им угодно, на священные степени, нв подавать голоса в чью-либо пользу, и вообще ничего не делать без согласия епископов кафолической и апостольской церкви, находящихся под управлением Александра, святейшего сослужителя нашего863. Напротив те, которые по благости Божией и вашим молитвам, не увлечевы ни в какой раскол, а живут в недре кафолической церкви, те имеют власть и право, как избирать, так и предлагать имена достойных быть в клире и вообще делать все, что определено законами и церковными постановлениями. Если же кто из церковных священнослужителей умрет, то на место почивших могут быть допускаемы и недавно присоединимые к церкви, если только они окажутся достойными и если изберет их народ, впрочем с согласия и утверждения епископа александрийского864. Из всего этого следует, что 1) во всем Египте (со включением Фиваиды) были не только епископы, но и пресвитеры и диаконы, рукоположенные Александром, епископом александрийским; 2) рукоположение в пресвитера и диакона принадлежало обыкновенно местному епископу, но в необходимых случаях, как то отсутствие епископа или вдовство, определение в пресвитера или диакона могло исходить также от александрийского епископа и 3) при поставлении епископа всегда предполагалось участие епископа Александрии: для законности епископского назначения требовалось, чтобы епископ был избран общиною (ὁ λαὸς αἱροῖτο) и чтобы он получил утверждение (συνεπιψηφίζοντος) и посвящение (ἐπισφραγίζοντος) со стороны александрийского иерарха. Что это право александрийского епископа было полным и общим не только во всем Египте, по и в прилежащих странах, это видно из 67-го письма Синезия, епископа птолемаидского (начало V века); во времена Афанасия Сидерий неправомерно (ἐκθέσμως) сделался епископом палебиским (в Пентаполе), «так как он был поставлен не в Александрии, и не через трех епископов в Палебиске и при этом не получил в первой утверждения своей хиротонии»865. Отсюда ясно, что правильное поставление епископа в Пентаполе могло иметь место или в Александрии или в овдовевшей общине (ἐνθάδε) чрез собор по крайней мере трех епископов, но не иначе, как после утверждения (σύνθημα) избрания александрийским епископом866."

____________________________________

Св. Петр Александрийский. Послание пастве:

"Так как я узнал, что Мелитий на письмо блаженных епископов и мучеников (Исихия, Пахомия, Феодора и Филея) не только не обратил внимания, но и вторгся также и в мой отдел, сместил мною поставленных и посвятил других, то я прошу вас воздерживаться от общения с ним, пока я со знающими мужами не опровергну его и не расследую дела"
____________________________________

Первый Вселенский собор:

«тогда как благодать Божия освободила Египет от пагубного учения и богохульства, и от тех людей, которые дерзали возбуждать распри и разделения в народе, примиренном свыше, оставалась еще в своей силе дерзость Мелетия и рукоположенных им. Извещаем вас, возлюбленные братия, и о том, что касательно этой секты собор определил. По некоторой снисходительности к Мелетию, (судя же строго, он не стоил никакого снисхождения), собор определил, чтобы Мелетий оставался в своем городе, но без права рукополагать, подавать голос при избрании епископов, являться с этою целию в селения и города, а сохранял бы только одно имя своего достоинства. Постановленных же им и утвержденных таинственным рукоположением собор определил допустить к церковному общению, но с тем, чтобы они в достоинстве и служении всегда занимали второе место, после всех священнослужителей, в какой бы то ни было епархии и церкви, принявших рукоположение от досточтимейшего сослужителя нашего Александра. …. С Мелетием же так поступлено по причине выказанного им своевольства, его безрассудного и упорного нрава: не дано ему никакого права и власти, как человеку, который снова может произвесть такие же, как прежде, беспорядки. » (XVI. Соборное послание к церквам Божиим, находящимся в Александрии, Египте, Пентаполе, Ливии и во всей поднебесной, клиру и мирянам, исповедующим православную веру //Деяния I Вселенского собора// Бл. Феодорит. Церковная история, Книга I, глава 9)

Св. Афанасий Великий:

"Однако же, какая чаша, где и у кого разбита <одно из обвинений, на основании которых был осужден св. Афанасий - Z.P.>?  Обвинители в этом - мелетиане, которым вовсе не должно верить, потому что они раскольники и враги Церкви как ныне, так и со времен блаженного Петра, епископа и мученика; они злоумышляли против самого Петра, клеветали на преемника его Ахилла, обвиняли Александра даже пред самим царем; навыкнув же этому, стали нападать потом и на Афанасия, поступая так не вопреки обычному своему лукавству. Ибо как клеветали на его предшественников, так стали клеветать и на него. Но клеветы и ложные доносы возымели силу теперь, а не прежде, потому что нашли себе содейственников и покровителей в приверженцах Евсевиевых, по причине собственного нечестия ариан, по которому составляются заговоры, как против многих епископов, так и против Афанасия." (Св. Афанасий Велики. Защитительное слово против ариан)

"И действительно, не клеветники ли мелетиане, а преимущественно перед всеми Иоанн? Вступил он в Церковь, вошел в общение с нами, произнес на себя осуждение и не начинал еще дела о чаше; когда же узнал, что Евсевиевы приверженцы усердствуют арианам, но не смеют содействовать им явно, стараются же употреблять в орудие другие лица, тогда предложил он себя как бы в лицедеи на позорище." (там же)

"Посему не обращайте внимания, если и снова будут писать вам против епископа Афанасия; все, от них выходящее, лживо, хотя на письмах их будут имена и египетских епископов. Ибо явно, что не мы подпишем, а мелетиане, всегдашние раскольники, доныне смущающие Церковь и производящие в ней мятежи. Они допускают незаконные поставления почти даже язычников и делают такие дела, о которых стыдно и писать, о чем можете узнать от посланных нами вручителей этого послания. (там же)

"Ибо утверждали они, что, когда Александр по снисхождению великого Собора принимал пресвитеров из Мелетиева раскола, Исхир не был поименован Мелетием в числе поставленных им. А это служит весьма сильным доказательством, что Исхир и не был поставляем Мелетием"

"У нас до гонения епископом был Петр, который, во время гонения, скончался мученически. Он на общем соборе епископов низложил Мелетия, называвшегося египетским епископом, обличенного в разных беззакониях и даже жертвоприношении идолам. Но Мелетий ни к другому собору не прибегал, ни старался оправдаться пред бывшими после Петра епископами, произвел же раскол, и держащиеся стороны его доныне, вместо христиан, именуются мелетианами. Вскоре стал он злословить епископов, вначале сего Петра, а после него клеветал на Ахилла, и после Ахилла на Александра; и в этом поступал он ухищренно, научившись [361] тому у Авессалома, чтобы ему, когда низложение приводило в стыд, можно было обольстить, хотя неопытных, клеветами. А между тем, пока действовал так Мелетий, появилась и арианская ересь. Но ересь на Никейском соборе предана анафеме, и ариане извергнуты, мелетиане же каким-то образом приняты, и теперь нет уже необходимости наименовывать тому причину. Ибо не прошло еще пяти месяцев, как блаженной памяти Александр скончался, - мелетиане, которым надлежало оставаться в покое и почитать за милость, что по крайней мере, они приняты, подобно псам, не забыв, что ими было изрыгнуто, снова стали возмущать Церковь." (там же)

«Когда принят был Мелетий (лучше бы не быть сему!), - блаженной памяти Александр, зная его коварство, вытребовал у него список как епископов, какие, по словам его, были у него в Египте, так и пресвитеров и диаконов и в самой Александрии, и в округе ее, если имел там каких. Сделал же сие Папа Александр, чтобы Мелетий, получив свободу в Церкви, не стал называть многих и каждый день, кого захочет, ложно выдавать за имеющих священный сан. Посему составил он следующий список священных лиц в Египте.
СПИСОК, ПОДАННЫЙ МЕЛЕТИЕМ ЕПИСКОПУ АЛЕКСАНДРУ
Я, Мелетий, епископ в Ликополе, Лукий в Антиноополе, Фасилей в Ермополе, Ахиллес в Кусах, Аммоний в Диосполе.
В Птолемаиде: Пахимис в Тентирах.
В Максианопольском округе: Феодор в Копте.
В Фиваиде: Калис в Ермефи; Коллуф в верхнем Кине, Пелагий в Оксиринхе, Петр в Ираклеополе, Феон в Нилополе, Исаак в Литополе, Ираклид в Никиях, Исаак в Клеопатриде, Мелас в Арсеноите.
В Илиопольском округе: Амос в Леонтополе, Исион в Африви.
В Фарвефском округе: Арпократион в Вувасте, Моисей в Факусах, Каллиник в Пилусие, Евдемон в Тане, Ефрем в Тмуи.
В Саисе: Ермеон в Кине и Вусири, Сотирих в Севенните, Пининуф в Фтенеги, Кроний в Метили, Агафаммон в округе Александрийском.
В Мемфисе Иоанн, которому повелено Царем - быть при архиепископе.
Эти были в Египте, а в александрийском клире состояли у него: Аполлоний пресвитер, Ириней пресвитер, Диоскор пресвитер, Тиранн пресвитер; диаконы: Тимофей диакон, Антиной диакон, Ифестион диакон, Макарий пресвитер в воинском стане.Этих лично Мелетий представил Александру епископу; (Св. Афанасий Великий. Там же).
___________________________
Св. Епифаний Кипрский:

«Секта Мелетиан существует в стране египетской и называется так от некоего Мелетия, бывшего епископом в Фиваиде и принадлежавшего к кафолической церкви и православной вере: ибо вера его в некоторое время не отступала от святой кафолической церкви…
Но когда архиепископ Петр узнал, что Мелетиане восстали против его человеколюбивого желания и еще более увлеклись божественною ревностью, тогда он сам устроил посреди темницы занавес, растянув одежду, т. е. мантию и диакону приказал провозгласить: те, которые принимают мое мнение, пусть придут ко мне: а которые держатся мнения Мелетия, пусть идут к Мелетию. И отделились к Мелетию множество епископов, монахов, пресвитеров и других чинов: а при архиепископе Петре остались весьма немногие из епископов и немногие из других сословий. С этого времени они молитвы и другие священнодействия совершали каждый отдельно. Между тем блаженный Петр скончался мученическою смертью, оставив своим преемником в Александрии Александра. И так он занимает престол после означенного Петра. А Мелетий со многими другими был осужден в ссылку и сослан в Фенисийские рудники. Тогда Мелетий с исповедниками, которые вместе с ним везены были, и в темнице, и во время пути, в каждой стране и в каждом месте, где проходил, поставлял клириков, епископов, пресвитеров и диаконов, и устроял частные церкви; между тем ни последователи Мелетия, ни последователи Петра, имевшие у себя древние церкви, не имели между собой никакого общения…

Наконец исповедники, - как бывшие на стороне Петра, (а их было еще много), так и Мелетия, освобождаются от рудников. И в рудниках они не имели общения друг с другом и не молились вместе. Мелетий и после сего жил в мире еще довольно долго, так что процветал и при Александре, преемнике Петра, и был с ним дружен. Он заботился о церкви и о вере: ибо я часто говорил, что он ни в чем не изменил оной.

Этот самый Мелетий, когда был в Александрии и жил там, имея особые собрания со своими, схватил и представил к Александру Ария, так как огласилось, что он в толкованиях своих вышел за пределы веры.»  (Св. Епифаний Кипрский. Панарион Раскол Мелетия Египетского, сорок восьмая, а по общему порядку шестьдесят восьмая ересь)

________________________

Сократ Схоласт:

«К арианам присоединились и мелетиане, которые незадолго до того отлучены были от Церкви. А кто они именно, - мы скажем. Когда александрийским епископом был Петр, умерший мученически при Диоклетиане, - некто Мелетий, епископ одного из египетских городов, был низложен, как по многим другим причинам, так особенно за то, что во время гонения отрекся от веры и принес жертву. Будучи низложен и однако же окружен многими последователями, он и доныне слывет в Египте ересеначальником называемых по его имени мелетиан 30. Не имея никакого благовидного основания для оправдания себя в отступлении от Церкви, Мелетий просто говорил, что его обидели, а между тем обвинял и поносил Петра; когда же Петр во время гонения скончался мученически, он перенес свои поношения на Ахилла, принявшего после Петра сан епископа, а за Ахиллом опять на Александра.» (Сократ Схоласт. Церковная история. Книга I, глава 6).

_______________________

Созомен:

«<Арий>, считавшись некогда ревностным в деле вероучения и помогая Мелетию в его нововведениях, он потом оставил Мелетия, и александрийским епископом Петром рукоположен был в диакона, а вскоре опять извержен им из Церкви за то, что, когда Петр отлучал приверженцев Мелетия и не допускал их крещения, он порицал эти действия и не хотел успокоится» (Созомен. Церковная история. Книга 1. Глава 15)

«Когда исследованы были также события, происшедшие в Египте под влиянием Мелетия: тогда Собор присудил ему самому жить в Лике, нося только имя епископа, и впредь не рукополагать ни в городе, ни в селе. А тем, которые уже поставлены им, предписал иметь общение и совершать литургию, но относительно степеней чести, занимать второе место после клириков в каждой Церкви и приходе,- вступать также на места умерших, если по определению народа окажутся достойными того, и будут утверждены епископом александрийской Церкви,- но самим не иметь участия в избрании по собственному желанию, кого хотели бы. Собор признал это справедливым, размыслив об опрометчивости и поспешности Мелетия и единомышленников его, в деле рукоположения; ибо когда Петр, в последствии скончавшийся мученически, по случаю бывшего в то время гонения, ушел из Александрии,- Мелетий присвоил себе не принадлежавшее ему право рукоположения.» (Там же, глава 24)

___________________

Бл. Феодорит Киррский:

«Мелетий, который незадолго до безумного учения Ариева удостоился епископского рукоположения, а потом, обличенный в некоторых проступках, лишен был сана божественнейшим Петром, епископом александрийским, приявшим венец мученичества, и, желая Удержать за собою предстоятельство в Александрии мерами насильственными, наделал шуму и смятения во всей Фиваиде и в пограничном с нею Египте» (Бл. Феодорит. Церковная история, Книга I, глава 9)

Чиноприем, Каноны, История Церкви

Previous post Next post
Up