IV) Спор св. Киприана Карфагенского со св. Стефаном Римским о чиноприеме и его рецепция. Часть 2.

Mar 29, 2016 02:52


Продолжение. Начало - http://zloi-prepod.livejournal.com/1847.html

Часть 2. Св. Стефан

Св. Стефан, Папа Римский выступил с жесткой критикой позиции св. Киприана и даже отлучил его от Церкви. К сожалению,  сами письма св. Стефана дошли до нас лишь фрагментарно - в пересказах св. Киприана и Фирмилиана.

В соответствии с их пересказами св. Стефан, настаивая на единственности крещения, признавал действительным любое крещение, совершаемое «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», даже если его совершали монтанисты или маркиониты. Данный подход критиковался св. Киприаном:

«Если патрипассиане, антропиане, валентиниане, аппелесиане, офиты, маркиониты и прочие еретические язвы, мечи и яды, развращающие истину, исповедуют вместе с нами одного и того же Отца, одного и того же Сына, одного и того же Духа Святого и одну и ту же Церковь, то потому самому, что вера их одна с нашею, может быть там и одно крещение. Но так как разбирать все ереси и обличать нелепости и бессмыслие каждой из них в частности было бы слишком продолжительно, да и нисколько не утешительно говорить о том, что и знать-то страшно, или стыдно; то мы исследуем пока об одном только Маркионе, о котором упоминается в присланном к нам тобою письме, - может ли быть крещение его основательно. Господь … указывает на Троицу, во имя Которой должны креститься все народы. А Маркион содержит ли сию Троицу? Признает ли того же самого Отца-Создателя, что и мы? Знает ли того же самого Сына-Христа, родившегося от Девы Марии, Который, будучи Словом, стал плотию, понес на Себе грехи наши, победил смерть своею смертию, первый самим Собою предначал воскресение плоти, показав ученикам Своим, что Он воскрес в той же самой плоти? Нет, у Маркиона, да и у прочих еретиков, совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующее против святости и истины.10

Еще более жестко позицию св. Стефана критиковал Фирмилиан Кесарийский, указывая на крайний (но вполне логичный) вывод из его позиции. Фирмилиан рассказывает о некоей женщине одержимой бесовской силой. Она «чрез наваждение и чары демонские сделавшая для обольщения верующих, дерзала даже часто подражать совершению евхаристии, освящая хлеб с приличным молением и принося жертву Господу не без таинства обычного славословия; она тоже крестила многих, употребляя обычные и законные слова вопроса, так что, по-видимому, нисколько не отступала от церковного правила.» Так что же мы скажем о ее крещении, которым, чрез женщину, крестил сам негодный демон? Не уже ли Стефан и его поборники одобрят это крещение?...Можно ли поверить, что даровано отпущение грехов и правильно совершилось возрождение чрез спасительное омовение там, где все имело вид истины, а только производилось по действию демона?» ­- риторически вопрошает Фирмилиан.11

Судя по письмам св. Киприана и Фирмилиана Кесарийского, а также более поздних Отцов, комментировавших этот спор, одним из важнейших аргументов, который приводил в защиту своей позиции св. Стефан - было следование «древней традиции», т.е. Преданию. Св. Стефан настаивал, что Церковь всегда принимала крещение раскольников и еретиков. Св. Киприан в ответ ссылался на историю своей - Карфагенской Церкви - а именно собор при еп. Агрипине (вероятно около 215-217 года):

«И мы, священники Бога, по Его удостоению поставленные начальниками в Его Церкви, должны знать, что отпущение грехов может быть даруемо только в Церкви и что противники Христа нисколько не могут присваивать себе Его благодати. То же постановил и с общего совета, по здравом рассуждении, утвердил муж блаженной памяти Агриппин, с другими своими соепископами, которые управляли в то время Господнею Церковию в области африканской и нумидийской. Их-то благочестивому, законному и спасительному мнению, согласному с верою и кафолическою Церковию, и мы последовали.12

И в другом письме:
«…у нас это дело отнюдь не новое и не неожиданное, что мы  признаем нужным крестить тех, которые от еретиков обращаются к Церкви: тому уже много лет назад, много прошло времени, как собор епископов, бывший под председательством блаженной памяти Агриппина, постановил то же самое, и с тех пор доселе столько тысяч еретиков, в областях наших обратившихся к Церкви, не только не гнушались и не колебались получать благодать животворящей купели и спасительного крещения, но еще разумно и охотно настаивали на этом.» 13

Вообще, вопрос о том, каким был чиноприем из ересей и расколов до св. Киприана - довольно запутанный. Стоит отметить, что св. Киприан, хотя и ссылался на правила Карфагенского собора при Агрипинне, однако счел необходимым собрать новые соборы, т.е. с его точки зрения решений собора при Агрипинне для обоснования его подхода было недостаточно. Возможно дело в том (и об свидетельствуют приведенные выше цитаты), что Агрипинн перекрещивал не раскольников, а еретиков (по мнению Болотова речь идет о монтанистах). Возможно, однако, и другое объяснение: решения собора при Агрипинне были отменены последующими соборами.

Как уже отмечалось, позиция св. Киприана нашла сторонников в Малой Азии. По свидетельству Фирмилиана14, а также св. Динисия Великого15 такой взгляд возобладал в некоторых малоазийских провинциях - Киликии, Каппадокии и Галатии, Икононии и др. Впрочем, св. Дионисий свидетельствует, что и для перечисленных Церквей данный вид чиноприема был изменением (хотя и давним) прежней традиции:
«Это вот я знаю: не сейчас и не только в Африке ввели этот обычай, но уже давно, при епископах, наших предшественниках, в самых многолюдных Церквах и на Соборах братьев в Иконии и Синнаде, и по другим местам было так поставлено»16

Вся остальная Церковь (включая и самого св. Дионисия), по-видимому, в той или иной степени соглашалась со св. Стефаном (по крайней мере в отношении раскольников). Сам св. Дионисий в письме к Дионисию и Стефану, предстоятелям Римской Церкви дал ясный критерий действительности крещения, который принят в Церкви доныне:

"Тех, которые крещены во имя трех Лиц-Отца и Сына и Святого Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют три Лица. А над теми, которые обращаются ко святой церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение."

О новаторстве позиции св. Киприана писали и последующие Отцы (их слова мы рассмотрим ниже).

В ответ на критику св. Стефана, св. Киприан противопоставляет традиции - разум:

«Итак, напрасно некоторые, будучи опровергаемы разумом, противополагают нам обычай. Как будто обычай выше истины или будто в делах духовных должно следовать не тому, что к лучшему открыто Духом Святым. Ненамеренно погрешающий еще может быть прощен, как говорит о себе самом и блаженный апостол Павел: «бывша мя иногда хульника и гонителя и досадителя, но помилован бых, яко неведый сотворих» (1. Тим. 1:13). Но кто и после Божественного научения и откровения намеренно и с сознанием упорствует в своих заблуждениях, тот грешит уже непростительно; потому что, будучи опровергаем разумом, основывается на одном предубеждении и упрямстве.»17

Подобная рационалистическая критика Предания не могла найти отклик в Церкви. По свидетельству бл. Иеронима в самом Карфагене постановления соборов при св. Киприане было отменено вскоре после его казни: «Те же самые епископы, которые вместе с <Киприаном> постановили перекрещивать еретиков, возвратившись потом к древнему обычаю, издали новое определение».18

Продолжения:
Часть 3. Рецепция спора свв. Киприана и Стефана в Предании
http://zloi-prepod.livejournal.com/2469.html

Часть 4. В чем свв. Киприан и Стефан были согласны?
http://zloi-prepod.livejournal.com/2567.html

_________________________________________________________________

10. Св. Киприан Карфагенский. Письмо к Юбаяну о крещении еретиков.
11. Фирмилиан Кесарийский. Письмо св. Киприану Карфагенскому http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62
12. Св. Киприан Карфагенский. Письмо к Квинту о крещении еретиков
13. Св. Киприан Карфагенский, Письмо к Юбаяну о крещении еретиков
14. Фирмилиан Кесарийский. Письмо св. Киприану Карфагенскому http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62
15. Евсевий Кесарийский. Церковная история, 7,5
16. Там же, 7,7
17. Св. Киприан Карфагенский, Письмо к Юбаяну о крещении еретиков
18. Бл. Иероним Стридонский. Разговор против люцифериан

Чиноприем

Previous post Next post
Up