К настоящему времени ряд авторов уже отправили свои замечания по проекту нового катехизиса, опубликованному для общецерковного обсуждения. Автор этих строк полностью согласен с замечаниями К.Г.Шахбазяна[1] . Вместе с тем хотелось бы подробнее прокомментировать вопрос о статусе Символических книг в Священном Предании.
В проекте катехизиса о
(
Read more... )
Comments 165
Reply
=касательно святого крещения они ни в чем не отличаются от нас, но крестятся одинаково с православными
Не до конца понятно, является ли крещение во имя Троицы достаточным условием для признания любого крещения еретиков и раскольников? Ведь есть, скажем, староверы, монофизиты и др., которые "крестятся одинаково с православными" , а есть протестанты, которые верят в Троицу, но отвергают Предание, Кафолическую Церковь, признают только себя и апостольскую Церковь, сколько смогли прочесть и понять по НЗ.
Если человек с улицы, прочитает писание, не понятно у кого крестится, будет сам потом совершать крещение других, то должно ли такое крещение признаваться?
Reply
Reply
Так и у нас женщины крестят. Лично знаю работницу крестильни при роддоме, которую благословили самой крестить новорожденных в случае опасности их смерти. Вот миропомазывать может только священнослужитель (поэтому миропомазание протестантов не признается).
По сути ответа на вопрос о том, может ли крестить - некрещенный (но верующий в Троицу) у меня нет. Хочется дать отрицательный ответ по аналогии с саном (как мирянин не может сам сделать себя священником или епископом - так и некрещенный не может крестить) - но это будет мой личный ответ.
Впрочем, мне кажется это не очень актуально, ибо по факту практически все современные протестантские группы отпали от католицизма и их составляют крещенные в РКЦ, те, был крещен в теми кто крещен в РКЦ и т.д. А наши протестанты почти поголовно были крещены в Православной Церкви. Т.е. некое "преемство крещения" в этих группах сохраняется.
Reply
Reply
1. Насколько я помню, восточные патриархи переслали свое послание 1723 г англиканам именно через российский Святецйший Синод. Я полагаю, что это и означает официальную рецепцию, так как Синод не стал бы на высоком уровне пересылать вероучительный документ, с которым бы не был согласен, который бы прежде не рассмотрел. Фактически послание 1723 г. таким образом имеет статус общеправославно утрвержденного текста, поскольку на тот момент, насколько я понимаю, четыре атриархата и Российская Церковь составляли все Поместные Православные Церкви.
2. Текст блж. Феофилакта об опресноках, как мне кажется, представляет собой не признание евхаристии латинян как Тела и Крови Христовых (таких слов в тексте нет), а признание его на уровне освященного хлеба (вроде просфоры или антидора), в силу того, что над ним произнесено имя Христа.
Reply
По п.1 у меня в тексте это вроде есть:
"...текст Послания 1723 г. утвержден Синодом в 1723 г., а распоряжением Синода от 1845 г. он распространяется, как руководство при разъяснении догматов православной веры и церкви".
Может быть лучше как-то это усилить? Если да - порекомендуйте как.
По п. 2 - мне все-таки кажется, что если говорится о святости латинских опресноков без оговорки того наиважнейшего обстоятельства, что эти опресноки не становятся Телом и Кровью - то скорее всего автор верит, что они Ими становятся. К тому же далее бл. Феофилакт пишет:
"... За исключением <различия в обычаях священнодействия на опресноках> , как они священносовершаемое нами, и мы так же [священносовершаемое] ими, считаем святым"
Впрочем, по отношению к обсуждаемой теме (действительность крещения) - это уже отдельный вопрос Поэтому, чтобы исключить возможную критику по этому месту - пожалуй напишу так:
"Бл. Феофилакт признавал даже святость латинских опресноков"
Reply
По опреснокам - поскольку прямо о них, как о Теле и Крови не сказано, то текст является таким, который допускает разные интерпретации.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Св. Марк Ефесский в Окружном послании установил принимать их как ариан - через миропомазание. Это установление официально подтверждено собором 1484 г. Основания для этого ясны из аргументации Восточных Патриархов на нашем Большом Московском соборе - я приводил в своем ЖЖ соответствующий фрагмент его Деяний:
https://zloi-prepod.livejournal.com/2833.html
Reply
Leave a comment