На грани юмора и смерти

May 30, 2012 23:46

Есть такая штука, называется тупняк.
Вот, допустим, я уже несколько дней подряд встаю на два часа раньше чем обычно, сижу на конференциях, потом полдня гуляю по интернету и не могу даже думать ни о чём более сложном, чем комиксы.
На одном сайте я откопал целое руководство: "Что нужно делать, когда наступает тупняк". В частности, там советуют обливания холодной водой. Какие ещё обливания? Наркоманы штоле?
Но ладно, это всё лирическое отступление.

Сегодня мы поговорим о таком понятии, как тема.
Интернет расшифровывает этот термин как "предмет повествования". И это очень важно, потому что слишком большое количество литераторов начинают повествование не имея предмета. В результате получается нелогичная и абсолютно бессмысленная чепуха, которую потом называют "философская лирика".
Как же приучить себя писать на определённую тему и соблюдать логичную стройности повествования? Ответить на этот вопрос нам поможет журнал пользователя de_tmivir.


Для того, чтобы определить тему произведения, можно пойти двумя путями.
Первый - это много раз с начала до конца прочитать стихотворение, посмотреть на название, обдумать всё получившееся, представить образ жизни автора, социальный и культурный фон, и таким образом попытаться предположить, в чём смысл текста. Чаще всего этот путь приводит в никуда, так как критик нечасто обладает полной информацией о том, что творится в голове поэта и вокруг него.
Второй - это герменевтика. Считается, что смысл песни - это те мысли, которые чаще всего повторяются в тексте. Допустим: чувства, романтика, браться за руки и солнце встаёт - это всё про любовь. Чувства, ненависть, отрубать ладони и красная луна - это плохо. Таким образом, просто арифметически пересчитав все слова и распределив их по популярности, можно примерно определить тему повествования.

Одной из реализаций герменевтического разбора можно считать поиск тематической цепочки. Чтобы долго не рассказывать теорию этого метода и определения, покажу всё на примере:

Пожалей меня, чернобровая,
  Очень искренне и легко.
  То ли жизнь у меня хреновая,
  То ли что-то ещё - не то,

То ли вовсе всё то, и правильно,
  Грусть, и та - от нехватки сна…
  Пожалей меня всё же, барышня,
  Будь мне воздухом в паруса.

Пусть твержу не тебе, а ночи я,
  Облик твой позабыв в ночи,
  Но жалей меня, что есть мочи,
  Ни мгновения не молчи.

Пусть почти что не знаешь, кто я,
  Нету в этом помех, отнюдь:
  Ты авансом жалей, с лихвою,
  Разочтёмся когда-нибудь.

Я в любой красоте торговки
  Узнаю твой забытый лик…
  Пусть жалеют меня, чертовки,
  Как никто не жалеет их.

Пусть за каждый расистский выпад,
  За жестокости их отцов
  Горстку жалости мне насыпят
  Сверху, к парочке огурцов.

Пусть оставят её на память,
  С голодухи и натощак,
  Ведь от жалости не убавить -
  То ли скажешь об овощах?

Прикажи им, тебе несложно,
  Ты меж ночи моих планет
  Всемогуща и всевозможна…
  Впрочем, поздно.
        Теперь - рассвет.

Специально выбрал самое длинное стихотворение, чтобы можно было выделить нормальную цепочку.
Давайте разделим текст на отдельные предложения (простые внутри сложносочинённых тоже считаются) и из этих предложений выберем главное слово (в крайнем случае - словосочетание). У меня получилось примерно так:
Чернобровая => Жизнь => Что-то ещё => Всё => Грусть => Барышня => Я => (Ты) => (Ты) => Ты => Я => Чертовки => (Они) => (Они) => (???) => Ты => Рассвет.
В скобках указаны те небезличные предложения, где действующее лицо не произносится, но подразумевается. Вроде "Но жалей меня, что есть мочи" - понятно, что речь идёт о пропущенном местоимении "Ты". Стихи подразумевают, что так делать можно. В прозаическом тексте такое не прокатит, но там у автора куда больше вольности в отношении формы текста. Соответственно, вопросительными знаками отмечено безличное предложение (про овощи), в котором нельзя определить тему визуально и приходится предполагать. Но мы сегодня собрались не для того, чтобы предполагать, потому и оставим это место пустующим. Кстати, большинство таких пустующих мест появляется из-за образов.

Теперь внимательно посмотрев на выписанный ряд слов, мы можем заметить:
Во-первых, в тексте не одна, а две параллельные темы. Одна - "Ты", связанная также с "чернобровая" и "барышня". Другая - "Грусть", к которой привязаны "жизнь", "что-то ещё" и "рассвет". Параллельные темы хороши только в некоторых частных случаях, вроде параллельных событий, между которыми подразумевается точная аналогия. Чаще всего не связанные какими-нибудь словами темы - это плохо. Читатель выбирает только одну тему и внимательно следит за ней, вторая же начисто выпадает из памяти вместе со всеми рифмами и образами.
Во-вторых, темы никак не развиваются. Лицо, к которому обращается лирический герой так и остаётся "Ты" на протяжении всего текста. Сюжет с течением текста никак не меняется. Весь текст остановлен, словно на фотографии. Это значит, что стихотворение не повествовательное, а описательное, и рассматривать его надо исключительно как картинку, выискивая образы и метафоры.
В-третьих, тема не перегружена повторениями. Вообще, в стихах повторения нежелательны, если только это - не анафора или подобный приём. Но больше всего заметны и неприятны повторения в тематической цепочке. Допустим, когда в каждом предложении подлежащее - "она". В этом же тексте повторения не такие частые, чтобы это было заметно.

Подобные тематические цепочки полезно периодически выписывать хотя бы для самоконтроля. Чтобы быть уверенным, что в процессе написания суперинтересного стиха основная мысль остаётся прежней.

Также одна из важнейших частей тематической цепочки - это заглавие.
Слишком много авторов ленятся придумать хорошее название для своего текста. А ведь имя стихотворения - это первое, что увидит читатель, оно определяет его отношение, первое впечатление, с ним читатель будет сравнивать остальной текст. Важно понимать, что как автор стихотворение назовёт, так оно и поплывёт по волнам искусства. Соответственно, если текст без названия, то и плыть он будет никак. Если назвать его как-нибудь вроде "ночные глупости", то и отношение к тексту будет соответственное: снисходительное и нетребовательное. К тексту "самый лучший стих", напротив, будут предъявляться совершенно иные требования: если не соответствие всем требуемым нормам, то хотя бы оправдание подобного названия.

Вот, допустим, сравните своё отношение к двум текстам:

Зависть

Да как могут они?! Ну честное слово, суки!
  Из подъездных своих, засаленных, пошлых дыр
  так писать, что от нервной дрожи ломаешь руки,
  и срывается разум вне будущности квартир...

Этюдик

- Кто там кричит?
  - Грач.
  - Значит, весна?
  - Значит...
  - Горечь во сне?
  - Плач.
  - Значит, весна...
  - Значит.

Где-то вдали - ночь,
  плачет моя
  дочь.

Стоит ли объяснять, насколько первое стихотворение лучше чем второе? И ведь речь идёт даже не о том, сколько ошибок и какая длина. Дело в отношении. Первый текст хочется прочитать, а название второго говорит о том, что это - маленькая картинка, которая если и заслуживает внимания, то только как часть огромного красивого произведения.

Вообще, считается, что в одном тексте должна быть одна тематическая цепочка. Её нежелательно прерывать и подменять другой. Однако из этого правила есть одно важное исключение - это абзацы. По теории, они служат для группировки однородных элементов изложения: внутри абзаца должна быть одна тема, и с её окончанием ставится перенос строки и начинается новый, уже с другой темой. Однако с появлением импрессионизма и переходом к электронной переписке это правило стало забываться.
В стихотворениях деление на абзацы практически не используется: периодическая структура чередования строф вынуждает авторов искать другие способы отразить конец тематической цепочки. Например, части стихотворений разделяются звёздочками или обозначаются цифрами. В прозаическом же тексте надо быть внимательным к переносу строки. Вот как здесь, например:

Это как-то неверно, ложно, пробиваться к тебе стихом. Ему бы - кистью в руках художника, ему б - набатом - орать подъём, не долбаться киркой в моё железобетонное полотно.
но…
темнота за окном - в сон, и на утро опять - тьма, и опять изо всех окон безучастно глядит зима, и мой разум забыл совсем, что он тоже кусок меня, «я оглох, я ослеп, я нем, ничего никому я не…», и закрылся, и тишина, и вокруг всё вина одна, лишь часы на своём посту иногда оставляют рябь, незаметную на свету, но мерцающую, когда ты не знаешь, на что смотреть, что услышать, и темнота всё нахваливает смерть тихим шёпотом из окна.
В этом высыпанном ничто, в этом шороховом нездесь всё другое: добро, зло, и любовь - боже мой! - есть, и вращается сонм планет, и другое нигде - тут, и любви - вот уже - нет, от неё, говорят, мрут, ты один, как последний кит, безутешно орёшь в тьму, а потом оставляешь их, ищешь берег, где никому никогда тебя не найти, брошенного на сушу штормом, затерявшегося в сети, просто тонну чьего-то корма.
Но пока я ещё здесь, заклинаю этим стихом, всем, за что я вообще есть, всем, обнимешь за что потом: не верь мне, когда нытьё, не верь мне, когда затих. Держись, когда мы вдвоём. Держи, когда я один.

Если внимательно изучить этот текст, то можно выделить тему в каждом абзаце. Таким образом, получится цепочка тематических цепочек, которая будет характеризовать уже весь текст целиком. И если эти темы логично друг в друга перетекают, то текст получается понятным, красивым и интересным. Или наоборот, если наоборот.
Вот, что получилось у меня: первая тема - стих, вторая - темнота, связана с первым союзом противопоставления "но". Третья - одиночество, четвёртая - "ты", опять же связана с предыдущей союзом "но". Теперь сразу видно, что первая тема плохо связана со всеми остальными, логика нарушена и потому понять начало достаточно сложно. Остальные же части текста хорошо выстроены, плавно друг в друга перетекают, понятны и стройны.

Важно понимать, что тематическая цепочка - это не простая придурь филологов. Тема - это штука, при помощи которой читатель должен понять основную мысль произведения и каким-нибудь образом оценить её внутри себя. Многие читатели оценивают стихотворение прежде всего не по образности, красоте языка и грамотности, а по теме. Допустим, сейчас можно написать красивый религиозный текст, который соберёт от силы два-три хвалебных комментария от филологов. А можно нарисовать стишок на гражданскую тематику, и в комментариях будет два десятка длинных отзывов, где люди подробно расскажут, что они думают об авторе, об этой теме и об остальных комментаторах.
Также кроме тематической существует такая штука как рематическая цепочка. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Итак, что мы сегодня узнали?
Во-первых, если выписать темы каждого предложения в тексте и составить их друг за другом, можно получить тематическую цепочку. Чем логичнее связаны слова внутри цепочки, тем лучше сам текст. Если тематическая цепочка неизменна, то текст скорее описательный. Если она развивается от одного предмета к другому, плавно перетекая через множество последовательных точек, то текст скорее повествовательный. Хотя, бывают приятные исключения.
Во-вторых, одной из важнейших частей тематической цепочки является название стихотворения. Про него не стоит забывать.
В-третьих, если текст состоит из нескольких абзацев, то стоит помнить, что в каждом абзаце должна быть своя тема, при этом все они должны быть логично связаны. Впрочем, естественно, что научные тексты строятся по несколько иным принципам.
И в-четвёртых, если вас одолевает тупняк - не переживайте. Вам помогут обливания холодной водой.

Обзор

Previous post Next post
Up