Я вам не понравлюсь

Jul 12, 2012 01:53




Есть много причин, по которым стихотворение может не понравиться читателю.
Это может быть банальная ошибка рифмы или ритма. нарушения смыслового плана, неправильно выбранное настроение. Нередко указываются и более сложные причины: субъективная неприязнь читателя к данной теме, избитые и банальные образы, отсутствие души. Эти показатели неудобны тем, что душу стихотворения сложно взвесить или подсчитать, а список запретных тем меняется от читателя к читателю. Именно поэтому достаточно сложно найти хорошую теорию, описывающую правила создания отличных стихов. Впрочем, отсутствие методик по некоторым параметрам вовсе не говорят о том, что и остальные факторы можно забыть. Если стихотворение представляет из себя идеальную смесь композиции и орфографии, то шансы, что оно понравится публике, существенно возрастают.
К примеру, поэт должен обладать важным умением правильно выбирать слова, которыми он формулирует свои мысли. Это связано с тем, что помимо всем известного смысла на каждом слове висит огромное количество связей, аналогий, созвучий и прочего тезауруса. Иногда встречаются ошибки вроде употребления слова с правильным смыслом но плохой историей (не знаю, как правильнее перевести на русский это многозначное Background). И наоборот, многозначные слова в нужном контексте добавят интересные смыслы, за которые потом автора читатели станут носить на руках.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как важно и как можно следить за употребляемыми словами. А помогут нам в этом страницы автора "Ольга Перегудова" на сайтах stihi.ru и вКонтакте.


Так уж повелось, что некоторые слова имеют больше одного смысла. Одновременно с тем существует просто громадное количество синонимов, и почти к каждому слову можно подобрать подобное. Вместе это приводит к значительной путанице во всём, что касается правильного выбора слов. Недаром люди, владеющими этим искусством становятся известными журналистами и политиками.

Одна из наиболее частых ошибок в творчестве - использование в высоком тексте, описывающем тонкие материи, грубых слов, относящихся к более низкому стилю. Общий стиль текста определяется по самому низкому из всех в него входящих. Так стихотворение, в котором использован мат, будет считаться матерным, несмотря на все остальные строки.




Объективно, стиль текста - это то, что определяет его аудиторию. Именно поэтому ценитель не полюбит такое стихотворение:

"столько лет прошло, мам 
  ты все читаешь меня по зеленым глазам, а не по губам. 
  столько лет прошло, с тех пор, как твоя дочь только научилась что-то на своем лепетать. 
  да, и сейчас я для тебя ненамного выросла, 
  хоть и выше, сантиметров на пять.

мам, а ты помнишь, как когда-то совсем глупым еще ребенком 
  я к нам в дом притащила крошечного, чужого котенка 
  и обещала его больше Бога любить. 
  мам, а помнишь, даже после самых серьезных ссор, ты готова была все простить.

с тех самых пор прошло столько лет, 
  что мне надоело, и я ушла. 
  первое время забывалась в грязных и скучных мужчинах, 
  существовала на их счета.

да, признаюсь, я тебе лгала, 
  когда ты спрашивала “ты как?” я отвечала “все хорошо, в порядке” 
  на самом деле, от этих слов душа собирала вещи, уходила, куда-то в пятки.

и после всех моих дурных косяков меня бы сам Господь Бог не простил, 
  не списал с моего счета грехи, 
  а она меня приняла, с порога, какую есть 
  и вечерами зашивала незажившие гнойники."

Мало кто полюбит этот текст хотя бы из-за того, что "гнойники" - это ужасное слово, а упоминание грязных и скучных мужчин во множественном числе сразу же ограничивает аудиторию девушками до девятнадцати лет. Просто по той причине, что до того момента считается, что это - основной признак романтики взрослой жизни. Как и апелляция к алкоголю и сигаретам. Уже потом внезапно оказывается, что это всё - буднично и уныло, и недостойно не то что стихов - даже упоминания в тексте высокого, патетического стиля.
Вместе с тем у автора есть примеры куда более выдержанного стиля (как например это стихотворение, в котором автор забыла дописать окончание, или вот это, уже цельное и хорошее), а это значит, что такие нарушения стиля не есть что-то характерное именно для отдельно взятого автора, а периодическая погрешность, возникающая и исчезающая.

Однако проблемы встречаются не только в смешении различных стилей, но и в некоторых словах, которые совершенно не подходят к стихотворению. Просто по смыслу, по правилам русского языка. Их не должно было здесь оказаться, им здесь совершенно не место. Как в уже упомянутом стихотворении "my sea".

"мое доброе море давно опустело и свое отцвело, 
  море устало ждать кораблей уплывающих прочь, 
  ждать моряков, что с судна уходят на дно 
  и их не догнать.

мое море имело лиловый оттенок и большие глаза 
  по утрам обретало лицо ребенка. 
  море однажды меня спасло, 
  когда он выбросил бездыханное тело мое, 
  как котенка.

море пыталось меня обнять, 
  пыталось не задушить. 
  когда перестаешь в одиночку страдать 
  просыпается желание любить.

мое доброе море однажды провожая меня до дверей, 
  прошептало: 
  - пожалуйста, родная моя, 
  остерегайся всех этих фальшивых людей."

Даже не знаю, чем объяснить такой неудачный выбор терминов.
Невозможно объяснить, почему автору вдруг захотелось сказать "своё отцвело" (просторечие), "ждать кораблей" (правильно - "ждать корабли" - кого-что, винительный падеж), "с судна уходят на дно" (ошибка в построении образа) и "он выбросил тело" (без указания объекта, зато со словом "ребёнок" в предыдущей строчке, что и делает ребёнка лицом местоимения). Тут может быть два варианта. Либо автор изначально хотел написать что-то совсем другое, но потом передумал, и значит тут поможет тщательное перечитывание текста. Либо он не знает, что не стоит писать подобным образом, и в таких случаях важно, чтобы рядом вовремя оказался читатель.

И ладно, если это - просто небольшие и незаметные ошибки. Они практически не влияют на восприятие текста. Но что делать, когда в стихотворении встречается что-то совершенно странное?

"мам, понимаешь
  я уже совершенно не та,
  что заплетала куклам косички и в страхе хватала тебя за юбку.
  не та девочка, что боялась засыпать без ночника
  и не та, что прятала зубы под бабушкину подушку.
  сейчас я так часто забываю тебе позвонить,
  часто разбивается о паркет фарфоровая посуда.
  но мам,
  я тебя люблю
  и до смерти буду."

Я даже заглядывал в википедию, пытаясь понять, что заставляет девочек прятать зубы под бабушкину подушку. Но она мне ответила, что это - американская традиция, да и бабушки здесь ни при чём. В итоге читателю остаётся или догадываться о том, что это за странная такая традиция имела место в авторском детстве, или читать невнимательно, чтобы вовсе пропустить это место. Но это нам совсем не подходит. Вот и получается, что при всём желании увеличить реализм, прибавить реальных фактов, автор при помощи всего одной строчки отдаляется от читателя.

Но я никаким реализмом или авторским видением не могу объяснить стихотворение "memoirs alone":

"кто-то помнит запах мокрых волос,
  легкий шрамик на подбородке,
  татуировку в области сломанного плеча,
  родинку у губы и косую челку.
  кто-то помнит чей-то незатейливый смех,
  ямочку на щеке от ветрянки,
  теряются лишь заученные наизусть имена,
  стираются номера,
  выцветают почтовые марки."

Ведь это даже удивительно. Как можно написать отличное стихотворение, тщательно продумать все фрагменты, создать настроение и образы, незаметную рифму и особый ритмический рисунок, а потом допустить, чтобы в текст вошла совершенно ненужная строчка про татуировку "в области сломанного плеча". Каким жестоким надо быть автором, чтобы ради заполнения пустого места в строчке сломать плечо лирической героине? Я даже не говорю о том, что "в области плеча" - чуть ли не самое неточное указание места. Более размытый образ может получиться только если сказать "между ногами и шеей". Вся эта строчка не вызывает ничего кроме отторжения. Сломанное плечо меняет всё лирическое настроение на прямо противоположное - грубое и ожесточённое. И в результате получается, что замечательное стихотворение оказывается испорчено одной непродуманной строчкой.

Ведь есть же другие стихи, в которых такого не случается. Которые с начала и до конца выдержаны и продуманны. В которых есть композиция (кстати, весьма схожая во многих стихотворениях: сначала ожидания, потом обречённость и печаль, потом какая-нибудь поучительная или жалобная - от слова "жаловаться" - концовка). В которых есть стройные образы и интересные приёмы.
Почему же так часто встречаются неудачно выбираемые слова?

Это может показаться мелочью.
Однако для того, чтобы стихотворение стало хорошим надо найти сотню отличных слов. А чтобы оно стало плохим достаточно всего одного ужасного слова.
В конце-концов, именно в претензиях к словам и строится большинство критических замечаний. Если один человек хочет доказать неправоту другого, ему достаточно найти хотя бы одну-единственную ошибку, после чего от всего текста камня на камне не остаётся. Так и в стихотворении: если только вы не мечтаете о том, чтобы ваши читатели просматривали мельком ваши стихи, пропуская все неудобные моменты, после окончания текста тщательно просмотрите его на предмет неудачных слов. Есть ли там неизвестные широкому обществу термины и традиции? Не случилось ли так, что сначала хотелось написать одну мысль, а потом в голову резко пришла другая, и весь смысл текста перепутался? Не вмешались ли в текст элементы чужого стиля?
Это всё очень важно, так как именно от этого зависит впечатление, которое останется у читателя после текста.

Впрочем, справедливости ради стоит признать, что я очень редко встречаю людей, у которых встречаются реулярные проблемы с неудачным выбором слов. Как правило это - единичные случаи.

Обзор

Previous post Next post
Up