Если честно, я очень ленивый. Вот, например, этот обзор, который полагается публиковать в среду, я начал в ночь с четверга на пятницу. Тем более ничего не хочется делать, когда вспоминаешь, что через несколько часов будет конец света и мы все умрём. Но раз уж я пообещал несколько обзоров, то придётся выжить и публиковать. А там - посмотрим.
Вообще, сегодня я не буду никого ничему учить, а просто расскажу об одной своей мысли. Она меня преследует уже года два, и никак не угомонится. Дело в том, что я ужасно соскучился по добрым, светлым и хорошим стихам. По хорошим не в смысле лексики или терминологии, а в смысле отношения к читателю, миру и всему такому. Среди моего творчества, к примеру, сложно найти что-нибудь доброе. Пустить себя на колбасу, лежать обглоданным термитами или сойти с ума - этого завались. А так, чтобы без единой шутки улыбнуться захотелось - таких ни одного. Я долго старался, писал о любви, о друзьях и даже о родине, но не выходит. Вероятно, я что-то не так делаю.
Почему так бывает и какими могут быть хорошие стихи - чтобы разобраться в этом я долго изучал страницу пользователя neprostoi.
Вообще, для чистоты эксперимента стоило бы сказать, что хорошие стихи - это явление субъективное, что они могут быть банальными, и человек, незнакомый с подобными штампами оценит текст, а знакомый - наоборот... Но на самом деле большинство хороших стихов всем нравится. Почему так? Например, прочитаем стихотворение Весна и планета.
[Листик] И мне сносит башку этот мокрый асфальт, И промозглый и каменный город. Если нет ничего, чтобы грело до пят, То хотя бы укутаться в ворот.
И тоска полбеды, и капель - не беда. Эскалатор с утра как аллея. Если нет никого, кто б любил навсегда. Пусть хотя бы полюбит на время.
Лишь откроешь глаза - начинается свет. И давай: завтрак, душ, скоро лето... Если смысла и вправду во всем этом нет, То зачем мне весна и планета?
Удивительно... Никто не умер. Ничего не происходит суперстранного. И даже более того: всё самое что ни на есть обычное и потому понятное. Нет каких-то особенных философских идей вроде "Cogito ergo sum" или наоборот "Всё будет плохо, но обязательно исправится". Самые обычные мысли, но выраженные таким образом, что их хочется прочитать и подумать. Вот это, я считаю, очень важно: чтобы читатель хотел подумать вашу мысль.
Часто ведь так бывает: что автор придумает что-то и начнёт разъяснять, разжёвывать, дописывать, так что в итоге одна интересная мысль покрывается десятью строчками пояснений. Над таким даже думать не хочется. Или другой вариант: когда автор предлагает образ - и сиди, думай, что он обирался сказать. В итоге никто и никогда не будет сидеть над таким текстом.
А тут баланс между "сказать всё" и "сказать ничего" очень хорошо выдержан: пара строк вступления подводят к мысли, одна строчка - забрасываем удочку, одна строчка - подсекаем. И всё, читатель на крючке. Вот ещё пример: стихотворение Листик.
[Листик] Если взять и на солнечный свет Просмотреть свою жизнь как листочек, То прожилки от прожитых лет Еще помнят бесцветие почек. Еще помнят что было тогда, Когда смерти не существовало, Да и жизнь лишь насмешкой была Без конца и почти без начала.
Если утром на небе искать Свое облако, как свое сердце, По нему можно день предсказать, И как в зеркало, в небо смотреться. Прокатиться по кромке воды, Обгоняя небесный затылок, Удивляясь как много любви И как много деревьев-улыбок. Каким быстрым бывает закат, Как вся жизнь умещается в листик, Как встают без команды и в ряд Бесконечно прозрачные мысли.
Да, есть банальное "жизнь лишь насмешкой была". Есть несогласованное "можно день предсказать". Есть неправильное "небесный затылок". Но есть деревья-улыбки, есть прожилки от прожитых лет, есть "в ряд бесконечно прозрачные мысли".
Если автор пытается заинтересовать читателя чем-то необычным, из ряда вон выходящим, страшным и приключенческим, ему придётся идеально выстраивать композицию, тщательно продумывать каждую строчку, удерживать читательское внимание. Но если автор пишет такое вот стихотворение - кому какая разница, как автор проставил знаки препинания? Там же вся жизнь умещается в листик!
Да, конечно я сейчас могу сказать: "автор, исправь то-то и то-то". Но во-первых и без исправлений всё здорово. А во-вторых я сам так не смогу, так что это было бы нечестно. Вот ни за что у меня не получится написать что-нибудь настолько приятное и лёгкое. Только прочитайте: Потому что сам
[Потому что сам] Вот тополь отцветет и полетит по свету Серебряным пушком на крыши и дома. И я когда-нибудь, винуясь воли ветра, В степь выйду босиком, да и сойду с ума.
Что завтра, что вчера, что двести лет минуя, Жизнь протекает в нас то струйкой, то ключом. И лишь один вопрос меня интересует: Куда ведет окно за маминым плечом?
Оттуда светит свет и прилетают птицы, И, может, где-то там я в старости умру... Моя задача здесь однажды раствориться В цветущей пустоте, случайно, по утру.
Когда цветет ковыль, каштаны отцветают И лето только что проснулось и молчит, Я думаю, что Бог меня оберегает, Лишь потому что сам в моей груди стучит.
Да. Сразу предупреждаю. Если кто-нибудь захочет пройти на страницу автора, то читайте только последние две (то есть, до skip=40) страницы. Потому что чем глубже, тем хуже выражаются мысли, чем скованнее автор и тем дальше заходит в поисках корма для идеи. Так появляются "кораблики в лужах и ямочках губ" или "попыткою воды узнать значенье сна". А вот ближе у настоящему времени становится всё лучше.
Вот такой сегодня обзор. Ничего полезного не сказал, ничего нового не открыл, только смуту в мозгах навёл. Ну и неважно. Всё равно мы все умрём.