Оригинал взят у
9orblnbl4 в
Знаменское-Раек - ВасилевоВ ходе майского
лениво-шашлычного выезда, посвященного изучению мостов реки Тверцы, часть времени мы уделили и изучению усадеб Торжокского района. Можно сказать совершили переход от практичному к прекрасному.
Естественно переход был совершел по самому короткому пути, это дало нам возможность еще раз убедиться в двух мудростях: кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая (Евклидова геометрия) и короткая дорога не всегда самая быстрая (жизненный опыт).
Первым местом была усадьба Знаменское-Раек.
Сейчас усадьба более-менее отрестарирована, а с учетом почти полного отсутствия туристов, свадебых процессий и любителей массовых фотосессий она дает возможность комфортно провести там пару часов в прогулках по ее кольцу и парку.
Попробуем систематизировать отрывочные знания, оставшиеся у меня еще с заезда в усадьбу времен
зимнего штурма бечевника и наложить их на впечатления, полученные от посещения усадьбы.
Во-первых происхождение названия.
В
некоторых источниках часто можно увидеть и старое название места: "Погост Рай".
Обратимся к словарям:
Раек - небольшая переносная панорама, представляющая собой ящик, к задней стороне которого приделано как бы возвышение, в виде коробки, Здесь находятся различный картинки, по большей части лубочные, опускающиеся по мере надобности на шнурке и заменяющие или просто загораживающие одна другую. В некоторых местностях картины, склеенные в одну ленту, перематываются с одного вала на другой показывателем, раешником. В передней стенке ящика сделаны круглые чрез которые зрители могут смотреть на картину . Показывание картин раешник сопровождает комментарием, по большей части юмористического свойства.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Рай (Раек) в разн.знач. относящийся.м. костр. яросл. ниж. отдаленный гул, раскаты, зык, голк, отгул,отголосок, отдача, раскат звука, отзыв, луна, вторье, эхо; шумный идолгий гул. Лесы от раю стонут. Охотники гончих закинули - рай лесом идет! Райкий, звучный, зычный, гулкий,отголосистый. Райкое место, где раздается голос и вторит. Райкая зала, схорошим резонансом, для музыки. Девки белье прут, зарей по реке райкораздается.Райник м.костр. большой, обширный лес. Райдуга, радуга.
Толковый словарь Даля
С названием Раёк также связана легенда, о том, что императрица Екатерина II посетила имение Глебовых и, восхитившись, воскликнула: "Вот это рай!".
Последняя версия выглядит не то, чтобы притянутой за уши, а скорее прилизаной.
Я соглашусь с чуть менее часто встречающейся (и кмк наиболее разумной) версией происхождения названия: Рай (Раек) - гулкое место, место, где шумит эхо. Учитывая обилие чистых сосновых лесов в округе, можно согласиться с ее небезосновательностью.
Во- вторых сама усадьба.
Главный дом усадьбы построен в последней четверти XVIII века по проекту архитектора Н. А. Львова (насколько помнится, факт не подтвержден, но основные черты творчества мастера видны, поэтому все верят и соглашаются).
По желанию владельца дом был выполнен в дворцовом стиле, но без излишнего декора.
Сам Львов писал: «Украшение только то у места, которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане».
Скорее всего именно эта красота без излишеств наряду с новаторскими решениями архитеектора и приклекала меня в его произведениях.
Двойная дорическая колоннада объединяла главный дом с вытянутыми вдоль двора флигелями и триумфальной аркой въезда. Благодаря этому парадный двор выглядел еще величественнее, и посетителю приходилось проделать изрядный путь от въездных ворот к дому.
Парадный двор и сейчас напоминает огромную дворцовую площадь, а окружающая его колоннада связывает все усадебные сооружения в единый ансамбль. (
источник).
Буквально за день до выезда на глаза попалась интересная информация: "Колонны портика дома и колоннады двора, имея разную высоту, одинаковы по диаметру, что создает впечатление легкости портика и массивности колоннады".
Отчет по этой усадьбе читал неоднократно, а вот на эту информацию внимания как-то не обращал.
На месте пригляделся и действительно, оптическая иллюзия достигла задуманного эффекта.
В-третьих, история и причины создания.
Не хочу никого грузить
историей древних родов Глебовых и Стрешневых, хотя мне эта тема достаточно близка: я много лет жил практически рядом с
усадьбой Покровское-Стрешнево, одной из владелиц которой и была Елизавета Петровна Стрешнева, для которой что? Правильно, построили усадьбу Знаменское-Раек, чтобы уж совсем вдали от Неризиновой (а в те времена Златоглавой) грустно ей не было.
В-четвертых, парк.
Парк красив даже в том запущенном виде, в котором он сейчас пребывает. Небольшая часть уже расчищена и в скором времени запестрит цветами, каскад прудов понемногу перекатывает воду к р. Логовеж, беседки ждут своего часа, чтобы восстать из тех самых, часто мною упоминаемых «романтических руин».
Центральный пруд с радует глаз,несмотря на солнечный и ясный день почему-то на ум приходит «Есть в графском парке черный пруд. Тааам лилии цветут», исполняемое голосом подвыпившего Атоса.
В этом же пруду мы встретили почти метр ужа. В то время, как весенние отчеты уже пестрят рассказами о встречах с пресмыкающимися, для меня это была первая змея, замеченная в этом году.
Василево
Второй день поездки был практически полностью лишен внедорожья, в счет увеличения культурной составляющей.
Добраться в
музей-усадьбу Василево у меня все никак не получалось. Причем не получалось уже года два. Это был последний более-менее крупный(из известных мне) музей деревянного зодчества, находящийся относительно недалеко от Москвы.
Около входа в усадьбу растет полое внутри дерево. Выбеленная внутренняя часть стала местом изложения своих желаний для многих посетитлей музея.
Кто-то хочет абстрактного: "чтобы все были счастливы", чтобы все были здоровы"; у кого-то желания конкретнее: "хочу интересных маршрутов", "хочу детей и денег много"; у кого-то желания вполне контретные "хочу отношений с хорошим мужчиной и жить в Москве".
В Москву, кстати, хотят многие из отписавшихся, как будто тут телепорт. Путь в Москву лежит через Василево...
Попробую немного разбавить обилие текста фотографиями из музея.
К тому же в Василево есть самый большой из посещенных валунных мостов, известный всем по фильму "Ночной Дозор".
В реальности он выглядит немного меньше, чем в фильме, хотя и не менее величественно.
В народе этот необыкновенный мост, будто мозаика собранный из огромных валунов, прозвали Чёртовым. Поговаривают, будто бы в потайных комнатах валунного моста в своё время держали непослушных и провинившихся крепостных, и под красивейшей кладкой скрывались настоящие пыточные.
"Внутри моста действительно есть четыре помещения, в которых держали птиц, здесь находились летние вольеры для пернатых и зимние хлева, - рассказывает Сергей МОКШЕВ, заведующий архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом "Василёво". - А история о камерах пыток - выдумка, не более".
Существуют и другие версии происхождения названия Чёртова моста. Первым его использовал Николай Александрович Львов, который и построил этот легендарный мост. В своих письмах архитектор сравнивал его с
тем самым Чёртовым мостом, который штурмовал Суворов во время перехода через Альпы.
Однако местные жители стали именовать валунный мост Чёртовым совсем недавно - не более полувека назад. А «виноват» во всём местный краевед А. А. Суслов, который именно так называл его в своих работах.
Скорее всего, нехорошее название досталось валунному мосту и вовсе случайно, как говорится, за компанию. «На Тверце, неподалёку от нашего музея, есть небольшой островок, который люди прозвали Чёртовым, и неспроста, - продолжает Сергей Николаевич. - Это местечко во второй половине XIX века облюбовала фрондирующая торжокская молодёжь, которая то и дело собиралась здесь пошуметь да похулиганить. Поэтому, скорее всего, это название просто «перекочевало» и на мост».
Сегодня валунный мост берегут как зеницу ока, и открыт он только для пешеходов. Раньше же по нему проходила дорога из Торжка до ближайших деревень, по валунам то и дело разъезжали дворянские брички, а в советское время по легендарному мосту курсировали даже грузовики.
С виду кажется, что его построили и вовсе без раствора, искусно подогнав друг к другу камни. Но это не так. Глина, песок, известь, кирпич при строительстве моста всё же использовались, просто они тщательно скрыты от посторонних глаз. Из них состоит внутренняя кирпичная кладка, невидимая снаружи . Обман зрения, вот и весь фокус. Кроме того, кирпичные своды сверху были покрыты толстой глиняной изоляцией, а уже над ней была уложена булыжниковая мостовая. (источник)
Дальше нас ждала родина «русского Леонардо» Н.А.Львова, которого я уже неоднократно упоминал в своих отчетах.